Мраморный дворец

Мраморный дворец

 

 Мраморный дворец(приложение 14) в Петербурге (1768–1785), или «Каменный дом у почтовой пристани», как его тогда называли, Ринальди возводит на месте Почтового двора, уничтоженного пожаром еще в 1737 году.

 С тех пор территория от берега Невы до Царицына луга (Марсова поля) между Мраморным переулком и Красным каналом (соединявшим Неву с Мойкой, а позже засыпанным) почти 30 лет оставалась неосвоенной.

Здание Ринальди продолжило фронт застройки набережной от Дворцового моста в сторону Летнего сада, где до ее пересечения с Красным каналом уже находился Зимний дворец и возводился Малый Эрмитаж.

 Невозможно переоценить роль Мраморного дворца в композиции городского пространства Петербурга.

Это величественное сооружение уравновешивает массив Зимнего дворца в композиционном треугольнике, вершиной которого является Петропавловская крепость.

 Сдержанные монументальные формы дворца Ринальди, не соперничая с протяженным фасадом и пышным декором творения Растрелли, сразу вступают в диалог с лаконичными формами Петропавловского собора и фортификационных сооружений крепости.

 Сложность градостроительной задачи, поставленной перед Ринальди, состояла в размещении здания строго по красным линиям в соответствии с предписанием Комиссии о каменном строении городов СанктПетербурга и Москвы.

 Отведенный под строительство участок не имел правильной геометрической формы, что не помешало Ринальди блестяще вписать в него асимметричное п-образное в плане здание.

 Дворец воспринимается единым архитектурным объемом, имея при этом достаточно сложную объемно-пространственную композицию

 

 

 с различными по ширине боковыми крыльями восточного фасада, замкнутыми световыми дворами и курдонёром.

 

Мраморный дворец — одно из тех зданий, благодаря которым Дворцовая набережная постепенно приобретает классицистический облик.

 В этом сооружении зодчий всецело обращается к традиции великой Римской школы и в частности — к наследию Ванвителли (Королевскому дворцу в Казерте)

 Но классическим первообразом Мраморного дворца все же является палаццо Одескальки на площади Святых Апостолов в Риме, фасад которого в 1664 году переделывает Л. Бернини, оформив центральную часть здания пилястрами колоссального ордера, занявшими почти всю ширину узких простенков между оконными проемами.

 

 

 Развивая прием Бернини и не исключая присутствия умеренно барочных форм, Ринальди получает абсолютно классицистическое звучание Мраморного дворца.

 Архитектура здания не только интерпретирует итальянскую манеру, но и повествует о самобытности зод чего. В контексте развития стиля на русской почве даже максимально наполненные духом классики постройки Ринальди дистанцированы и от палладианства в творчестве Д. Кваренги и Ч. Камерона, и от рецепций французского классицизма в произведениях Ж.-Б. Валлена-Деламота, Ю. Фельтена, В. Баженова.

 Фасады трехэтажного здания Мраморного дворца представлены двухъярусной композицией. Нижний этаж трактован как цокольная часть колоссальной постановки коринфского ордера, охватывающего второй и третий этажи.

 Три фасада оформлены пилястровым ордером с прямоугольными оконными проемами в интерколумниях,

а на восточном фасаде колоссальный ордер представлен трехчетвертными колоннами.

 С XVIII века облик здания почти не изменился, однако работы, проведенные с восточной стороны в середине XIX столетия А. Брюлловым, серьезно исказили общий архитектурный замысел зодчего. Прежде восточный фасад на высоту первого этажа закрывала ограда, благодаря чему весь объем выглядел более компактно и замкнуто.

 Желание зодчего соединить эстетические принципы итальянской архитектуры с рациональными планировочными решениями, выработанными французской практикой городского строительства, отражают описания и чертежи.

 Они дают представление о курдонёре Мраморного дворца — прямоугольном парадном дворе со скругленными внутренними углами и каменной ограде — типичной для парижских отелей и процитированной Ринальди.

 С 1840-х годов, времени утраты столь важного для восприятия элемента композиции, восточный фасад Мраморного дворца вводит в заблуждение тех, кто его обозревает, заставляя ошибочно называть его главным. Ринальди же отводит второстепенную роль пластически и декоративно усложненному восточному фасаду.

 Монументальная, облицованная гранитом ограда определяла    расположенное за ней пространство как внутреннее, а не парадное. Скрытый массивной стеной фасад в глубине курдонёра становится неофициальным, интимным, нисколько не претендуя на положение главного, каким его традиционно привыкли считать. Репрезентативная роль, обусловленная особым статусом Дворцовой набережной, бесспорно, принадлежит невской стороне сооружения.

Замысел зодчего зримо подтверждают декоративные детали и в первую очередь геральдические элементы, чья семантика прямо указывает на назначение этой части здания.

 Определяя невский фасад Мраморного дворца как главный, Ринальди именно на нем размещает герб Орлова. Свое название дворец получил неслучайно: наряду с гранитом в отделке фасадов и интерьеров Ринальди широко использует мрамор различных сортов и оттенков.

 

 Колористическое решение фасадов Мраморного дворца созвучно пластическому — мрамор и гранит имеют необыкновенно спокойную гамму — и отличается логикой и потрясающей тонкостью применения материала. Варьируя цвет и фактуру естественного камня, зодчий трактует его как живописный материал, выявляя с его помощью общий композиционный строй здания и отдельные его элементы. Первый этаж облицован темно-розовым гранитом, а верхние — серым. На их фоне четко, но при этом не резко, читаются колонны и пилястры светло-розового мрамора. Завершают здание вазы из светлого доломитового известняка.

 Тектоника здания подчеркнута и фактурой материала — камень цокольного этажа обработан грубее материала стен.

 Внутренняя парадная лестница Мраморного дворца, марши которой расположены с поворотом на 90 градусов, необычна для русской архитектуры XVIII столетия.

 Также нельзя обойти вниманием отсутствие во дворце традиционного вестибюля. Решению лестницы Мраморного дворца характерна пространственная замкнутость трех первых маршей и подчеркнутое раскрытие пространства со второго парадного этажа.

 Несколько подобных примеров организации входной зоны и устройства лестниц дает французская архитектура первой половины XVIII века. Даже в Италии тип лестницы Мраморного дворца довольно редок, но именно там встречается ее подобие: лестница Ринальди напоминает не знаменитую круглую, а квадратную в плане лестницу палаццо Барберини в Риме, выполненную по проекту Л. Бернини.

 Матовая белизна мраморных скульптур и серая тональность мрамора стен парадной лестницы способствуют ощущению классицистической сдержанности, несмотря на общую барочную трактовку ее архитектурных форм.

 Авторство трех из шести статуй в нишах принадлежит прекрасному русскому скульптору Ф. Шубину.

 

 

 Стену одного из маршей украшает барельефный портрет Ринальди, когда-то заключенный в прямоугольную нишу цветного мрамора.

 В интерьерах — увы, почти несохранившихся — Ринальди создает многоцветные мраморные композиции с деталями в духе классицизирующего барокко.

 Решение об устройстве во дворце зала, декорированного цветным камнем, в основном связано с желанием приобщиться к европейской архитектурной моде.

 В первой половине XVIII века мраморные залы и салоны появляются во многих дворцах монархов и аристократов. Ринальди, как талантливый колорист, блестяще демонстрирует в Мраморном зале возможности натурального камня.

 Ордерная декорация, беломраморные барельефы работы М. Козловского и дюседепорты Ф. Шубина, золоченая бронза и живописные полотна на фоне нарядной палитры мрамора и лазурита создают неповторимый художественный эффект.

 

Барельефный портрет Ринальди помещен на парадной лестнице Мраморного дворца с разрешения Екатерины II. Столь высокой чести зодчий был удостоен дважды: второй вариант работы Ф. Шубина находится в Гатчинском дворце. Схожие на первый взгляд портреты из Петербурга и Гатчины различаются.

 Барельеф из Мраморного дворца передает образ архитектора намного глубже и выразительнее.

(приложения 15,16,17,18)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: