Планирование привлечения персонала позволяет ответить на вопрос: "Как можно с перспективой на будущее удовлетворить фактическую потребность в кадрах?".
При этом следует рассматривать как внутренний (коллектив действующего предприятия), так и внешний, по отношению к предприятию, рынки труда.
В целом внутризаводское привлечение следует считать лучшим, так как укрепляется убежденность в том, что на собственном предприятии можно стать "кем-то"; переводы на новую должность, если они соответствуют желаниям работников, способствуют повышению производительности труда, а в случае организационно-технических изменений высвобожденные работники получают новый вид занятости.
Рассмотрим преимущества и недостатки названных способов привлечения персонала.
Внутризаводское привлечение
Преимущества Недостатки
• Предоставление шансов для роста (по- • Сокращение возможностей для выбора
вышает привязан-ность к предприятию, • При определенных условиях высокие
улуч-шает психологический микро- затраты на повышение квалификации
климат на производстве) • Разочарование среди коллег в случае
|
|
• Незначительные затраты на привлече- неодобрения факта выдвижения какого-
ние либо работ-ника на должность начальни-
• Знание претендентом данного предпри- ка
ятия • Возможное появление напря-женности
• Знание работника, наличие представле- или соперничества
ния о его умениях • Слишком тесные взаимоотно-шения
• Поддержание уровня оплаты на данном среди коллег, появление панибратства
предприятии (в случае срочного приема при решении де-ловых вопросов
на работу возможна завышенная оплата • Назначение на должность "ради сохра-
в соответствии с существующей в нения мира". Нежелание сказать "нет"
данный момент на рынке труда) сотруднику, кото-рый работал длитель-
• Возможность более быстрого заполне- ное время
ния вакансий • Снижение активности работни-ков в
• Освобождение должностей для моло- результате автоматизма при повышении
дых кадров в должности (заместитель всегда стано-
• Прозрачность кадровой политики вится преемником)
• Управляемость за счет кадрового пла-
нирования
• Целенаправленное повышение квали-
фикации
• Сокращение текучести
Привлечение рабочей силы извне
Систематическое Конкретные мероприятия Прием на работу:
наблюдение за по привлечению персона- изучение письмен-
рынком труда: ла: направление заявок на ных заявлений, их
постоянные кон- необходимую рабочую предварительный
такты с государ- силу, изучение объявлений отбор, собеседова-
ственной службой о поиске работы, публика- ния при приеме,
|
|
занятости, учеб- ция собственных объявле- прием на работу с
ными заведения- ний (выбор органов прес- испытательным
ми сы) сроком и т.д.
и т.д.
Привлечение персонала вне рамок предприятия
Преимущества Недостатки
• Более широкие возможности • Более высокие затраты на при-
выбора влечение персонала
• Новые импульсы для предпри- • Большая доля привлекаемых со
ятия стороны способствует росту теку-
• Человеку со стороны легче до- чести
биться признания • Высокая степень риска испыта-
• Прием на работу непосредст- тельного срока
венным образом покрывает по- • Отсутствие знаний о производст-
требность в персонале ве (необходимое введение в курс
дела требует затрат времени)
• Блокирование возможностей слу
жебного роста
• Более высокая оплата по сравне
нию с внутризаводским привле-
_____________________________________ чением______________________
На предприятии всегда должен быть резерв кандидатов на все должности, из которых организация отбирает наиболее подходящих. При этом учитываются такие факторы, как уход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с окончанием срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Резерв должен представлять собой группу работ-никЪв перспективного возраста (40-45 лет), которые зарекомендовали себя как способные руководители и специалисты. Эта группа работников становится основным источником пополнения руководящих кадров в случае освобождения вакансий.
Формы подготовки резерва могут быть различными. Так, эти лица могут замещать руководителей во время их болезни, отпуска, командировки; могут быть назначены на промежуточные должности; могут проходить стажировки в других организациях; обучаться на различных курсах и т.д.
Формирование и подготовка резерва должны сопровождаться созданием необходимого морально-психологического климата в коллективе.
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах, журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, заключение контрактов с высшими учебными заведениями. Что касается студентов, то важное значение имеет их работа во время каникул. Большую помощь в отборе студентов на фирму и в подготовке нужных специалистов оказывают центры по определению студентов на работу, объединяемые Международной ассоциацией студентов, изучающих экономику и управление, "А1Е8ЕС". Эти центры проводят во многих ведущих вузах Москвы "Дни карьеры", ярмарки вакансий, на которых сводят студентов, особенно выпускников, с заинтересованными в них фирмами. Фирмы же распространяют здесь информацию, благодаря которой студенты могут узнать о той или иной организации и сделать свой выбор. Некоторые предприятия используют специальных вербовщиков для поиска нужных работников. Обычно они работают в школах, университетах и т.д. При привлечении рабочей силы извне важное внимание необходимо уделять временному фактору, связанному с продолжительностью обучения.
Обычно лицам, претендующим на определенную вакансию, предлагается представить следующие документы: автобиографию (зарубежное наименование - резюме); анкету по установленной форме; рекомендации; выписку из трудовой книжки; копии дипломов, свидетельств, сертификатов, других документов о полученном образовании; копии лицензий, сертификатов, других документов, подтверждающих специализацию и уровень квалификации.
Резюме играет большую роль в отборе персонала. Так, например, в Америке существуют бюро, специализирующиеся на их составлении. Хорошо составленное резюме должно давать полное представление о трудовом опыте, образовании, других деловых качествах. Для ученых в резюме рекомендуется приводить и наиболее значимые публикации.
|
|
Резюме состоит из следующих основных частей.
1. Фамилия, имя, отчество, адрес и телефон.
2. Должность, на которую вы претендуете.
3. Трудовой опыт (Experience) (начиная с последней работы и перечисляя в
обратном порядке).
4. Образование (Education) (начиная с указания последнего учебного заве
дения, которое вы закончили и перечисляя их в обратном порядке).
5. Личные данные (Personal).
6. Рекомендации (References).
7. Список наиболее значимых научных трудов.
Иногда полезно привести краткое описание опыта и достижений. Даты начала и окончания работы в том или ином учреждении или годы учебы в институтах, университетах, аспирантуре и т.д. могут быть указаны либо слева, перед соответствующим названием, либо после него.
Определенные возможности для составления резюме предусмотрены в Word'е. В данном случае необходимо в шаблоне заменить приведенные данные (адрес, этапы карьеры и т.д.) на ваши собственные.
Что касается рекомендаций, то они должны удовлетворять определенным условиям: их автор должен знать уровень продуктивности и качества работы заявителя и сам должен быть достаточно компетентным, чтобы его оценить. Существует мнение, что рекомендательные письма необходимы в отношении тех видов работ, которые предстоят заявителю.
Желательно, чтобы рекомендательные письма отправлялись отдельным письмом и кандидат не мог их прочитать. В этом случае достигается наибольшая объективность оценки кандидата.
В резюме в разделе "рекомендательные письма" могут быть указаны фамилия, должность, место работы, адрес и телефон лица (или лиц), предоставляющего отзыв.
Можно также указать, что рекомендательные письма предоставляются по требованию (available upon request).
На этапе отбора рассматривают наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. Рекомендуется выбирать кандидата, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе.
|
|
Объективное решение о выборе может основываться на следующих характеристиках:
• образование кандидата;
• уровень его профессиональных навыков;
• опыт предшествующей работы;
• медицинские характеристики;
• персональные характеристики и личные качества.
Обычно эталонные уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик уже работающего персонала. Уровень образования должен сравниваться с требованиями выполняемой работы. Обычно работодатели отдают приоритет претендентам с более высоким уровнем образования. Опыт отождествляется с возможностями работника. Он характеризуется трудовым стажем.
Учитывать медицинские характеристики следует в том случае, если выполняемая работа требует определенных физических качеств: остроты зрения, слуха, выносливости, силы и т.д. Если прямой зависимости между конкретной работой и состоянием здоровья нет, то такой критерий отбора в ряде стран рассматривается как дискриминирующий. Важными персональными характеристиками являются состояние в браке, возраст. Обычно у лиц старше 40 лет возникают трудности с наймом на работу. Однако в США, например, ограничения в приеме на работу этих лиц рассматриваются как незаконные. Необходимо отметить, что чистый отбор по достоинствам не всегда возможен. Так, на предприятиях государственного сектора большое значение имеет политическая ориентация кандидатов, а в частном секторе дружеские отношения с менеджерами. Выбор метода отбора во многом зависит от количества претендентов на одно вакантное место. С увеличением этого соотношения, которое называется коэффициентом отбора, разумеется, усложняется процесс отбора.
Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания, то наибольшее значение будут иметь образование и опыт. Для руководящих работников, особенно высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания различных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и с подчиненными.
Существуют три метода сбора информации, которая необходима при отборе:
• собеседования;
• испытания;
• центры оценки.
Наиболее широко применяемым методом отбора являются собеседования. Они необходимы для того, чтобы подтвердить верность информации, содержащейся в заявлении или резюме кандидата, и составить представление о его личности. Подбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев. Вместе с тем возникают проблемы, которые снижают эффективность собеседований как инструмента отбора кадров. Основа этих проблем носит эмоциональный и психологический характер. Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с другим лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим (ошибки "по контрасту"). Если предыдущий собеседник выглядел плохо, то последующий будет иметь преимущества.
У проводящих интервью существует и такая тенденция, как завышение оценки тех кандидатов, внешний вид, социальное положение, манеры поведения которых в большей степени напоминают их собственные. Первое интервью является отборочным. По мере прохождения этого про-
цесса собеседование принимает все более глубокий характер и затрагивает вопросы, связанные с конкретной работой на фирме.
При этом можно использовать структурированное интервью, предусматривающее использование специального вопросника, например, "Почему вы заинтересованы поступить на работу в нашу компанию?"; "Почему вы считаете себя подходящим кандидатом на эту должность?"; "Что вы знаете о нашей компании?"; "Вам нравится работать с другими людьми?" и тому подобное.
Неструктурированное собеседование позволяет задавать вопросы в свободной форме, что требует от кандидата "думать на ходу".
Испытания (тестирование) на пригодность должны показать сколь эффективно кандидат сможет выполнять конкретную работу (демонстрация умения работать на станке, демонстрация способностей путем устных сообщений, письменных работ и др.).
Тесты по проверке интеллекта позволяют выявить уровень владения логикой и аргументацией, умение говорить и способность принимать решения.
Тесты на эрудицию позволяют определить объем информации, которым кандидат располагает о каком-нибудь предмете. Например, Шкала Веклера включает вопросы по информатике, арифметике, стандартный набор слов и так далее.
Тесты для характеристики личности - это попытки оценить врожденные способности и личностные качества. Одним из известных тестов является тест Роршака с чернильными кляксами.
Тесты на честность позволяют оценить степень добросовестности кандидата, выявить систему его этических ценностей и умение вести себя в ответственных ситуациях. Иногда применяются тесты на честность с использованием прибора, регистрирующего изменения в дыхании, давлении, пульсе, реакции кожи. Человеку задаются нейтральные вопросы (для оценки нормального состояния) и вопросы, которые важны для наблюдателя.
Центры оценки были созданы во время второй мировой войны для отбора агентов секретной службы. -
В центрах оценивают способность к выполнению связанных с работой задач методами моделирования. Например, в течение определенного времени кандидат должен выполнять функции управляющего, т. е. принимать различные решения, отвечать на письма и т.д. Другим методом является имитация собрания организации. В этом случае кандидатов оценивают по таким характеристикам, как умение выступать, проявлять настойчивость, ладить с людьми и т.д. Определенное значение при отборе имеют бланки заявлений, которые содержат сведения о стаже, характере образования, зарплате и т.п.
При составлении анкет необходимо стремиться к тому, чтобы число пунктов в них было минимальным. Рекомендуется также включать "закрытые вопросы", позволяющие производить проверку ответов (логический контроль).
Для принятия объективного решения необходимо сравнивать информацию, полученную в ходе анализа анкеты, рекомендательных писем, проведения собеседований, испытаний и т.д.
Большое значение с точки зрения повышения эффективности работы имеет аттестация специалистов.
Под аттестацией сотрудника понимают определение его квалификации, уровня знаний либо отзыв о его способностях, деловых и иных качествах..
В материалах аттестации отражаются замечания к аттестуемому, даются рекомендации по устранению недостатков, а в случае необходимости — рекомендации руководству о продвижении работника по службе, материальном поощрении или же несоответствии его занимаемой должности.
Обычно аттестационные комиссии рассматривают следующие документы: характеристики переизбираемых; списки опубликованных научных трудов и научных отчетов, патентов; акты внедренных законченных исследований; сведения из отдела кадров о поощрениях и дисциплинарных взысканиях.
Планирование сокращения персонала
Планирование сокращения персонала позволяет смягчить социальные проблемы. Оно должно включать своевременные перемещения, переподготовку, прекращение приема на работу в условиях ухода людей на пенсию, содействие внутризаводской мобильности, а также социально-ориентированные методы отбора (в зависимости от возраста, стажа работы, семейного положения, количества детей и т.д.).
Подобное кадровое планирование должно быть непосредственным следствием принятых решений по вопросам проведения рационализации и инвестиций. Оно позволяет находить более гуманные решения по сравнению с теми, к которым приходят в случае составления краткосрочных планов социальных мероприятий. Варианты, которые могут иметь место в случае необходимости сокращения персонала, приведены на рис.6.
Высвобождение
Перевод на сокращенный Создание условий для
Принудительные рабочий день, неделю, от- увольнения
увольнения пуск (не препятствовать
по инициативе админист- увольнению по собст-
рации венному желанию)
Рис.6. Направления высвобождения
Одной из стратегий, часто используемых работодателями, чтобы избежать сокращения числа занятых, когда они сталкиваются с проблемой лишних работников, является разделение работы на всех имеющихся сотрудников путем сокращения рабочего времени.
В ряде стран (во Франции, ФРГ, Англии, Италии, Японии, а также, хотя и в меньше степени, в Канаде и США) существуют государственные программы частичной компенсации заработной платы, потерянной из-за сокращения рабочих часов. Другой разновидностью является деление рабочего места между двумя работниками. В этом случае делятся рабочие часы, зарплата, различные доплаты и льготы. Обычно деление происходит по дням недели или часам каждый день. Сокращение рабочего времени как альтернативы увольнению целесообразно применять в первую очередь в условиях краткосрочного спада производства. Переводу на частичную занятость может подлежать основная часть персонала предприятия, которая способна к исполнению установленных функций (примерно около половины работников).
Между тем, необходимо иметь в виду, что сохранение излишней численности работников уменьшает объемы производства продукции на одного работника, что приводит к снижению производительности труда и ассоциируется с ростом скрытой (латентной)* безработицы. Скрытая безработица увеличивается значительно более быстрыми темпами, чем открытая. Сокращение производства не сопровождается адекватным высвобождение рабочей силы. По экспертной оценке Института макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ, масштабы излишней численности увеличились с 11,6 млн. человек в 1995г. до 12,5 - 13 млн.чел. в 1997г*. Излишки рабочей силы на предприятиях в 1995г. оценивались их руководством в среднем на уровне 26,2% против 18% в 1992г. Об избытке работников в 1995г. заявили 35,5% работодателей2.
В результате можно наблюдать снижение объемов производства в расчете на одного работника, то есть снижение производительности труда.
Снижение производительности труда ассоциируется с ростом скрытой (латентной) безработицы.
Для оценки прироста скрытой безработицы можно применять следующую формулу:
,где
- прирост скрытой безработицы за оцениваемый период;
Тф- фактическая численность работников; С> - фактический объем продукции;
W0 - выработка продукции на одного работника в предыдущем периоде;
- условная численность работников, которая требовалась бы для
производства фактического объема продукции при базисном уровне выработки одного работника;
К - коэффициент корректировки, отражающий долю работников,
непосредственно занятых производством продукции (основных рабочих).
В условиях временного сокращения производства перевод на неполную занятость позволяет сохранить трудовой коллектив. Этот факт будет иметь важное значение в период подъема производства, учитывая, что поиск квалифицированных работников является очень сложной проблемой. Кроме того, неполная занятость позволяет в какой-то мере снизить социальную напряженность в обществе.
Однако в нашей стране она достигла очень больших размеров.
По некоторым оценкам избыточные затраты реального сектора экономики, обусловленные низкой эффективностью использования трудового потенциала, главным образом накопленной скрытой безработицей, составили в 1997г. около 6% ВВП, а потенциал скрытой безработицы превысил 12 млн. человек. Неотлаженность рыночных отношений в трудовой сфере проявляется и в возрастающей теневой занятости. Масштабы которой превышают 7 млн. человек.
Под теневой занятостью или занятостью в неформальном секторе понимают занятость на незарегистрированных мелких предприятиях, а также крупных и средних, которые скрывают часть осуществляемого ими оборота Существующие здесь формы рыночных отношений во многом смыкаются с уголовным бизнесом - бандитизмом, хищением собственности и т.п.
На предприятиях можно выделить категорию работников, которые в силу профессиональных, а также личных качеств практически не адаптируемы к условиям рыночной экономики и должны подлежать первоочередному удалению с предприятия.
В этом случае эти работники должны принудительно увольняться или для них могут создаваться условия, стимулирующие их увольнение по собственному желанию. Необходимо отметить, что иногда перевод на неполную занятость служит для стимулирования увольнения работников по собственному желанию.
За рубежом иногда в качестве стимула для добровольного ухода работников используются дополнительные компенсационные выплаты и выходные пособия («золотое рукопожатие»). Однако, зачастую, работники, увольняющиеся по собственному желанию теряют часть льгот, которые цмеют работники, увольняемые принудительно.
Тренировочные задания | Ответ \ решение |
|