Внеаудиторная работа
Психолого-педагогическая работа с семьей.
Семинар 4
1. Типичные проблемы детско-родительских отношений
2. Направления и формы психолого-педагогической работы с семьей
Литература:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004
3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002
Тема: «Состояние и тенденции развития современной семьи»
Составьте по предложенной схеме психолого-педагогическую характеристику основных категорий современных семей:
-молодой семьи, семьи среднего супружеского возраста, пожилой семьи;
-бездетная, малодетная, многодетная семья;
-неполная семья (материнская, неполная семья как следствие развода, неполная семья как следствие смерти одного из супругов), вторичная семья;
-благополучная, неблагополучная семья;
-дистантная, внебрачная семья;
|
|
-межнациональная, разнородная семья.
Схема составления характеристики категорий семей
Категория семьи, ее определение | Проблемы семьи | Сильные стороны семьи |
Литература:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004
3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002
5. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Ч. 1, М., 2000
Тема «Супружеские конфликты»
Приведите по одному примеру, описывающему конфликтную ситуацию, для каждой из типичных проблем, лежащих в основе супружеских разногласий.
Литература:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004
3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002
Тема «Консультирование в добрачный и предбрачный период»
а) подберите методический инструментарий или составьте вопросник для определения представлений старшеклассников (студентов) о семье и браке, их нравственно- психологической готовности к семейной жизни;
б) проведите исследование представлений старшеклассников о семье и браке и их нравственно – психологической готовности к семейной жизни. На основе полученных результатов проанализируйте:
|
|
- какое содержание они вкладывают в понятие «семья»;
- какое место занимает семья в их системе ценностей;
- ориентацию подростков в вопросах жизнедеятельности семьи;
- установки старшеклассников на будущую семью;
- источники формирования представлений о семье и браке.
Литература:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
2. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2001
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002
5. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей. Хрестоматия // Сост. Л.Б. Шнайдер: в 2 ч. – Москва-Воронеж, 2004.
Тема «Консультирование как способ терапии супружеских отношений»
Проанализируйте ситуацию, описывающую конфликтные отношения супругов, и проведите заочную консультацию:
1. определите сущность конфликта:
- какие проблемы взаимоотношений существуют у супружеской пары;
- как данные проблемы взаимосвязаны, какие из них главные, а какие вторичные;
- каковы вероятные причины возникновения проблем;
2. сформулируйте рекомендации супружеской паре.
3. если бы вам пришлось консультировать супружескую пару по поводу описанной ситуации, то подумайте:
-какие диагностические методики вы бы использовали для дополнительного изучения проблем супружеской пары. Составьте программу обследования супружеской пары;
-какой способ консультирования на ваш взгляд в данной ситуации был бы наиболее оптимальным. Обоснуйте свое мнение;
-сформулируйте вопросы, которые вы бы задали супругам в начале консультирования.
Литература:
1) Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
2) Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2001
3) Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004
4) Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002
Тема «Развод как социально-психологический феномен»
Задание:
1. Приведите примеры, описывающую ситуацию развода в семье на любой из его стадий.
2. Определите основные проблемы, с которыми столкнулась семья в описываемой ситуации.
3. Определите возможные варианты помощи героям ситуации.
Доклад: «Мотивы разводов у мужчин и женщин: сходства и различия».
Литература:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004
2. 2. Конституция РФ, М. 1993
3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002
4. Семейный кодекс РФ, С-Петербург, 2003
Тема «Правовое регулирование семейных отношений»
1. Проанализируйте статьи 3 и 4 глав СК РФ и сформулируйте принципы брака в РФ.
2. Приведите примеры ситуаций семейных отношений, требующих правового регулирования
Литература:
1. Конституция РФ, М. 1993.
2. Семейный кодекс РФ, С-Петербург, 2003
Тема «Семья как институт первичной социализации ребенка»
1. Подберите пословицы и поговорки о семье, в которых отражена ее характеристика (значение, механизмы) как института социализации личности, раскройте их сущность в терминах современной психологической науки.
2. На основе ретроспективного анализа своего детства докажите, что семья неизменный фактор социализации человека.
3. Составьте схему общих и различных признаков семейного и общественного воспитания.
Литература:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2000
|
|
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004
4. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002
6..Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. - М., 2001.
Тема «Психолого-педагогическая работа с семьей»
Задание 1:
a. Приведите примеры ситуаций, описывающие возможные проявления каждой из типичных проблем детско-родительских отношений.
b. Проанализируйте, как могут быть использованы групповые и индивидуальные формы работы педагога-психолга с семьей по каждой из типичных проблем детско-родительских отношений.
Обоснуйте свое мнение по 2 и 3 пунктам задания, опираясь на приведенные вами примеры типичных проблем детско-родительских отношений.
3. Выберите одну из ситуаций, и разработайте мероприятие по решению содержащейся в ней проблемы в любой форме групповой работы с семьей по следующей схеме:
i. Формулировка проблемы (при необходимости указать категории семей, на которые рассчитано данное мероприятие);
ii. Форма работы;
iii. Тема мероприятия;
iv. Цель и задачи мероприятия;
v. Содержание и ход работы.
Задание 2:
1. Приведите пример конфликтной ситуации в детско-родительских отношениях в своей семье, семье своих родственников или знакомых.
2. Определите, к какой из типичных проблем детско-родительских отношений относится данная проблема.
3. Подберите методики для дополнительного исследования детско-родительских отношений, обоснуйте целесообразность их применения к выявленной проблемной семейной ситуации.
4. Проведите исследование, сформулируйте диагноз по проблемам детско-родительских отношений в данной семье.
5. Разработайте план работы с семьей:
a. Сформулируйте цель и задачи психолого-педагогической работы с семьей;
b. Определите основные формы работы с семьей;
c. Определите потенциальные ресурсы для преодоления проблемы детско-родительских отношений, существующие в самой семье и ее окружении;
|
|
d. Определите этапы решения проблемы, кратко охарактеризуйте содержание деятельности на данных этапах.
Литература:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004
3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002