Самостоятельная работа. Психолого-педагогическая работа с семьей

Внеаудиторная работа

Психолого-педагогическая работа с семьей.

Семинар 4

1. Типичные проблемы детско-родительских отношений

2. Направления и формы психолого-педагогической работы с семьей

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

Тема: «Состояние и тенденции развития современной семьи»

Составьте по предложенной схеме психолого-педагогическую характеристику основных категорий современных семей:

-молодой семьи, семьи среднего супружеского возраста, пожилой семьи;

-бездетная, малодетная, многодетная семья;

-неполная семья (материнская, неполная семья как следствие развода, неполная семья как следствие смерти одного из супругов), вторичная семья;

-благополучная, неблагополучная семья;

-дистантная, внебрачная семья;

-межнациональная, разнородная семья.

Схема составления характеристики категорий семей

Категория семьи, ее определение Проблемы семьи Сильные стороны семьи

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

5. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Ч. 1, М., 2000

Тема «Супружеские конфликты»

Приведите по одному примеру, описывающему конфликтную ситуацию, для каждой из типичных проблем, лежащих в основе супружеских разногласий.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

Тема «Консультирование в добрачный и предбрачный период»

а) подберите методический инструментарий или составьте вопросник для определения представлений старшеклассников (студентов) о семье и браке, их нравственно- психологической готовности к семейной жизни;

б) проведите исследование представлений старшеклассников о семье и браке и их нравственно – психологической готовности к семейной жизни. На основе полученных результатов проанализируйте:

- какое содержание они вкладывают в понятие «семья»;

- какое место занимает семья в их системе ценностей;

- ориентацию подростков в вопросах жизнедеятельности семьи;

- установки старшеклассников на будущую семью;

- источники формирования представлений о семье и браке.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2001

3. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

5. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей. Хрестоматия // Сост. Л.Б. Шнайдер: в 2 ч. – Москва-Воронеж, 2004.

Тема «Консультирование как способ терапии супружеских отношений»

Проанализируйте ситуацию, описывающую конфликтные отношения супругов, и проведите заочную консультацию:

1. определите сущность конфликта:

- какие проблемы взаимоотношений существуют у супружеской пары;

- как данные проблемы взаимосвязаны, какие из них главные, а какие вторичные;

- каковы вероятные причины возникновения проблем;

2. сформулируйте рекомендации супружеской паре.

3. если бы вам пришлось консультировать супружескую пару по поводу описанной ситуации, то подумайте:

-какие диагностические методики вы бы использовали для дополнительного изучения проблем супружеской пары. Составьте программу обследования супружеской пары;

-какой способ консультирования на ваш взгляд в данной ситуации был бы наиболее оптимальным. Обоснуйте свое мнение;

-сформулируйте вопросы, которые вы бы задали супругам в начале консультирования.

Литература:

1) Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2) Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2001

3) Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

4) Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

Тема «Развод как социально-психологический феномен»

Задание:

1. Приведите примеры, описывающую ситуацию развода в семье на любой из его стадий.

2. Определите основные проблемы, с которыми столкнулась семья в описываемой ситуации.

3. Определите возможные варианты помощи героям ситуации.

Доклад: «Мотивы разводов у мужчин и женщин: сходства и различия».

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004

2. 2. Конституция РФ, М. 1993

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

4. Семейный кодекс РФ, С-Петербург, 2003

Тема «Правовое регулирование семейных отношений»

1. Проанализируйте статьи 3 и 4 глав СК РФ и сформулируйте принципы брака в РФ.

2. Приведите примеры ситуаций семейных отношений, требующих правового регулирования

Литература:

1. Конституция РФ, М. 1993.

2. Семейный кодекс РФ, С-Петербург, 2003

Тема «Семья как институт первичной социализации ребенка»

1. Подберите пословицы и поговорки о семье, в которых отражена ее характеристика (значение, механизмы) как института социализации личности, раскройте их сущность в терминах современной психологической науки.

2. На основе ретроспективного анализа своего детства докажите, что семья неизменный фактор социализации человека.

3. Составьте схему общих и различных признаков семейного и общественного воспитания.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2000

3. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

4. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

6..Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. - М., 2001.

Тема «Психолого-педагогическая работа с семьей»

Задание 1:

a. Приведите примеры ситуаций, описывающие возможные проявления каждой из типичных проблем детско-родительских отношений.

b. Проанализируйте, как могут быть использованы групповые и индивидуальные формы работы педагога-психолга с семьей по каждой из типичных проблем детско-родительских отношений.

Обоснуйте свое мнение по 2 и 3 пунктам задания, опираясь на приведенные вами примеры типичных проблем детско-родительских отношений.

3. Выберите одну из ситуаций, и разработайте мероприятие по решению содержащейся в ней проблемы в любой форме групповой работы с семьей по следующей схеме:

i. Формулировка проблемы (при необходимости указать категории семей, на которые рассчитано данное мероприятие);

ii. Форма работы;

iii. Тема мероприятия;

iv. Цель и задачи мероприятия;

v. Содержание и ход работы.

Задание 2:

1. Приведите пример конфликтной ситуации в детско-родительских отношениях в своей семье, семье своих родственников или знакомых.

2. Определите, к какой из типичных проблем детско-родительских отношений относится данная проблема.

3. Подберите методики для дополнительного исследования детско-родительских отношений, обоснуйте целесообразность их применения к выявленной проблемной семейной ситуации.

4. Проведите исследование, сформулируйте диагноз по проблемам детско-родительских отношений в данной семье.

5. Разработайте план работы с семьей:

a. Сформулируйте цель и задачи психолого-педагогической работы с семьей;

b. Определите основные формы работы с семьей;

c. Определите потенциальные ресурсы для преодоления проблемы детско-родительских отношений, существующие в самой семье и ее окружении;

d. Определите этапы решения проблемы, кратко охарактеризуйте содержание деятельности на данных этапах.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: