Методы сбора, обработки и изучения информации, необходимой для планирования

Процессы сбора, обработки и изучения информации, в том числе используемой при планировании, характеризуются наличием нескольких видов ее преобразования: I) формальным; 2) содер­жательным; 3) пространственным; 4) временным.

1. Любое действие с информацией первоначально требует ее отображения (представления) для восприятия и понимания. Дан­ная функция реализуется при формальном преобразовании. Это преобразование связано с перекодированием информации, т.е. с изменением формы представления информации (из графичес­кой в текстовую, или наоборот), а также изменением ее структу­ры, например из произвольной в табличную. Необходимость пе­рекодирования информации обусловлена тем, что ее форма, по­лучаемая от множества источников, может быть различной (тек­стовой машинописной или рукописной, графической, звуковой и др.), а дня отображения в используемых документах форма пред­ставления должна быть однообразной и принятой для данного документа.

2. Под содержательным преобразованием информации по­нимается такой процесс ее обработки, в результате которого по­является «новая» информация. В этом смысле новой будет только(та информация, которая ранее в системе не содержалась и не по-] ступала извне, а получена путем осуществления операций преоб­разования имеющейся «старой» информации. В качестве пример ров такого преобразования могут рассматриваться процессы обоб­щения данных, проведения расчетов, логических рассуждений, мо­делирования и т.п.

Основное содержательное преобразование информации выпол­няется при подготовке и принятии решений. Непосредственно при разработке документов содержательное преобразование ин-^ формации осуществляется во время операций заполнения итоговых и сравнительных полей документа, полей оценки, реализуе­мых на основании данных, содержащихся как в одном, так и в нескольких документах.

3. Процесс сбора данных является выполнением простран­ственного (коммуникационного) преобразования информации.

4. Временной аспект преобразования информации при разра­ботке документов связан с необходимостью их хранения. От ин­формации, внесенной в документ, зависят сроки его хранения, периодичность обращения к нему и ситуации, в которых он ис­пользуется. А это в свою очередь определяет способ и место хра­нения документа и возможности по поиску информации.

Современные средства вычислительной техники качественно изменяют процессы подготовки принятия решений, включая методы и процедуры сбора, накопления, передачи, хранения, обра­ботки и выдачи информации в удобном для восприятия виде. Та­кие автоматизированные системы ППР имеют следующие основ­ные черты: более строгая дисциплина и упорядоченность про­цесса ППР; системность поддержки этого процесса; возможность научного обоснования принимаемых решений; способность к многовариантности и гибкости анализа; комплексность анализа вариантов решений; большая наглядность и образность результа­тов поддержки решений.

Система ППР это: интерактивная автоматизированная систе­ма, использующая модели выработки решений, обеспечивающая пользователям легкий и эффективный доступ к большому рас­пределенному хранилищу информации и предоставляющая им разнообразные возможности по отображению информации. В та­ком понимании СППР представляет собой совокупность следую­щих подсистем: комплекса распределенных технических средств, комплекса математических моделей анализа состояний и выра­ботки решений, баз данных и знаний, системы управления моде­лями, удобных для пользователя языков моделирования, обработ­ки и отображения информации.

Двумя частными формами поддержки процессов ППР явля- ются представление руководству информации и выполнение рас­четов для него, выражающиеся в информационной и вычисли­тельной поддержке ППР соответственно. Существование этих двух форм обусловливается особенностями процессов ППР и со­путствующих им процессов переработки информации, которые могут значительно различаться между собой по сложности.

Задачей информационной поддержки ППР при планировании В КСЗИ является обеспечение должностных лиц органа управле­ния — как по их запросу, так и в режиме регулярного информи­рования — своевременной, безошибочной и нужной информаци­ей на всех этапах планирования. Выполнение этой задачи связано со сбором, накоплением, хранением, обработкой больших объемов данных и выдачей как «сырой», так и переработанной ин­формации в виде сводок, справок и т.п.

Информационная поддержка ППР в своем развитии прошла несколько этапов. Первоначально считалось, что, поскольку ин­формационная поддержка ППР является необходимым условием повышения качества принимаемых решений, то чем больше ин­формации передается ЛПР, тем более качественным будет реше­ние. Однако, как показала практика ППР, увеличение объема ин­формации мало связано с повышением качества принимаемых решений. Это объясняется рядом обстоятельств. Когда для под­держки решений предлагается информация, действительно нуж­ная для принятия решения, но в больших объемах, она либо иг­норируется ЛПР, либо вынуждает его тратить больше времени на организацию и усвоение этой информации, либо вызывает у него информационную перегрузку. В любом случае на качество реше­ния оказывается отрицательное воздействие. Если же в этой ин­формации присутствует такая, которая не имеет отношения к про­блеме, то это создает бесполезный избыток информации, способ­ствующий, как правило, снижению качества решения.

В дальнейшем, по мере появления опыта использования раз­личных автоматизированных систем, полагалось, что руководи­тель в состоянии иметь представление о необходимой для приня­тия решения информации, готов к ее усвоению и может созна­тельно ограничивать свою информационную потребность, когда ему угрожает информационная перегрузка. Однако и этот подход обладает определенными недостатками. То, что ЛПР имеет пред­ставление о необходимой ему информации и готов к работе с ней, еще не гарантирует, что вся полученная им информация действи­тельно окажется нужной, а готовность ЛПР к ее переработке — абсолютной.

На современном этапе развития средств информационной под­держки ППР стало складываться представление о том, что акцент следует делать на удовлетворение потребностей конкретного ЛПР в информации, объективно необходимой для решения поставлен­ных задач. Поэтому для нахождения оптимального (рационально­го) решения ЛПР необходим некий оптимальный уровень коли­чества и качества информации. Однако дать ЛПР практические рекомендации о том, от каких факторов мог бы зависеть этот уро­вень, как его определить и достигнуть, достаточно сложно. Кроме того, отсутствуют надежные средства определения информации, необходимой для решения поставленной задачи (релевантной).

Автоматизированная система информационной поддержки ППР при планировании должна включать следующие элементы: 1) ЭВМ и другие технические средства; 2) информационную базу, часть которой организована в виде баз данных; 3) программные средства работы с базами данных, т.е. средства создания баз данных, их ведения, выполнения различных операций с ними, вклю­чая стыковку с расчетными программами и т.п.; 4) персонал под­держки.

Вычислительная поддержка ППР при планировании КСЗИ строится на использовании разнообразных моделей КСЗИ и про­цессов подготовки и принятия решений. Для того чтобы помочь должностным лицам органов управления в решении сложных за­дач планирования, специалисты создают математические модели и алгоритмы получения информации, нужной, в конечном счете, для квалифицированного принятия решения. В настоящее время широкое применение в КСЗИ нашли автоматизированные ин­формационно-расчетные системы, позволяющие выполнять вы­числения как по сравнительно простым формулам, так и по слож­ным моделям оптимизационного характера. При работе таких систем к должностным лицам попадают уже результаты расчетов, которым они дают окончательную оценку.

Диалоговые возможности информационной и вычислительной поддержки решений позволяют обеспечить многовариантность расчетов при использовании различных математических моделей. Это означает, что до принятия окончательного решения ЛПР имеет возможность сгенерировать и проверить с помощью системы под­держки ППР различные варианты решения интересующей его задачи, сочетая возможности формальных моделей и неформаль­ных суждений и оценок, как своих собственных, так и привлека­емых экспертов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: