Основные стили управления

Стиль управления — реально используемая система эффектив­ных способов, средств, форм и методов повседневного функцио­нирования должностных лиц и органов управления предприятия и целом, основанная на соответствующих принципах и обеспечи­вающую рациональное ведение управленческих дел. Стиль — один из факторов рационализации управления, продуманное и согла­сованное взаимодействие управленческих элементов и человече­ского потенциала; основан на синтезе социальных, организацион­ных, нормативных, информационных и технических параметров управления.

Стиль управления должен состоять из таких необходимых для него элементов, как:

- целевые, функциональные и организационные характерис­тики органов управления, которые определяют их место и право­вой статус в иерархии управляющей системы предприятия;

- юридически закрепленные и соответственно практически используемые формы, методы и процедуры управленческой дея­тельности органов управления и должностных лиц предприятия;

- реально проявляемые общекультурные, профессиональные и личностные качества должностных лиц, посредством которых формируются социально-психологические механизмы управле­ния.

Свойства стиля управления создаются акцентом в названных элементах и комбинациями из них. Исходя из этого выделено несколько разновидностей стиля управления:

директивный (административно-директивный, автокра­тический) — наличие чрезмерной централизации власти, едино­началия, самовластного решения крупных и мелких вопросов, со­знательного ограничения контактов с подчиненными;

демократический (коллегиальный, кооперативный) — пре­доставление самостоятельности в соответствии с квалификацией;

принятие решений с участием подчиненных, уважение к людям, забота об их потребностях;

либеральный — отсутствие размаха в деятельности, безыни­циативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны.

Выделяют и другие стили: анархический (когда все пущено на самотек и каждый делает все, что хочет и как хочет); кампаней­ский (руководители, должностные лица от случая к случаю хвата­ются за дело, бурно проводят различные мероприятия, а потом успокаиваются и так до следующего приступа активности); воле­вой (характерны исключительно приказы, грубое психологическое давление, опирающееся на служебные зависимости).

Различают также общий стиль (нормативный, т.е. общеприз­нанный, проявляющийся в главных своих чертах повсеместно, в широких масштабах, стиль, разделяемый и поддерживаемый об­ществом) и стиль индивидуальный (преломленный в соответствии с конкретными условиями управленческой деятельности и каче­ствами соответствующих руководителей и должностных лиц).

В чистом виде ни один стиль управления не проявляется. Чаще всего имеет место сочетание, смешение стилей при явном преоб­ладании какого-либо одного. Свойство стиля управления, скла­дывающегося в его системе и подсистемах, напрямую зависит от качеств лиц, занятых в управленческих процессах.

Наиболее целесообразным, продуктивным и ориентированным на длительную перспективу является демократический стиль уп­равления. Именно он позволяет стабилизировать управленческие процессы и посредством них наладить рациональное и эффектив­ное функционирование системы и ее развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: