double arrow

Основы подготовки и принятия решений при планировании

Центральное место в сложной, многогранной и трудоемкой деятельности по организационному управлению на разных уров­нях КСЗИ занимают процессы подготовки и принятия решений

(ППР). Знание особенностей ППР, а также владение методологи­ей процесса выработки решений облегчают работу органов управ­ления КСЗИ, сокращают время выработки решения, повышают его качество.

При реализации ППР выделяются различные этапы, стадии и операции, которые с достаточной степенью общности относятся к процессам, осуществляемым органами управления всех уровней иерархии. Отдельные этапы, стадии и операции реализуются с использованием своих специфических методов, способов или про­цедур, более или менее формализованных, а зачастую нестандарт­ных, творческих. Например, процедуры сбора и предоставления органам управления информации учетно-отчетного характера до­статочно отработаны и формализованы, но ее анализ требует от руководителя осмысленного отношения, умения видеть за циф­рами суть вещей и владения математическими моделями.

Таким образом, можно говорить о существовании определен­ной технологии принятия управленческих решений как о взаи­мосвязанной совокупности методов, способов и процедур анали­за ситуаций, постановки проблем, выработки, оценки и выбора вариантов решений, организации и контроля их выполнения.

В соответствии с тем, кто является субъектом ППР, т.е. кем вырабатывается решение — отдельным лицом, группой, органи­зацией или несколькими организациями, можно выделить следу­ющие уровни ППР: 1) индивидуальный; 2) групповой; 3) органи­зационный; 4) межорганизационный.

В подготовке решений при планировании КСЗИ принимают участие должностные лица органов управления, находящиеся на различных уровнях ППР, а окончательное решение принимает­ся на индивидуальном уровне лицом, принимающим решение (ЛПР).

ППР — сложный творческий процесс. ЛПР сталкивается с огромным количеством разнообразных факторов, имеющих про­тиворечивый характер, а «цена» принимаемых решений очень вы­сока. Это, конечно, не означает, что процесс выработки решения строится лишь на субъективных особенностях ЛПР. Несомненно, каждый думает по-своему, подходит к решению со свойственны­ми ему особенностями, но вместе с тем существует логическая последовательность, придерживаясь которой можно более орга­низованно, рационально прийти к нужному решению.

Должностные лица в процессе ППР действуют в последова­тельности, соответствующей этапам планирования:

1) первоначально уясняется поставленная задача, затем оцени­вается обстановка, делаются выводы из нее;

2) на основании уясненной задачи и выводов из оценки обста­новки намечается замысел на предстоящие действия по решению поставленной задачи;

3) замысел анализируется, уточняется, определяется возмож­ность его реализации; проверенный и уточненный замысел ло­жится в основу будущего решения;

4) далее следует оформление решения и доведение его до ис­полнителей.

Решения в процессе планирования принимаются на всех уров­нях иерархии, но применительно ко всему процессу планирова­ния как процессу достижения поставленных целей они могут быть разбиты на три категории:

1) информационное решение;

2) организационное решение;

3) оперативное решение.

В соответствии с этими категориями решений ППР можно раз­бить на три этапа:

1) выработка информационного решения (уяснение задачи и опенка обстановки);

2) выработка организационного решения (выработка замысла);

3) выработка (принятие) оперативного решения (разработка мероприятий для реализации замысла при завершении принятия решения и детальном планировании).

Информационное решение является прогностическим. Оно за­дает выявленные условия как существующего состояния планиру­емой КСЗИ, так и предстоящего ее функционирования. Данное решение вырабатывается в результате уяснения стоящих перед КСЗИ задач и оценки обстановки.

В зависимости от условий планирования вся необходимая ин­формация может присутствовать до начала планирования или на­капливаться поэтапно в процессе его реализации. Необходимо учитывать, что планирование в КСЗИ всегда связано с информа­ционной неопределенностью, причем степень этой неопределен­ности зависит как от условий организации планирования, так и от выбранных методов работы должностных лиц. Должностные лица, участвующие в планировании, стремятся снизить эту нео­пределенность прежде всего за счет постоянного изучения и ана­лиза поступающей информации.

Информационная неопределенность имеет различную природу. Она связана не только с неопределенностью предстоящих условий функционирования КСЗИ, но и с недостаточной степенью прора­ботки оперативных вопросов для последующих этапов планирова­ния. Информационное решение является результатом преодоле­ния этой неопределенности и формируется на всем протяжении планирования, однако особую значимость оно имеет в начальной фазе планирования, так как является первоосновой для выработки организационного и оперативного решений. Таким образом, выра­ботка информационного решения представляет собой первый этап процесса планирования и основывается на уяснении задач, стояших перед КСЗИ, и оценке обстановки, в которой осуществляют ся планирование и последующее функционирование КСЗИ.

На этапе оценки обстановки изучаются условия решения по ставленной задачи, выявляются факторы, которые будут способ ствовать или затруднять ее выполнение. Оценка обстановки -это познание объективных условий и нахождение лучших nyrei их использования для наиболее успешного выполнения постав ленной задачи. Объектами оценки обстановки являются следу­ющие элементы: угрозы информации, их источники, наличие сш и средств, факторы, способствующие решению задачи ЗИ, и фак­торы, оказывающие негативное влияние на решение задач ЗИ, условия окружающей среды, время года и суток и т.п.

Уяснение задачи и оценка обстановки есть единый процесс. Нельзя отделять их друг от друга, так как нельзя принять реше­ние, не оценив обстановку, в которой оно будет реализовываться. Завершается оценка обстановки формулировкой выводов из нее. Глубина и качество выводов из оценки обстановки — необходи­мые условия жизненности и практической реализуемости наме­чаемых решений.

Выработка организационного решения соответствует разра­ботке варианта построения системы, в процессе которого фор­мируются структурно-топологические характеристики КСЗИ и определяются ее задачи. Организационное решение составляет стержень планирования. Его выработка начинается с подготовки предложений должностных лиц группы планирования в ходе опе­ративного ориентирования.

На основе полученных новых данных детализируются выводы из информационного решения, в первую очередь в части задач КСЗИ, уточнения роли и места каждой из ее подсистем, возмож­ного противодействия их применению. Новая информация по­зволяет сузить исходную неопределенность. Для принятия ЛПР организационного решения готовится, как правило, несколько вариантов структуры КСЗИ. Количество этих вариантов должно быть таким, чтобы они «перекрывали» имеющуюся неопределен­ность в задачах. Таким образом, своим решением ЛПР старается компенсировать информационную неопределенность, планируя необходимый резерв сил и средств и их возможное применение в различных прогнозируемых условиях. В результате определяются структура КСЗИ и ее основные задачи.

Полученные на начальном этапе принятия организационного решения результаты составляют основу замысла, который для за­действования процессом планирования всех уровней управления находит свое отражение в предварительных распоряжениях под­чиненным.

Таким образом, уже в начале процесса выработки решения воз­никает необходимость выделить основные пути решения поставленной задачи, определить те основные варианты, которые на первый взгляд являются целесообразными. Выработку замысла на предстоящие действия еще можно назвать выбором рабочей ги­потезы, составляющей основу будущего решения. Замысел явля­ется предположением, основным вариантом решения поставлен­ной задачи. В то же время замысел первоначально носит доволь­но проблематичный характер, поскольку реальность его осуще­ствления еще не проверена.

Замысел может включать один или несколько вариантов реше­ния поставленной задачи. Дальнейший процесс выработки реше­ния в том и состоит, чтобы на основе расчетов, сопоставлений и логических рассуждений выбрать тот из них, который в прогно­зируемых условиях является наилучшим.

Расчеты — один из важнейших элементов процесса выработ­ки решения. Цель расчетов — определить реальность намеченно­го замысла, установить, какой из возможных вариантов будет наи­лучшим. Все расчеты можно подразделить на группы, основными из которых являются расчеты времени, пространства, техниче­ских возможностей (как злоумышленника, так и сил ЗИ). По форме расчеты могут быть условно разделены на аналитические и гра­фические. Аналитические расчеты обычно охватывают более об­ширную область и дают большую точность, в то время как графи­ческие расчеты охватывают меньший круг вопросов и, как прави­ло, менее точны. Вместе с тем графические расчеты более нагляд­ны, а в ряде случаев ускоряют получение результата, что весьма важно. При проведении расчетов может использоваться различ­ный математический аппарат — от простейшей арифметики до методов исследования операций (например, систем массового обслуживания, нелинейного программирования и др.). Выбор математических методов зависит от предоставленного времени, складывающейся обстановки, характера решаемых задач, уровня подготовки должностных лиц органа управления, наличия специ­ального программного обеспечения и обеспеченности вычисли­тельной техникой.

После объявления замысла и отдачи предварительных распо­ряжений начинается важнейший этап планирования, который за­вершается принятием оперативного решения. На этом этапе осу­ществляется окончательное формирование замысла на организа­цию КСЗИ, и на его основе определяются задачи подчиненным, направленные на реализацию результатов организационного ре­шения, задается порядок управления системой, определяются орга­низация взаимодействия подсистем, а также всестороннее обес­печение функционирования планируемой КСЗИ.

Спланированный вариант построения КСЗИ утверждается ЛПР. На основе утвержденного варианта разрабатываются задачи ис­полнителям, направленные на своевременное развертывание КСЗИ

и поддержание ее в плановом состоянии. Исходя из решений ЛИР о выборе варианта построения системы в целом, определяется порядок взаимодействия подсистем, очередность их ввода в рабо­ту. Кроме этого, принимается решение о построении системы управления КСЗИ и ее всестороннем обеспечении.

Вся взаимосвязанная совокупность элементов оперативного решения составляет структуру решения на организацию КСЗИ. Качество решения также определяется полнотой и рационально­стью информационного и организационного решений на преды­дущих этапах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: