РАЗРЕШЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Разрешаются интервалы по принципу ладового тяготения, т.е. перехода
неустойчивых звуков в устойчивые, также соблюдается принцип разрешения увеличенных интервалов в сторону расширения, уменьшённых в сторону сужения.
ТРИТОНЫ
Тритон – это интервал, качественная величина которого равняется трём тонам.
К ним относятся ув.4 и ум.5. Тритоны строятся:
В мажоре: В миноре: ув.4 – IV ст. ув.4 – VI ст. ум.5 – VII ст. ум.5 – II ст.
Разрешаются тритоны по принципу: увеличенные – в сторону расширения, уменьшённые в сторону сужения.
В гармонических ладах добавляется ещё одна пара тритонов:
В мажоре: В миноре: ув.4 – VI- ст. ув.4 – IV ст.
ум.5 – II ст. ум.5 – VII+ ст.
ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКИХ ЛАДОВ
В гармонических ладах в результате повышения VII ступени в миноре и понижения VI ступени в мажоре изменяется ряд интервалов, в которых эти ступени являются основанием или вершиной. В гармоническом миноре, в связи с повышением VII ступени, интервалы, в которых VII+ ст. является основанием, уменьшаются на полтона, а интервалы, в которых VII+ ст. является вершиной, увеличиваются на полтона. В гармоническом мажоре интервалы, построенные на VI- ст. увеличиваются, а интервалы, в которых VI- ст. является вершиной, уменьшаются.
|
|
В гармонических ладах, в результате понижения VI ступени в мажоре и повышения VII ступени в миноре, образуется группа интервалов, свойственных только гармоническим ладам, получившим название – характерные. Т. О.:
Характерными называются интервалы, характеризующие гармонические лады.
К ним относятся: ув.2, ум.7, ум.4, ув.5.
Строятся:
Мажор: ув.2 – VI- / ум.7 – VII / ув.5 – VI- / ум.4 - III
Минор: ув.2 – VI / ум.7 – VII+ / ув.5 – III / ум.4 – VII+
Разрешаются интервалы по принципу: увеличенные интервалы в сторону увеличения, уменьшённые интервалы в сторону уменьшения, устойчивые звуки остаются на месте.