Уровни управления.
В силу многоаспектности, сложности и больших объемов работы в сфере управления необходимо разделение труда. Формы разделения труда имеют горизонтальный и вертикальный характер.
Горизонтальный характер разделения труда обусловлен тем, что внутри организации необходимо иметь руководителя», возглавляющего каждое отдельное подразделение, например по функциональному принципу:
* заместителя по маркетингу;
* заместителя по финансам;
* заместителя по науке;
* заместителя по персоналу.
Работа всех руководителей должна быть скоординирована.
На предприятиях промышленно-развитых стран принята следующая классификация занятых в производственном процессе:
1. Топ-менеджеры (высшее звено управления).
2. Middle-менеджеры (среднее звено управления).
3. Low-менеджеры (supervisors - низшее звено управления).
4. «Белые воротнички» - инженерно-технический персонал и конторские служащие.
5. «Синие воротнички» - рабочие, занятые физическим трудом.
6. «Серые воротнички» - работники социальной инфраструктуры.
Во всех странах наблюдается тенденция роста количества «белых воротничков».
Существует несколько звеньев.
Низовое звено, представителями которого являются: мастера, старшие мастера, руководители малых групп, младшие начальники, занимается распределением заданий, контролем за ходом их выполнения, следят за рациональным использованием ресурсов.
Характер работы заключается в частой смене заданий (оперативная работа), больше контактируют с исполнителями, чем с начальством.
Специфические требования: умение ослаблять напряженность от решений высшего руководства, умение предотвращать конфликты, основанное, рациональное распределение заданий и закрепление ответственности за работниками, способность мотивировать труд.
Среднее звено, представителями которого являются: начальники цехов, начальники лабораторий, начальники отделов, функциональные руководители, занимается координированием работы младших начальников (менеджеров), подготовкой необходимой информации для руководства высшего звена, представлением решений высшего звена управления в удобной, понятной форме младшим начальникам (в виде конкретных заданий), анализом производственно-экономических показателей, оказанием содействия своими решениями продвижению новых разработок, идей.
Специфические требования: владение различными методиками анализа с использованием компьютерных средств, знание научных методов управления и принятия решений, владение методами в области психологии управления, умение мотивировать труд.
Основной характеристикой среднего уровня менеджмента является то, что он является информационно-аналитическим центром. С одной стороны, представители этого уровня анализируют то, что происходит на низовом уровне, с другой - дают высшему руководству информацию, которая может быть использована при стратегическом планировании.
Высшее звено, представителями которого являются: президент, вице-президент, директор и его заместители, занимаются текущим и стратегическим планированием и управлением.
Специфические требования: гибкость в принятии решений, учет макросреды, способность предвидения (основанная на профессиональном опыте, и интуиции), способность к новаторству, адаптация к переменам.
Роли руководителя.
Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности» (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.
Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:
Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.
Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя - распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.
Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.
Роли руководителя включают формирование структуры фирмы, снабжение её всем необходимым для полноценной работы, то есть организацию. Правильно продумать и реализовать её особенно важно, когда фирма только вступает на рыночную стезю.
Еще одна роль руководителя в организации - мотивация, то есть обеспечение интереса сотрудников к достижению целей предприятия. Достигается это по-разному - открытием перспектив продвижения по службе, материальными стимулами. Чтобы верно смотивировать персонал, нужно понимать его потребности.
К тому же руководитель осуществляет контроль. Он подразумевает, что нужно объективно анализировать и оценивать работу предприятия. Контроль оценивает, насколько достигнуты цели, как нужно скорректировать методы их реализации, устанавливает стандарты, даже корректирует первоначальные задачи.
Очень велика социальная роль руководителя. У него много полномочий, ему приходится принимать ответственные решения и следить, чтобы они были претворены в жизнь.
Роли и функции руководителя делятся на три основные группы. Во-первых, это социальная роль руководителя (набор, подготовка и переподготовка персонала, мотивация, роль руководителя в управлении конфликтами). Во-вторых, информационная роль руководителя в системе управления (получение и обработка информации, подключение её к нуждам фирмы, распространение в коллективе; предоставление информации о фирме клиентам, деловым партнерам и т.п.). В-третьих, самая ответственная роль руководителя в организации - бесспорно, принятие решений и устранение ошибок, также представительство во внешних контактах.
Управленческие роли руководителя распределяются по нескольким уровням структуры руководства. Чем больше предприятие, тем больше управленческой работы, и её эффективности можно достигнуть только при определенном структурировании. Горизонталь власти - это начальники одного уровня (начальники разных отделов). Вертикаль власти - иерархия управленцев фирмы.
Низшее звено руководителей - операционные руководители. Они контролируют сам процесс производства и использование ресурсов. Пример - заведующий лабораторией, прораб.
Руководители среднего звена в иерархии стоят выше, у них больше ответственности - они контролируют операционных руководителей и передают информацию об их деятельности выше. Пример - декан факультета, директор школы, заведующий отделом.
Руководство высшего звена - малочисленная элита. На её плечах ответственность за все, что происходит в организации, за все достигнутые или недостигнутые результаты, за последствия каждого решения. Пример - глава корпорации, президент.