Принципы управления КСЗИ

На основе перечисленных законов управления формируются принципы управления, которые в системе управления ЗИ высту­пают в качестве основных исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и практикой, являющихся средством организации и регулирования целенаправленного воз­действия на КСЗИ, а также одновременно и собственно функцио­нирования управляющего субъекта.

Процесс выявления и обоснования принципов управления КСЗИ должен отвечать следующим требованиям:

а) отражать наиболее существенные, главные, объективно-не­обходимые закономерности, отношения и взаимосвязи системы управления;

б) характеризовать лишь устойчивые закономерности, отноше­ния и взаимосвязи в системе управления;

в) охватывать преимущественно такие закономерности, отно­шения и взаимосвязи, которые присущи системе управления как целостному организму, т.е. имеют общий, а не частный характер;

г) отражать специфику управления КСЗИ, его отличие от дру­гих видов управления.

Взаимосвязи и взаимодействия между принципами существу­ют в рамках их целостной системы. Раскрытие содержания и по­тенциала любого принципа управления возможно лишь в рамках и с учетом его системных зависимостей.

Система принципов:

• обшие: принципы системности, объективности, саморегули­рования, обратной связи;

• принцип оптимальности, информационной достаточности, эволюционизма, вероятности;

• принцип состязательности, ведущего звена, стимулирования;

• частные: принципы, применяемые в различных подсистемах управления (например, экономической);

• организационно-технологические: принципы единоначалия, сочетания, конкретности, распределения труда;

• принципы иерархии, единства распорядительства, одного на­чальника, делегирования полномочий, диапазона управления.

Для примера приведем несколько принципов, например, си­стемного подхода к управлению КСЗИ.

Принцип цели (целеобусловленности). Этот основополагаю­щий принцип системного подхода ориентирует руководителя на первоочередность анализа (синтеза) целей объекта, которые дол­жны достигаться при его функционировании. Цель первична, и для ее достижения должна формироваться надлежащим образом организованная система. Системе может быть задано и несколько целей. В этом случае должен быть задан принцип компромисса, например указанием последовательности достижения целей (сна­чала более важных, а затем менее важных). Цель обусловливает структуру и поведение системы. В процессе функционирования цель системы может меняться. Соответственно этому должны ме­няться структура или (и) способ функционирования системы.

Принцип двойственности (относительности). Управляемый объект должен рассматриваться и как система, и как подсистема системы более высокого уровня иерархии (суперсистемы). Напри­мер, объект информатизации, состоящий из множества различ­ных элементов (в том числе и сотрудников предприятия, работа­ющих на имеющихся на объекте средствах), является системой. В то же время данный объект — элемент какой-либо автоматизи­рованной системы, которая по отношению к нему является су­персистемой. В свою очередь, объект информатизации является суперсистемой по отношению к входящим в его состав ПЭВМ.

Принцип целостности. Система управления должна рассматри­ваться не как простой набор элементов, а как нечто целое, единое.

Принцип сложности. Управление как объект является слож­ной совокупностью различных элементов, находящихся в много­образных связях между собой и элементами окружающей среды. Каждому объекту присуща бесконечная сложность, неисчерпае­мость. Исходя из этого, при решении задач управления необходи­мо рассматривать объект в упрощенном виде, но до такого уров­ня, на котором он еще сохраняет свои существенные свойства. Важно найти компромисс между сложностью и простотой, не упу­стив при этом существенных свойств управляемого объекта.

Принцип всесторонности. Этот принцип требует учитывать при управлении все связи в объекте и факторы, влияющие на его функционирование.

Принцип множественности. Данный принцип ориентирует руководителя на то, что для полного описания результатов управ­ляющего воздействия на объект необходимо множество моделей, каждая из которых описывает его в каком-либо аспекте. Доказа­но, что заданную точность описания можно обеспечить конеч­ным множеством моделей. Например, автоматическая система управления доступом описывается функциональной схемой, прин­ципиальной схемой, монтажной схемой, временными диаграмма­ми сигналов и рядом других моделей.

Принцип динамизма. Принцип указывает на то, что управле­ние необходимо рассматривать с учетом динамики функциониро­вания объекта управления (т.е. все характеристики являются функ­циями времени).

Принцип историзма. Этот принцип обязывает проводить ис­следование прошлого объекта, так как его функционирование в прошлом и настоящем позволяет вскрыть закономерности и вы­явить тендендии его развития. Таким образом, данный принцип вызывает необходимость рассмотрения объекта на всех стадиях его жизненного цикла, начиная с момента создания и заканчивая полной деградацией.

Принцип сходства. Данный принцип рекомендует осуществ­лять поиск аналогов управленческих ситуаций на предмет использования применявшихся по ним управленческих воздействий, имевших положительные результаты.

Управляя системой ЗИ, следует учитывать и другие принципы, общие для различных видов деятельности.

Комплексность:

• обеспечение защиты информации от возможных угроз всеми доступными законными средствами, методами и мероприятиями;

• обеспечение безопасности информационных ресурсов в тече­ние всего их жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки (преобразования) и использования, во всех режимах функционирования;

• способность системы к развитию и совершенствованию в со­ответствии с изменениями условий функционирования.

Своевременность. Меры ЗИ имеют упреждающий характер. Они предполагает постановку задач по КЗИ на ранних стадиях разработки системы на основе анализа и прогнозирования обста­новки, угроз, а также разработку эффективных мер предупрежде­ния.

Непрерывность. Считается, что злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защитные меры, прибегая для этого к легальным и нелегальным методам.

Активность. Мероприятия ЗИ проводятся с достаточной сте­пенью настойчивости, с широким использованием маневра сила­ми и средствами защиты.

Законность. Этот принцип предполагает разработку КСЗИ на основе законодательства в области информатизации и защиты информации и других нормативных актов в данной области, с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресече­ния правонарушений.

Обоснованность. Используемые возможности и средства за­щиты должны быть реализованными на современном уровне раз­вития науки и техники, обоснованными с точки зрения заданного уровня защиты и соответствующими установленным требованиям и нормам.

Экономическая целесообразность и сопоставимость возмож­ного ущерба и затрат (критерий «эффективность — стоимость»). Во всех случаях стоимость системы должна быть меньше размера возможного ущерба.

Специализация. Предполагается привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организа­ций, имеющих опыт практической работы и государственную ли­цензию на право оказания услуг в этой области. Эксплуатация технических средств и реализация мер ЗИ должны осуществлять­ся профессионально подготовленными специалистами.

Взаимодействие и координация. Этот принцип означает осу­ществление мер обеспечения безопасности на основе четкой взаимосвязи соответствующих подразделений и служб, сторонних спе­циализированных организаций в этой области, координации их усилий для достижения поставленных целей, а также сотрудниче­ства с заинтересованными объединениями и взаимодействия с органами государственного управления и правоохранительными органами.

Совершенствование. Совершенствование мер и средств за­шиты осуществляется на основе собственного опыта, появления новых технических средств с учетом изменений в методах и сред­ствах разведки и промышленного шпионажа, нормативно-техни­ческих требований, достигнутого отечественного и зарубежного опыта.

Централизация управления. Этот принцип предполагает функ­ционирование системы ЗИ по единым правовым, организацион­ным, функциональным и методологическим принципам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: