double arrow

Китайский дворец

Китайский дворец

(приложение 19)

Собственную дачу Екатерины II (1762–1769) сначала именовали «Домик маленький, собственный ее императорского величества». Благодаря восточным мотивам в интерьерах дворца в XIX веке он получает название «Китайский».

 Китайский дворец расположен в глубине Верхнего парка Ораниенбаума и занимает на генеральном плане ансамбля Собственной дачи несколько обособленное положение. Это отличает его от барочных дворцов, традиционно представляющих композиционный центр.

 Не случайно, во избежание контраста с окружающим пейзажем, Ринальди проектирует дворец одноэтажным, с минимальным повышением центральной части и умеренной пластикой фасадов.

 Здание скорее напоминает павильон, чьи изящные архитектурные формы гармонируют с природой парка. Внутреннее пространство через широкие двери-окна будто выплескивается во внешнее и сливается с ним.

 План Китайского(приложение 20) дворца отличает сложный рисунок. К п-образному объему, двумя параллельными частями развернутому к югу, с восточной и западной сторон примыкают прямоугольные в плане крылья. С северной, парковой, стороны основной объем по центральной оси имеет значительный трехгранный выступ, а его крылья — ризалиты.Их срезанные углы обеспечивают плавный переход фасадной плоскости центрального объема к крыльям.

 В 1852–1853 годах целостность объемно-пространственного решения здания была нарушена реконструкцией, произведенной архитекторами Л. Бонштедтом и А. Штакеншнейдером, а потому Китайский дворец интересен лишь северным фасадом, полностью отражающим замысел Ринальди.

 Здание стоит на невысоком фундаменте, выступающая часть которого по периметру образует пространство в виде узкой террасы, обнесенной кованой решеткой.

 Северный фасад расчленен пилястрами римского ионического ордера. Между ними размещены прямоугольные окна с фигурными наличниками,

лучковыми сандриками, в также филенки с цветочными лепными гирляндами. Так же как и ризалиты, три широкие грани выступающего объема прорезаны полуциркульными проемами дверей-окон, средний из которых фланкирован полуколоннами.

Наличники арочных проемов профилированы и отличаются изумительным рисунком. Фасад венчает антаблемент с раскреповкой в зонах ризалитов и трехгранного выступа. Часть антаблемента, лежащего на полуколоннах, завершена лучковым фронтоном.

 Трехгранный объем имеет раскрепованный фигурный аттик с лопатками. Боковые грани аттика прорезаны люкарнами, а центральная его плоскость под волютами разорванного карниза украшена раковиной с переплетающимися гирляндами.

 На аттике установлены три статуи, однако ранее двускатную крышу дворца скрывала балюстрада со множеством ваз и скульптур.

Арсенал форм, приемов и деталей классицизирующего барокко почти исчерпывается во внешнем облике Китайского дворца.

 Если начать движение из вестибюля (Передней), станет очевиден совершенно иной подход в организации внутреннего пространства. Здесь еще сохраняются барочные реминисценции в виде анфиладной структуры помещений, но входящему предлагаются сразу три пути движения.

Планировочное решение дворца демонстрирует концепцию, в которой удобство явно превалирует над репрезентативностью: парадные залы становятся значительно меньше, анфиладные участки короче.

 В уникальных по тонкости исполнения интерьерах много мебели и различных декоративных предметов, что располагает к длительному и комфортному пребыванию в каждом зале дворца.

 Это настоящий триумф рококо, где все интерьеры самостоятельны и самодостаточны. В парадных помещениях отсутствует система ордерной декорации (за исключением Овального зала), так как на смену монументальности и торжественности приходит игра.

 Небольшой Китайский дворец первоначально насчитывал 15 интерьеров.

 

Семь из них (зал Муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой (Овальный) зал, Сиреневая гостиная, Малый и Большой Китайские кабинеты) нанизаны на одну ось вдоль северного фасада, где центральное место композиции занимает повышенный двусветный Овальный зал.

Потрясающий своеобразием декора Стеклярусный кабинет примыкает к Овальному залу с востока. Резные золоченые рамы глубокого рельефа в виде пальмовых стволов, увитых гирляндами, делят плоскости стен на десять панно.

 На огромные холсты в рамах нашиты нити со стеклярусом и сделана вышивка синелью. Рисунки для панно Стеклярусного кабинета выполнены выдающимся мастером фантазий на тему шинуазри, орнаменталистом Ж. Пильманом. На искрящемся и словно вибрирующем стеклярусе размещены изображения фантастических птиц, гигантских цветов и причудливых деревьев. Со стеклярусными панно гармонично сочетается рокайльный лепной декор над камином. Рисунок наборного паркета, положенного в XIX веке, отчасти воспроизводит в дереве геометрический узор первоначального мозаичного пола из смальты. За роскошно оформленным Стеклярусным кабинетом следует сдержанный интерьер Голубой гостиной с живописными полотнами в тонких рамах.

 От эпохи Ринальди здесь сохраняются десюдепорты «Итальянский пейзаж»(приложение 21)и «Нептун и Афродита»(приложение 22), а также картина «Два амура» над зеркалом.(приложение23)

 Из Голубой гостиной мы попадаем в зал Муз, всегда наполненный светом, льющимся через шесть полуциркульных дверей-окон. Господство плавных линий придает интерьеру мягкость и лиричность. Оно отражено в скругленных углах помещения, арочных проемах, изгибе высокой падуги, овале неглубокой ниши, форме картушей над проемами и в рисунке центральной части паркета.

 Художественный облик зала определяет темперная роспись стен и плафон, написанный маслом на холсте, принадлежащие кисти С. Торелли. Девять изящных муз изображены на серо-голубом фоне, окруженном асимметричным лепным орнаментом. Благодаря такой имитации рам возникает иллюзия, что лилово-розовые стены зала украшены картинами.

Живописный и орнаментальный убор падуг по элегантности не уступает

декору стен. Рокайльные мотивы также звучат в оформлении ниши над входом в Голубую гостиную и в украшении наличника противоположного дверного проема.

 Большой Китайский кабинет завершает парадную анфиладу дворца с запада. Он симметричен и композиционно тождественен залу Муз(приложение 24). Именно его фантастический интерьер вместе с Малым Китайским кабинетом и Китайской опочивальней Екатерины II определили в дальнейшем название дворца.

 В структуре здания эти три помещения не доминируют, но расставляют стилевые акценты внутреннего убранства.

 Стены Большого Китайского кабинета украшают 12 деревянных панно тончайшей наборной работы, составленные из пластин карельской березы, палисандра, персидского ореха, амаранта и самшита с включением слоновой кости.

 Падуга и перекрытие насыщены изысканным декором — орнаментами и росписями, где искусно соединены мотивы рококо и шинуазри. Карниз имитирует тесьму драпировки, свисающей на стены. Граница падуги с рамой плафона в углах отмечена золочеными фигурками драконов.

 Живопись плафона с аллегорическим сюжетом выполнена братьями С. и Д. Бароцци в яркой цветовой гамме, что придает ему театральное звучание.

Паркет Большого Китайского кабинета выдержан в теплых, но контрастных тонах. Тема меандра в его рисунке созвучна орнаменту обрамления оконных проемов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: