Разрешение интервалов. Тритоны. Интервалы гармонических ладов

РАЗРЕШЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

  Разрешаются интервалы по принципу ладового тяготения, т.е. перехода

неустойчивых звуков в устойчивые, также соблюдается принцип разрешения увеличенных интервалов в сторону расширения, уменьшённых в сторону сужения. 

ТРИТОНЫ

Тритон – это интервал, качественная величина которого равняется трём тонам.

К ним относятся ув.4 и ум.5. Тритоны строятся:

                 В мажоре:                            В миноре:                      ув.4 – IV ст.                   ув.4 – VI ст.    ум.5 – VII ст.                   ум.5 – II ст.

Разрешаются тритоны по принципу: увеличенные – в сторону расширения, уменьшённые в сторону сужения.

В гармонических ладах добавляется ещё одна пара тритонов:

                     В мажоре:                       В миноре:                       ув.4 – VI- ст.                   ув.4 – IV ст.

                   ум.5 – II ст.                     ум.5 – VII+ ст. 

ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКИХ ЛАДОВ

В гармонических ладах в результате повышения VII ступени в миноре и понижения VI ступени в мажоре изменяется ряд интервалов, в которых эти ступени являются основанием или вершиной. В гармоническом миноре, в связи с повышением VII ступени, интервалы, в которых VII+ ст. является основанием, уменьшаются на полтона, а интервалы, в которых VII+ ст. является вершиной, увеличиваются на полтона. В гармоническом мажоре интервалы, построенные на VI- ст. увеличиваются, а интервалы, в которых VI- ст. является вершиной, уменьшаются. 

В гармонических ладах, в результате понижения VI ступени в мажоре и повышения VII ступени в миноре, образуется группа интервалов, свойственных только гармоническим ладам, получившим название – характерные. Т. О.:

Характерными называются интервалы, характеризующие гармонические лады. 

К ним относятся: ув.2, ум.7, ум.4, ув.5. 

Строятся: 

Мажор: ув.2 – VI- / ум.7 – VII  / ув.5 – VI- / ум.4 - III                 

Минор:   ув.2 – VI / ум.7 – VII+ / ув.5 – III / ум.4 – VII+

 

Разрешаются интервалы по принципу: увеличенные интервалы в сторону увеличения, уменьшённые интервалы в сторону уменьшения, устойчивые звуки остаются на месте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: