Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки

(приложение 25)

Идея сооружения Катальных горок в загородных царских резиденциях восходит к традиции народной забавы — катанию с ледяных гор.

 У северной границы Верхнего парка ансамблей Ораниенбаума по проекту Ринальди возводят уникальную 33-метровую Катальную горку (1762–1774). Такой тип увеселительного сооружения не имел архитектурного прообраза, поэтому зодчим впервые пришлось решать столь необычную задачу.

Десятилетием ранее подобный проект Ф. Б. Растрелли по техническим расчетам механика А. Нартова был осуществлен в Царском Селе (1753–1757). Однако Катальная горка Ринальди размерами и сложностью конструкции явно превосходила творение знаменитого архитектора, а потому искренне удивляла и восхищала всех приезжающих в Ораниенбаум в годы царствования Екатерины II.

 С южной стороны к павильону Катальной горки примыкал волнистый скат, состоящий из четырех горок. Он имел три желоба шириной более шести метров, средний из которых служил для катания, а боковые колеи предназначались для подъема колясок наверх с помощью специальных приспособлений.

Скат начинался на высоте 20 метров. Галереи-колоннады, расположенные вдоль ската, современник описывает так: «На каждой стороне ската есть покрытая колоннада, по коей вверху и внизу прогуливаться можно, и особливо вверху, — не токмо вольный воздух, но и весьма приятный вид имеет».

К сожалению, уже в 1785 году Катальная горка нуждалась в реставрации, проведенной И. Ситниковым. Однако сырость не пощадила деревянные скаты, перекрытия и фундаменты галерей, которые в 1813 году и вовсе рухнули. Из журнала «Иллюстрации» за 1847 год мы узнаем, что к этому времени пространство между колоннадами, «...по которому проходил скат, поросло мелким кустарником... и робкие зайцы избирали это место своим прибежищем».

 Время пощадило лишь павильон Катальной горки, о котором известный искусствовед И. Грабарь в начале XX столетия написал так: «...Это

единственно уцелевшая часть когда-то сложнаго и хитраго сооружения, славившагося во всей Европе, представляет собой настоящую декоративную игрушку, изящную и легкую по своим жеманнонарядным формам».

Трехэтажный павильон Катальной горки — центрическое здание с тремя осями симметрии и усложненной объемно-пространственной композицией: ее основной цилиндрический объем имеет три ярко выраженных прямоугольных ризалита.

 Нижний этаж здания трактован как цокольный и прорезан люкарнами. С восточной стороны (так же, как когда-то и с западной) между ризалитами вписана великолепная гранитная лестница сложного очертания с плавно расходящимися маршами. Она ведет на крытые террасы, оформленные колоннадой тосканского ордера из отдельно стоящих и сдвоенных колонн. Фасады верхнего этажа расчленены пилястрами римского ионического ордера, а к стыкам центрального цилиндрического объема с ризалитами приставлены шесть колонн, что обеспечивает пластичный переход от одного объема к другому.

 На третьем этаже павильона устроены открытые террасы. Значимым элементом архитектурного декора павильона Катальной горки можно назвать балюстраду с вазонами. Она обрамляет наружную лестницу, все террасы и галереи, а также окружает возвышающийся над третьим этажом подкупольный барабан, украшенный резными гирляндами. Купол, выполненный в форме сильно вытянутого колокола, элегантен и кажется невесомым.

 Ступенчатый абрис сооружения, барочная лестница с плавным рисунком нижних ступеней, раскреповки, люкарны цоколя, детали капителей, формы наличников и лучковые сандрики, обилие пышно декорированных ваз придают постройке изящество, легкость и праздничность.

 Вместе с тем барочно-рокайльный характер архитектуры здания уместно дополнен классицистической ясностью и четкостью композиционных построений.

 Наружная парадная лестница павильона Катальной горки ведет в вестибюль, откуда пространство стремительно начинает развиваться вверх. Тонкий белоснежный лепной декор на распалубках перекрытия и стенах с каждым шагом подъема по мере приближения к парадным помещениям становится

 

насыщеннее и разнообразнее.

 С полукруглой лестничной площадки мы сразу попадаем в Круглый зал.(приложение 26) Двери Круглого зала, расположенные на трех его осях (в соответствии с тремя ризалитами), соединяют Круглый зал с лестницей, Охотничьим и Фарфоровым кабинетами.

 Трехчастные окна-двери ведут на открытые террасы. Их центральные проемы выше боковых и имеют полуциркульное завершение.

 Перекрытый куполом зал ослепляет великолепием своего убранства. Пол Круглого зала, как и полы вестибюля и Охотничьего кабинета, облицован искусственным мрамором.

 Композиция пола состоит из ряда окружностей-полос. На их фоне будто нарисованы орнаменты в виде стилизованных побегов и цветов, что придает сходство с наборными паркетами зодчего.

 Более четко выявлена в цвете средняя часть поверхности пола в виде круглого медальона-венка, в центре которого помещен выполненный с поразительным мастерством фазан, держащий в клюве ветку.

 Мрамор пола синих, розоватых и зеленоватых тонов согласуется с такой же гаммой стен, мраморных наличников дверей и зеленовато-серым цветом расписных дверных полотен. Над дверными проемами помещены живописные десюдепорты «Нептун», «Амфитрита» и «Нимфа» работы С. Торелли. Роспись Круглого зала выполнена орнаменталистом С. Бароцци.

Композиции шести панно в простенках составлены из мягко изогнутых зеленых побегов, цветов, гирлянд и венков, в которые включены музыкальные инструменты — лира и труба, а также атрибуты охоты — лук и стрелы.

 В живописном декоре купола, венчающего Круглый зал, орнаментальный рисунок переплетен с изображением ваз, фонтанов и бегущих оленей. Живопись гармонично сочетается с золочеными лепными гирляндами и венками работы А. Джанни.

Фарфоровый кабинет(приложение 27) расположен в восточном ризалите павильона и представляет собой небольшое помещение.

 

 Вместе с тем, благодаря своей квадратной форме и обилию света, он кажется достаточно просторным.

 Композиционное и живописное решение центральной части плафона усиливает это ощущение. Парящие амуры — лишь неброские акценты на фоне голубого неба, создающего иллюзию открытого пространства. Потолок, стены и пол кабинета расписаны все тем же С. Бароцци.

Но основным элементом декоративного убранства Фарфорового кабинета являются сорок различных по размеру и форме тонко исполненных лепных консолей, составляющих замечательную композицию.

 В Фарфоровом кабинете Ринальди повторяет прием оформления стен Буфетной дворца Петра III. Некоторые из консолей поддерживаются фигурками обезьян, вот почему в определенное время это помещение получило название «Кабинет обезьян». Кроме того, в XVIII веке на консолях стояли фарфоровые группы мифологических персонажей и первоначально кабинет именовали Мифологическим.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: