Необходимость и проблематика антикризисного управления

Управление социально-экономической системой всегда происходит с определенной долей риска, т.к. в любой момент (из-за цикличности экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов, человеческого фактора) может наступить кризис.

Антикризисное управление – управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Антикризисное управление носит системный характер, поэтому требует различных подходов распознаванию типа кризиса и разработке антикризисных мероприятий. Основные подходы к кризису:

· Психологический подход исследует степень влияния личности на возникновение кризисных ситуаций и её преодоление. В рамках этого подхода выделяют две концепции:

- Когнитивная. Предполагает, что в период организационного кризиса затрагиваются интересы всех членов организации; члены организации ограничены в возможности получения и обработки информации, необходимой для преодоления кризиса; организационные роли и обязанности в период кризиса могут меняться.

- Психоаналитическая. Требует учитывать поведение членов организации, делящихся на психологически подготовленных и неподготовленных к кризису. Неподготовленные к кризису работники становятся «жертвами» возникшей ситуации, теряя психологический комфорт, ощущая угрозу своему материальному и социальному статусу.

· Социально-политический подход. Причины кризиса лежат в сфере корпоративной идеологии и культуры организации производства. Кризис подобного типа происходит в том случае, если руководители производства, принимающие экономические решения, не в состоянии длительное время эффективно управлять экономическим ростом предприятия. Ситуация усугубляется ростом числа сотрудников, перестающих доверять тому экономическому курсу, который проводят руководители.

· Структурно- технологический подход. Причины кризиса, с позиции данного подхода, - неспособность технологий адаптироваться к меняющейся организационной обстановке. Основные меры по предупреждению кризиса должны основываться на внедрении гибких технологий.

Проблематика антикризисного управления довольно разнообразна. Всю совокупность проблем можно объединить в четыре группы:

Первая группа объединяет проблемы распознавания предкризисных ситуаций, создание механизмов предотвращения кризисов, а также запуск их в действие.

Вторая группа включает ряд проблем финансово-экономического характера, проблемы правового и организационного характера и множество социально-психологических проблем.

Третья группа проблем представлена в виде прогнозирования кризисов, вариантов поведения социально-экономической системы, поиска необходимой информации, разработки инновационных стратегий, направленных на вывод организации из кризиса.

Четвертая группа включает политику антикризисного управления персоналом.

Полную классификацию проблематики антикризисного управления можно проследить на рисунке 5.

 
 


Рисунок 5 – Проблематика антикризисного управления

Необходимость антикризисного управления становится более острой. В настоящее время разработано множество методик выхода из кризиса, ряд учебных заведений готовит квалифицированные кадры.

В процессе антикризисного управления своевременно принимаются необходимые решения, минимизируются потери и упущенные возможности, стабилизируются неустойчивые ситуации.

Методика антикризисного управления (АКУ) – это серия действий и управленческих шагов, направленных на предотвращение кризиса. К основным элементам АКУ относятся:

· Выявление и оценка уязвимых сторон организации. При успешном ведении дел на предприятии, предполагается отслеживание симптоматики кризисных ситуаций и предупреждение их развития.

· Снижение числа уязвимых сторон организации. Эффективное управление производством предполагает постоянное принятие решений (экономических, организационных и т.д.), уменьшающих число возможных кризисных ситуаций.

· Планирование выхода из возможного кризиса. Успешная компания может предвидеть кризисы, которые необходимо минимизировать путём мобилизации ресурсов. При этом необходимо разрабатывать различные сценарии по выходу из кризиса, предотвращая серьёзные последствия.

· Признание руководством наступления кризиса и определение мер по его преодолению. Проблема наступления кризиса решается только тогда, когда происходит осознание наступления кризиса. Затем вырабатываются быстрые и решительные меры по преодолению кризиса.

· Осуществление активных коммуникаций во время кризиса. Во время кризисной ситуации руководство компании должно проводить открытую политику в области коммуникации с собственным персоналом, клиентами, акционерами, СМИ. Коммуникации должны носить честный и открытый характер, что вызывает доверие у вышеназванных сторон.

· Отслеживание и оценка проявлений кризиса, гибкость мер в борьбе с кризисом. Профессиональная команда менеджеров, занимающихся антикризисными вопросами, должна постоянно отслеживать мнения различных организаций по поводу преодоления кризиса и вносить коррективы в намеченные планы.

· Изоляция кризисного участка бизнеса от всего производства, не затронутого кризисом. Предприятию необходимо принять радикальные меры по изоляции кризисного участка производства для сохранения собственного имиджа и доверия со стороны партнёров, сотрудников, потенциальных клиентов. Одновременно проводить антикризисные мероприятия, для минимизации кризисных последствий.

Антикризисное управление можно считать эффективным, если удалось избежать кризиса или угроза кризиса не отразится на доходах организации (не произойдут существенные отклонения от запланированных показателей). Успешное управление кризисными ситуациями обладает рядом характерных черт:

- Проблема, приведшая к кризисной ситуации, исчезает через несколько дней или недель.

- Кризис не получает широкой огласки после появления первых сигналов.

- Компания демонстрирует полный контроль над ситуацией (компетентность сотрудников, понимание возникших проблем и умение их разрешить).

- Уполномоченный представитель компании, занимающийся АКУ, компетентен и хорошо подготовлен.

- Продажи, доходы и продуктивность компании быстро восстанавливаются.

Чаще всего кризисные ситуации перерастают в затяжные или разрушительные кризисы из-за отсутствия продуманного плана по выходу предприятия из кризиса. Кроме того, существует ряд ошибок персонала, которые возникают в случае, если он не обучен методам антикризисного управления. К таким ошибкам относятся:

· Промедление принятия решений;

· Неподготовленность информационных материалов;

· Неудачно организованная процедура предоставления информации;

· Игнорирование телефонных звонков репортёров, журналистов;

· Отсутствие связи между общественностью и руководством предприятия;

· Нежелание изменять первоначальные планы;

· Попытки обмануть, ввести в заблуждение СМИ, сотрудников предприятия, общественность или контролирующие органы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: