Дворец Петра III

Дворец Петра III

(приложение 28)

Вряд ли будет преувеличением сказать, что дворец Петра III в Ораниенбауме (1759–1762) — самое значимое и совершенное произведение Ринальди первых лет его пребывания в России.

 Это и одна из лучших построек рококо с его ярким стилевым течением — шинуазри. Если в барокко интерес к китайским мотивам и формам — лишь новомодное веяние, то в рококо асимметрия, легкость и утонченность композиций шинуазри — главное средство художественной выразительности, абсолютно созвучное эстетике рокайльного искусства.

 Как антитеза помпезности барокко с конца XVII века рококо (с включением шинуазри) быстро охватывает большинство европейских стран.

 В работе над проектом Ринальди следует желанию заказчика, во вкусе которого только немецкие образцы. Петра III привлекают небольшие рокайльные дворцы, появляющиеся во множестве миниатюрных государств немецких принцев. Тот же стиль предпочитает и Фридрих II Великий, неизменно остающийся кумиром Петра даже в годы войны России с Пруссией.

 Ринальди безошибочно улавливает идею рокайльной экстравагантности будущего «игрушечного» дворца и блестяще ее реализует, возведя удивительное камерное здание с изысканными деталями.

Петерштадтский ансамбль Ораниенбаума расположен на юго-востоке от ансамбля Большого (меншиковского) дворца по правому берегу речки Карость.

 Ко дворцу Петра III, построенному на территории деревянной потешной крепости Петерштадт, ведут ее чудом сохранившиеся Почетные ворота.

Постановка здания по диагонали обусловлена планировкой прилегающего участка. Объемно-пространственное решение дворца несложное и в то же время оригинальное.

 Архитектурный язык постройки кубической формы с угловым входом предельно лаконичен, но при этом парадоксально выразителен. Срезанный по плавной дуге угол придает квадратному в плане зданию своеобразный

облик — дворец главным вогнутым фасадом будто раскрывается зрителю с тем, чтобы его объемы воспринимались массивнее и значительнее.

 Первый этаж здания трактован как цокольный. Его нижняя невысокая часть облицована гранитом, а далее следует горизонтальный (дощатый) графический руст.

 Оконные проемы первого этажа имеют наличники с неглубокой профилировкой и сандрики в виде карниза. Дверной проем входа во дворец имеет дугообразное завершение и оформлен фигурным наличником, верхние углы которого повторяют рисунок волют архивольта над балконной дверью.

Верхний этаж несколько выше первого. Его вертикальные членения подчеркнуты лопатками на главном фасаде и углах здания, а также более вытянутыми прямоугольными проемами окон, высоту которых зрительно увеличивают лучковые сандрики. (приложение 29)

На одну треть окна забраны ажурными коваными решетками с позолотой. Аналогичный рисунок имеет решетка, обрамляющая полукруглый балкон, устроенный над входом во дворец(приложение 30). Здание венчает балюстрада, примыкающая с двух сторон к аттику, расположенному на центральной оси вогнутого фасада.

 Наверху аттик имеет криволинейный абрис, согласованный с дугой входного проема и полуциркульным завершением двери-окна балкона и арочными нишами. Внутреннее пространство дворца Петра III так же необычно, как и его внешний облик.

 Из небольшого вестибюля круглая в плане лестница ведет на второй этаж. Здесь нет парадной анфилады, рассчитанной на торжественные приемы.

С маленькой лестничной площадки мы попадаем в Переднюю, от которой по периметру дворца следуют еще пять небольших уютных комнат: Буфетная, Картинный зал(приложение 31), Кабинет(приложение 32), Спальня и Будуар. Картинный зал дворца, который во времена Петра III служил парадной приемной и столовой, тесно связан с Кабинетом и Буфетной, тогда как Спальня и Будуар несколько обособлены от других компартиментов.

 Помещения дворца невелики, но визуально они становятся просторнее благодаря решению перекрытий: их почти замещают высокие падуги, существенно уменьшая площадь плафонов.

 В настоящее время от первоначальной отделки интерьеров Ринальди остаются лаковые панно, исполненные в китайском вкусе, стукковый декор потолков и падуг, детали наборных паркетов и отделка стены Буфетной.

Картинный зал — квадратное в плане помещение. Его стены украшают плотно пригнанные друг к другу картины в деревянных посеребренных рамах. Эта шпалерная развеска произведена в 1762 году по проекту Ринальди академиком Я. Штелиным и художником К. Пфанцельтом.

 Но уже в сентябре 1765 года по указанию Екатерины II профессор живописи С. Торелли и академик Я. Гроот отбирают полотна для Академии художеств, «где в последних была крайняя надобность».

 Интерьер Картинного зала восстановлен по чертежам Штелина лишь в середине XX века. Холсты Картинного зала представляют многие школы западноевропейской живописи XVII–XVIII веков. Чередование портретов и пейзажей в общем композиционном строе воспринимается как декоративный прием, хотя каждую из картин можно рассматривать как самостоятельное произведение станковой живописи.

 Невероятную художественную ценность во дворце Петра III представляют декоративные лаковые композиции на китайскую тему. Лаковые кабинеты уже в конце XVII столетия становятся неотъемлемой частью европейских интерьеров, оформленных в китайском вкусе. Лаковая живопись, общая площадь которой составляет 70 квадратных метров, представлена на панелях нижних ярусов стен, дверных полотнах и оконных откосах.

Она размещена не только в Картинном зале, где находится большая ее часть, но в следующих за ним комнатах — Кабинете, Спальне и Будуаре. Живопись исполнена золотом и серебром на зеленом фоне (в Картинном зале и Кабинете) и на коричнево-красном (в Спальне и Будуаре). «Китайская» лаковая живопись дворца композиционно связана с разнообразной накладной (за исключением дверных полотен) резьбой по дереву.

 Торцевая стена Буфетной оформлена великолепными посеребренными резными консолями-кронштейнами, а углы комнаты декорированы резьбой в виде пальмовых стволов. Позже этот мотив Ринальди разовьет в Стеклярусном кабинете Китайского дворца.

Поражает изяществом лепная отделка перекрытий Будуара. В центре

расположен небольшой медальон с монограммой Петра III, а по падуге идут изображения сцен из жизни Петерштадта.

На перекрытии Спальни впервые встречается излюбленный декоративный мотив зодчего, который проходит через все его творчество, — так называемый «цветок Ринальди».(приложение 33)

 Композиция из скрещивающихся цветочных стеблей и колосьев, перевязанных лентой в точке их пересечения, варьируется художником, но при этом ее основа всегда неизменна и мгновенно узнаваема. «Цветок Ринальди» можно увидеть как в интерьерах Мраморного и Гатчинского дворцов, так и на фасадах Китайского дворца и костела Святой Екатерины.

Во дворце Петра III он такой же утонченно-изысканный, как и в последующих работах зодчего, но менее пластичен.

 

Заключение

 

Подводя итог, мы можем сказать что манера Антонио Ринальди отличалась рационализмом и в определенной степени консерватизмом.

 Это видно, например, по ордеру (колонны, пилястры и лопатки), основному элементу «итальянского вкуса», который всегда располагается в значимых для архитектурной конструкции местах - на углу, охватывая обе его стороны, и в ровном ритме на протяжении всего фасада.

 Среди работ Ринальди нет ни одного сооружения с совершенно гладкой стеной, прорезанной прямоугольниками окон и дверей, и с портиком-накладкой.

Творчество Риальди ознаменовало поворот от барокко к классицистическому направлению.

Своими творческими поисками Ринальди вместе с другими современными ему зодчими России вырабатывал принципы нового архитектурного стиля- классицизма, отразив одновременно тенденции барокко, переплавленные эстетикой классицизма в новую архитектоническую систему, в новые композиционные приемы и новый декор интерьеров.

 

Вместе с тем Ринальди оставался мастером с ярко выраженной индивидуальностью.

 Его подчерк виден сразу, легко узнается и читается в ринальдиевском каноне трактовки ордера, в свойственном только ему прорисовке деталей.

 Не случайно в литературу вошло такое выражение, как «цветок Ринальди». Велико значение творчество Ринальди в использовании синтеза искусств.

 

Можно утверждать, что ему принадлежит наиболее видное место среди архитекторов-современников.

 

 

Литература

 

1. Д.А. Кючарианц; Художественные памятники города Ломоносова; 1985; 174 стр.

 

2. Кючарианц Д.А; Зодчие нашего города; 1976; 200 стр.

 

3. Л. Зимина; Антонио Ринальди (1709-1710-е-1794); 2016; 72 стр.

 

Приложение 1

 

 

 

 

Ф.Шубин. Барельефный портрет Ринальди в Мраморном дворце

 

Приложение 2

 

 

 

 

Л. Ванвителли. Королевский дворец. Казарета, Италия

 

Приложение 3

 

 

Базилика Святого Августина. Рим, Италия

 

Приложение 4

 

 

Дворцово-парковый ансамбль. М. Воронцова. Главный дом. Ново-Знаменка, Россия

Приложение 5

 

 

 

Городок-крепость Петерштадт

Приложение 6

 

 

 

Въездные парадные ворота крепости Петерштадт.Ораниенбаум, Россия

 

Приложение 7

 

 

 

Чесменская колонна

 

Приложение 8

 

 

 

Чесменский обелиск

 

Приложение 9

 

 

 

Гатчинский дворец

Приложение 10

 

 

 

Римско-Католическая церковь святой Екатерины

 

Приложение 11

 

 

Князь Владимирский собор

                                        

 

Приложение 12

 

 

 

Исаакиевский собор

 

Приложение 13

 

 

 

 

Тучков буян

 

 

Приложение 14

 

 

 

Мраморный дворец. Невский фасад

 

Приложение 15

 

 

 

 

Мраморный дворец. Восточный фасад

Приложения 16

 

 

 

 

Мраморный дворец. Фрагмент восточного фасада

Приложение 17

 

 

Мраморный дворец. Мраморный зал

Приложение 18

 

 

Мраморный дворец. Парадная лестница. Аллегорическая статуя «Утро». Неизвестный скульптор

Приложение 19

 

 

 

 

Китайский дворец

 

Приложение 20

 

 

 

Китайский дворец. План

Приложение 21

 

 

 

Китайский дворец. «Итальянский пейзаж»

Приложение 22

 

 

Китайский дворец. «Нептун и Афродита»

Приложение 23

 

 

Китайский дворец. «Два амура»

Приложение 24

 

 

Китайский дворец. Зал Муз

Приложение 25

 

 

 

Павильон Катальной горки

Приложение 26

 

 

Павильон Катальной горки. Круглый зал

Приложение 27

 

 

 

 

Павильон Катальной горки. Фарфоровый кабинет

Приложение 28

 

 

Дворец Петра III

Приложение 29

 

 

Дворец Петра III. План первого и второго этажей

Приложение 30

 

 

Дворец Петра III. Главный фасад

Приложение 31

 

 

 

Дворец Петра III. Картинный зал

Приложение 32

 

 

 

Дворец Петра III. Кабинет

Приложение 33

 

 

Дворец Петра III. Спальня. Фрагмент перекрытия. «Цветок Ринальди»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: