Наиболее значимые боги

Неполнота и недосказанность египетской мифологии в сочетании с тайным и скрытым смыслом большинства египетских богов привели к тому, что я на этот раз отказался от ставшего уже традиционным двухэтапного изложения материала — характеристики богов и установления их принадлежности к разным типам человечеств. Я разделил эти разделы пересказом ряда египетских преданий, которые помогают лучше понять истинную природу отдельных богов и истории Египта.

Я коснусь в своем повествовании только лишь наиболее значимых богов и божеств, чья истинная природа не вызывает сомнений.

* * *


Основными памятниками, отразившими мифологические и религиозные представления египтян, являются разнообразные тексты на внутренних стенах пирамид и гробниц, крышках саркофагов, в их числе: «Тексты пирамид», вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI—XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI— XVIII вв. до н.э.), «Книга коровы», высеченная в гробницах фараонов Сети I и Рамсеса III в Долине царей около Фив, «Книга мертвых» — сборник гимнов и религиозных текстов, помещавшихся в гробницу, существовавшая с

додинастических времен, и другие.

На основании этих текстов и литературы более позднего времени, в первую очередь античной, восстанавливается примерно следующая иерархия египетских богов.

Нун — Хаос и Первоокеан, породивший Изначальные Воды. Обычно Нун представлялся в виде большого существа, по пояс погруженного в Воды, которое руками поддерживало всех богов, возникших из Хаоса — Нуна.

Атум*. Это дух, возникший в глубинах Нуна (согласно «Текстам пирамид», породивший себя сам) и изображавшийся в виде красного диска на холме или человека с двойной короной Нижнего и Верхнего Египта и посохом или жезлом и анкхом в руках. В первом случае он назывался Атум- Ра и символизировал Ра как Солнце- Творца.

Атум также воплощался в змея, ихневмона (египетского мангуста) и скарабея. Ему был посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. В «Книге мертвых» Атум говорит Осирису, что все им созданное он снова разрушит, а сам опять превратится в змея.

Согласно тексту папируса «Бремнер-Ринд» (312—311 гг. до н.э.) Атум, именовавший себя Хепри, омыл ручьями слез своего Ока бога Шу и богиню Тефнут. Слезы потекли на землю и из них образовались люди. Око разгневалось на него за то, что на Земле появились его подобия. [4]

 


 

 


И тогда Атум сотворил себе другое великолепное Око — змею-урей[5] — и укрепил его на своем челе над землей. И стало ему Око вечной защитой, даже когда его творения удалялись от него.

Ра — созидающее Солнце, порожденное Атумом. Он также связывался с птицей Бенну (Бен-Бен) — одним из образов птицы феникс, которая погибала после

 

каждого временного цикла и возрождалась из собственного пепла. Как и многие другие солнечные божества, Ра воплощался в образе сокола (в некоторых легендах — огромного кота) и изображался в виде птицы или человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском со змеей- уреем, и посохом и анкхом в руках.

 

Со временем Ра оттеснил на второй план более древнего гелиопольского бога Атума, и отождествленный с ним (Ра-Атум или Атум-Ра) стал во главе пантеона египетских богов. Его, как и Атума, стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов и фараонов, что было отражено в титуле фараона «са Ра», то есть

 

«сын Ра». Ра также отождествлялся с Хепри, Птахом, Хнумом, Осирисом, Гором (Ра-Хорахти), Амоном (Амон-Ра), Себеком (Себек-Ра), Уаджет (Ра-Уаджет) и другими богами и богинями.

 

 

В легенде «Исида — чаровница и вымогательница», записанной на «Туринском

 

 

папирусе» конца Нового царства (XII—XI вв. до н.э.), Ра говорит:

«Всем известно, что я создатель неба и земли, отверзающий очи, творящий свет, смежающий ночи и творящий мрак, отмечающий год, месяцы и дни, разливающий Нил. Утром я Хепра, в полдень - Ра, вечером -Атум».

Согласно гелиопольским мифам, Атум- Ра породил первую пару богов: Шу (Воздух) и Тефнут (Пространство или Влага); от этой пары появились Геб (Земля) и Нут (Небо). Нут изображалась распростертой над Гебом; они соприкасались только пальцами ног и рук, таким образом создавая свод между небом и землей, где находился воздух Шу. У Геба и Нут родилось четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида, также описываемые как создатели людей.


Некоторые ученые, основываясь на археологических данных, полагают, что в ранний период египетской истории (до объединения Верхнего и Нижнего Египта) Геб и

 

 


 

Тефнут (по другим данным; Сехмет) на стене египетского храма

 

 

Нут считались родителями Ра. Каждое утро Нут порождал Солнце и каждый вечер прятал его на ночь в своем чреве.

Тефнут — богиня, которая считалась Оком солнечного бога Ра («дочь Ра на его

 

лбу»). Когда утром он восходил над горизонтом, Тефнут огненным глазом сияла у него во лбу и испепеляла врагов бога. Ее земным воплощением была львица. Она чаще всего изображалась в виде женщины с головой львицы, увенчанной солнечным диском с уреем и посохом и анкхом в руках.

Центром культа Тефнут был Гелиополь. В честь нее устраивали праздник плодородия и расцвета природы, совпадавшего с половодьем Нила. Частью этого праздника был брак Тефнут с Шу.

Иногда Тефнут считалась женой Птаха. В качестве Ока она отождествлялась с богиней Уаджет (Уреем-коброй). Ипостасями Тефнут были богиня пламени Упес и богиня письма Сешат. Она также отождествлялась с Хатхор, Сехмет, Маат, Бастет, Менхет и Мент.

Геб — бог земли и растительности. Согласно «Текстам пирамид», Геб был тесно связан с подземным царством мертвых; умерший входил в загробный мир через врата Геба.

 

А. Комогорцев в «Малахитовой шкатулке Пандоры» упоминает египетскую «Легенду об истреблении человечества». В ней говорится о распоряжении верховного бога Ра Гебу, который считался отцом всех змей, объявить войну змеям, обитавшим в его владениях, а Нуну установить строгое наблюдение за всеми змеями, живущими на земле и в воде, и написать указ, строго-настрого запрещавший им кого-либо кусать. Ведь укус змей в Египте считался смертельным не только для людей, но и для богов. Правда, боги могли защититься от яда словом власти «хекау»[6].

Как бог растительности, Геб изображался в виде человека с зелеными пятнами или растительностью на лице и теле. Как бог Земли, он изображался лежащим и опирающимся на локоть: согнутое колено олицетворяло горы, тело — долины. Гебу также часто приписывался облик гуся и человека с головой змея.

Древние греки отождествляли его с Кроносом.

Апоп — исполинский змей длиной около 230 м, олицетворявший мрак, ночь, затмение и зло, извечный противник Ра. Обитал в недрах Земли. В поздние времена египтяне стали связывать его с Сетом.

Амон — по одним данным, древнейшее божество, подобное Атуму и не похожее на Ра, по другим — аналог Ра. Многими исследователями Ра описывается как порождающее или светящее днем солнце, видимое и активное, а Амон — как заходящее солн-

 

це или скрытый дух солнца справедливости. Часто этих богов объединяли в Амона- Ра, который принимал облик крылатого яйца или крылатого солнца.

Амона обычно изображали в виде барана или человека (иногда с головой барана), со скипетром и анкхом в руках и короне, с двумя высокими перьями или солнечным диском. Центром его почитания был Карнакский храм в Фивах. В этом храме к Амону обращались следующим образом: «О Ра, которому мы молимся в Карнаке... господин новолуния, царь и владыка всех богов, сокол, глава всех людей, прячущий от своих детей свое истинное имя в имени Амон».

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

Амон, наряду с     

Хнумом, древним богом- бараном, являлся астрологическим символом ариев, «бодающимся» с солнцем, которое заставляло отступить тьму.

Амона также называли богом тайны и молчания; его тайный, мистический смысл был иногда заключен в размытости и нечеткости изображения его иероглифов. От него произошел дар предсказаний и владения парапсихологическими силами.

Хепри[7], или Скарабей Один из древнейших богов. Во многих текстах он называется утренним, восходящим солнцем (в отличие от Ра — дневного и Атума — вечернего). Однако чаще всего его связывали с перерождением, новой жизнью и воскрешением из мертвых. В гелиопольских мифах (папирус «Бремнер-Ринд») он отождествляется с Атумом (Атум-Хепри в «Текстах пирамид» назван создателем Осириса), в других — с Ра и Амоном.

Хепри изображался в виде жука-скара- бея (навозного жука) или человека с головой жука, несущего в руках посох и анкх. Из-за своего поведения (навозные жуки скатывают шарики из навоза и катят их к своему жилищу) скарабеи ассоциировались с силой, которая движет солнце по небу. Ночью Хепри не прекращал свою работу, перемещая солнце под землей. На древних рисунках часто можно видеть Хепри за работой — толкающим солнце по небу.

По мнению некоторых исследователей, скарабей также символизировал уче-

 

 

ника, который напоминал только что пробудившееся насекомое, расправившее крылья и поднимающееся вверх. Одни скарабеи изображались с расправленными крыльями, другие — с головой и плечами сфинкса, появляющегося из туловища жука; третьи, самые распространенные, — со сложенными крыльями и тау- крестом на спине, в месте соединения надкрыльев. Фигурки скарабея служили амулетами для мумии и использовались в качестве печати.

 

Хнум — один из древнейших богов плодородия, который даровал жизнь землям Египта. Он также считался подателем воды и хранителем истоков Нила. Хнум изображался в виде барана с закрученными рогами или человека с головой барана, скипетром и анкхом в руках и пером на голове.

По преданию, обнаруженному в грекоримском храме селения Эсне, Хнум был сыном Нуна, то есть он отождествлялся с Атумом-Ра. Из него исходило сладостное дыхание севера, которое он дал глотнуть порожденным им богам и вылепленным на

гончарном круге людям (вариант — первому человеку, состоящему из тела и души), а также всему тому, что живет и движется.

Хнум создал обе земли, построил города и разделил поля. Рисунки, изображающие его лепящим человека, появились в Египте в середине II тысячелетия до н.э.

     

Тексты величают Хнума «творцом неба, земли, преисподней, воды, гор, сотворившим людей, создавшим богов, отцом в начале мира».                                                                                             

 

Птах8 — один из древнейших богов земли и плодородия, искусств, ремесел, истины и справедливости, а в мемфисской космогонии еще и бог-творец. Он изображался в виде человека в плотно облегавшем и закрывавшем его одеянии, кроме кистей рук, которые держали посох «уас», рассеивающий тьму. Культ Птаха был широко распространен не только в Египте, но и в Нубии и Палестине.

В «Памятнике мемфисской теологии»9 и «Стеле Шабаки»10 его могущество признавалось выше могущества других богов. Считалось, что Птах создал восемь первых богов (в том числе Атума), мир (Вселенную) и все в нем существующее — животных, растения, людей, города и т.д. «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (словом):

«И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех древесных пород, камня и глины и приняли в них свой облик».

Женой Птаха считалась Сехмет, сыном — бог растительности Нефертум. Его женами иногда также называли Маат, Бастет, Тефнут и Хатхор. Птах часто отождествлялся с Осирисом и мемфисским богом плодородия и покровителем мертвых Сокаром

8 «Открывающий».

9 Надпись на монолите, сделанная около 700 г. до н.э. По мнению специалистов, она воспроизводит текст древнего папируса, написанного около 2600 г. до н.э.

10 Шабака Неферкара - фараон XXV эфиопской династии, правивший в Древнем Египте в 721-707гг. дон.э.

11

 

 

                                                                                                                                              

 

                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                           

 

 

                                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

(Птах -Осирис, Птах-Сокар и Птах-Осирис- Сокар). Птах-Сокар-Осирис изображался

на статуэтках в виде маленького, сидящего на корточках, мальчика с жуком на голове или в облике стоящего на троне сокола в короне с перьями перед столом с заупокойными жертвами.

Совсем по-иному рисуется образ Птаха в гимне эпохи Нового царства (XVI—XI вв. до н.э.): «У тебя нет отца, который вскормил тебя после рождения, у тебя нет матери, которая тебя родила. Ты сам себе Хнум (т.е. творец)... Ты вступил в страну, как правитель... Ты прогнал мрак и небытие лучами своих очей, этих барок, плывущих

по небу... Твои оба глаза преобразуют день и ночь, твой правый глаз - Солнце, твой левый глаз — Луна, твои отражения — вечные звезды».

Из этого отрывка видно, что Птах отождествлялся с Хнумом, Ра, Амоном, Гором Старшим (см. далее) и некоторыми другими богами.

Хершеф — главный бог Гераклеополя, о котором в папирусе «Поучение гераклео- польского царя своему сыну» (XXII в. до н.э.)[8] сказано:

«Где он восходит, земля озаряется, его правое око — Солнце, левое — Луна, его душа свет, из носа его выходит дуновение, чтобы все оживлять».

Как видно, Хершеф мало чем отличался от остальных солнечных богов.

Атон[9] — олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относился ко времени царствования Аменхотепа IV (1368—1351 гг. дон.э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов Солнца. Затем Аменхотеп объявил его единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам.

 

Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими анкх. Считалось, что бог-Солнце присутствует в каждом предмете и живом существе.

Жена Амона (Птаха или Тота), старшая дочь Ра и его Око, Маат считалась богиней истины, справедливости, Вселенской гар-


 Маат и, как часто интерпретируется это изображение на папирусе, Исида. Однако, сходство головного убора последней сразу с двумя символами солнечных богов - фравахаром и птицей, а также присутствие на голове солнца позволяют скорее отождествить ее с Хагпхор. а серповидные возвышения над головой - с рогами коровы.


 

монии, Божественного порядка и этической нормы. Она изображалась в виде сидящей или стоящей женщины со страусиным пером на голове и посохом и анкхом в руках, довольно часто крылатой. Священным насекомым Маат была пчела, посвященным богине и её солнечному отцу материалом — воск.

Страусиное перо служило наименьшей мерой веса в Египте. Считалось, что вес человеческой души равнялся весу пера. В посмертном мире на одну чашу весов якобы клали сердце умершего, а на другую — перо и статуэтку Маат. Равновесие

чаш весов являлось свидетельством честности и непогрешимости..

Маат часто сопоставлялась с Сехмет[10] — богиней палящего солнца, войны и разрушения, которая, в свою очередь, относилась к древнейшей ипостаси богини-матери Хатхор. Сехмет-Маат считалась дочерью Ра и его Оком, а по некоторым мифам, сестрой и женой Птаха.

Священным животным Сехмет была львица. Она часто изображалась в виде женщины с головой львицы и солнечным диском с уреем или одним только уреем над ней и анкхом в руках. Как Око правосудия Ра[11], Сехмет мстила и наказывала людей, когда они восставали против Божественного порядка.

Вместе с богиней-коброй Уаджет и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все вокруг. Обладая магической силой, Сехмет могла не только убивать врагов, но и напускать на них болезни и эпидемии. Вместе с тем Сехмет была богиней-целительницей, которая покровительствовала врачам. Египтяне отождествляли ее со многими богинями — Бастет, Уаджет, Тефнут и др.

 

Сын Амона и Маат, бог Луны Хонсу15 особенно почитался в Фивах, где он составлял вместе с ними фиванскую триаду богов. Хонсу изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове и посохом с крюком и плетью в руках, а также с головой сокола (как ночное солнце), увенчанной месяцем. Его называли «Небесным кормчим» или «Путешественником», так как ночью он бродил по небу.

Во времена Среднего царства Хонсу сблизился с Тотом и именовался писцом правды. Как и Тот, он имел функции бога времени и его счета. Иногда его называли Хонсу-Тот.

Хонсу также считался богом-целителем и за это очень почитался в народе. На некоторых фресках его можно видеть в сопровождении Гора, стоящего на крокодилах.

Хатхор’6 — богиня неба, любви, красоты, женственности, музыки, танцев, веселья, деторождения и плодородия. Одним из ее атрибутов был музыкальный инструмент систр. Она также выступала в роли Богини-матери. Ей поклонялись и как богине, сотворившей мир. Иногла ее называли Владычицей Жизни, Света, Матерью Неба и Космоса и связывали с Млечным Путем.

В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая Солнце — Ра. Она изображалась в виде коровы или, чаще, женщины с рогами с солнечным диском (с уреем или без него) и иногда ушами коровы. Главным центром культа Хатхор был город Дендера, но ей

15 «Тот, кто пересекает».

16 ____  16 «Дом Гора- или «небо«.

 

 

поклонялись во всем Египте, а также в Нубии, Библосе, Пунте и на Синае. В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов — греческой Афродитой, месопотамской Иштар и др„ и изображалась в виде красивой женщины, иногда с соколом на голове.

Хатхор обычно считалась женой Гора (в Мемфисе в роли её мужа выступал Птах). С возвышением культа Ра она стала относиться к его дочери, солнечному Оку, тождественному другим дочерям Ра — Сехмет и Тефнут. Это вызвало недолгий период

     
Хатхор с фа/хюмш Меикаура па плите песчаника из Гизы (2548—2530 до ns.). Музей изящного искусства, Бостон, США
Статуэтка Хатхор, которая часто определяется как Исида

 


Гор, ведущий Нефертари к Ра-Хорахти и Хатхор. Гробница Нефертари в Долине царей, Фивы (Луксор), Египет

 

поклонения ей в образе львицы. В ипостаси Солнечного Ока Хатхор стояла на носу Ладьи Вечности и убивала всех врагов, которые встречались у нее на пути. Сыном Хатхор от Гора назывался бог музыки Айхи.

Иногда Хатхор выступала в роли богини Запада — Хатхор-Аментет[12]. Стоя у западных гор, она опускала за горизонт умирающее вечернее солнце и встречала души усопших у врат потустороннего мира. В поздний период Хатхор стала отождествляться с Исидой, а также с богинями Таурт, Нейт, Бастет, Небтуи и Кудшу. С ней был связан культ деревьев — финиковой пальмы, акации и сикоморы, образы которых якобы могла принимать богиня.

Нейт — богиня охоты, войны, воды и моря, покровительница города Саис в Западной Дельте. Она также почиталась ливийцами.

Культ Нейт возник в додинастический период. Это был исключительно женский культ — знатные женщины носили придворный титул «жрица Нейт». Богиня связывалась с водной стихией и почиталась путеводительницей мертвых[13]. В этом качестве она сопоставлялась с Исидой, Нефтидой и Селкет. Впервые вместе имена этих четырех богинь были зафиксированы в «Текстах пирамид».

В них и других записях Древнего царства Нейт неоднократно упоминалась как мать крокодилообразного бога Себека. Она * 16

 

 

шит. Рисунки, основанные на рисунках

настенных гробниц Нового царства, любезно

предоставленные авторам —

Дж. Даши (JejfDahl)

 

Нейт (?) окрашена на этом

древнеегипетском рисунке неизвестного происхождения в зеленый цвет и имеет трехпалые ступни ног с острыми когтями. Обратите внимание на ее окружение из змей

 

 

изображалась в виде женщины в красной короне Нижнего Египта, с луком со стрелами или посохом в одной руке и анкхом в другой, часто — кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Ее изображения довольно часто встречались на саркофагах, вместе с богиней-скорпионом Селкет. Иногда Нейт называлась мужем Хнума.

 

В Новом царстве Нейт предстала в облике матери Ра. Она соединила в себе мужское и женское начало и стала считаться первоначальным семенем, из которого появились как солнечные боги, так и люди. Нейт присвоили эпитет «отец отцов и мать матерей».

Плутарх и Платон приводили следующее изречение саисских жрецов, характеризующее эту богиню: «Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; плод, рожденный мной — солнце». В молитве более позднего времени о ней говорилось: «О Великая мать, рождение которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити ее руками твоими».

Многие специалисты по мифологии Египта видят в Нейт космическое божество, из которого воссиял солнечный бог, и часто трактуют лук и стрелы, с которыми она изображалась, как лучи солнца. Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы, противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин ее сопоставления с Афиной.

Осирис — один из наиболее важных богов египетского пантеона. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, он был старшим сыном бога Земли Геба и богини Неба Нут. Иногда он также назывался сыном Гора Старшего.

Осириса изображали в виде человека с зеленой или голубой кожей, сидящего

Изображение Осириса на одном из столбов гробницы Нефертари в Долине царей, Фивы (Луксор), Египет. Как и на.многих других изображениях, его тело окрашено в зеленый цвет

 

Осирис на каменной стеле. Справа от него — Аменхотеп и Нефертари. Бруклинский музей, Нью-Йорк

среди деревьев, с обвивающей его виноградной лозой, а также с плетью, крюком и посохом «уас» в руках. Его голова обычно была увенчана белой короной Верхнего Египта, а на лбу находился урей в виде кобры. Это было божество плодородия и посевов, хранившее глубокое знание агротехники и ритуальных церемоний, связанных с пшеницей, вином и пивом.

Осирис считался богом земных глубин, держащим на своих плечах Вселенную и рождающим из «пота рук своих» Нил. Он управлял волей и справедливостью (вместе с Маат) и являлся божеством мистерий. С конца Нового царства Осирис стал связываться с Ра и изображаться с солнечным диском и перьями Амона на голове. Однако один из его символов — Колонна стабильности, или джед[14], свидетельствовал о том, что он продолжал опираться на Землю.

 

 

Репные по {химеру и композиции Колонны

стабильности, или джеды. Обратите внимание, что с левой стороны колонна находится между знака ми солнечных богов анкхпм и фравахаром, а с левой стороны соединена с анкхам в одно целое. Национальный музей в Александрии, Египет

 

Согласно гелиопольским мифам, Осирис был четвертым из богов, царствовавших на Земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Он отучил египтян от дикого образа жизни и людоедства, научил их сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять вино и пиво, а также дал им сельскохозяйственные орудия и научил их добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Он также обучил людей искусству врачевания (вместе с Исидой), строительству городов и дал им законы и свод моральных наставлений.

Исида считалась сестрой и супругой Осириса. Она довольно часто изображалась в виде сидящей женщины, кормящей грудью их сына — младенца Гора, Исида была связана с праздниками весны и лета, изобилия и материнства и являлась богиней плодородия, воды, ветра и мореплавания. Ее также относили к Праматери и божеству любви, семейной жизни и верности. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещался на голове богини. На спинке ее трона обычно изображалась изолестница, символизирующая посредничество между Землей и Небом. Исида помогала Осирису нести в Египет азы цивилизации и обучала женщин жать, растирать зерна, прясть,

ткать, лечить болезни, а также учредила институт брака.

 

 

Когда Осирис отправился

странствовать по свету, она

заменила его и мудро правила страной. Культ Исиды был широко распространен


 

 

 

не только в Египте, но и в Древних Греции и Риме и, как считают многие исследователи, оказал заметное влияние на изображение богоматери в христианском искусстве. Ее храмы известны по всей Римской империи вплоть до Испании, Германии, Галлии, Англии и

Исида. Рисунок.

Венгрии. Греки отождествляли Исиду с богиней Деметрой.

Исида ассоциировалась с Луной; ее корона имела форму лунных рогов20. Она покровительствовала волшебству, ночной и лунной магии. Богиню называли «великой чарами, первой среди богов», повелительницей заклинаний и тайных молитв. Иногда ее изображали закутанной в покрывало — аллегорию вуалей, скрывающих тайны Мироздания.

—-----

20 По другим данным, с эпохи Нового царства основанный на рисунках настенных гробниц Нового царства (1552-1069гг. до н.э.) культ Исиды тесно переплетался с культом Хатхор, в результате чего она изображалась в головном уборе в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. ______________________________



Это изображение из гробницы египетского храма в Филае интерпретируется как изображение Исиды, защищающей Осириса. Обратите внимание на ее рога с солнечным дискам, неотличимые от атрибутов Хатхор, и

согнутые крылья, не отличимые от атрибутов Маат

Культ Исиды тоже был тайным, доступным лишь для посвященных. Было строжайше запрещено раскрывать его таинства. Плутарх и Апулей, рассказавшиеся много интересного об этой богине, так и не смогли полностью постичь ее природу.

 

По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, Исида вылепила из слюны ста-


реющего бога Ра и земли ядовитую змею, ужалившую солнечное божество. В обмен на исцеление она потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя — ключ ко всем силам Вселенной и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием и колдовскими заклинаниями Исида вживила силу в своего погибшего мужа Осириса, разрезанно-

го Сетом на 12 кусков, и зачала от него ребенка. Она также исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она почиталась еще и как великая владычица скорпионов. Свои тайные знания богиня передала Гору, вооружив его великой магической силой.


 

В некоторых эпизодах (например, переправе богини на заповедный остров к Сету и рыдании Исиды и Нефтиды по Осирису на берегу Нила) Исида, как и ее сестра

 

Нефтида, наделялась даром оборотниче- ства. Они могли превращаться в соблазнительных девушек и птиц.

В храмах Хатхор в Дендере и Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия Гора Исидой в образе соколицы, распростертой над мумией Осириса. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищала своего супруга, царя или просто умершего.

На обнаруженной археологами во Фригии статуэтке I в. до н.э. Осирис и Исида показаны в виде двух кобр с головами мужчины и женщины и переплетенными змеиными хвостами. Изредка Исида изображалась бородатой как воплощение плодородия или древнейшего андрогинного божества.

В некоторых мифах (миф о Ра и змее, сказка о фараоне Хуфу и чародеях) Исида действовала самостоятельно, без Осириса. В магических текстах, написанных на стеле Меттерниха[15] (1007 г. н.э.) якобы со слов самой Исиды, об Осирисе упоминается лишь вскользь («Гор и Исида в болотах Дельты» и др.). В греко-римскую эпоху Исида приняла на себя многие функции Осириса.


Сын Осириса и Исиды, Гор[16] — третье лицо самой знаменитой божественной троицы Египта. Большинство исследователей относят его к солнечному богу. Гора обычно изображали в виде сокола, человека с головой сокола или в образе крылатого солнца. Довольно часто на нем была надета двойная корона и он нес посох Анубиса[17] (уас), чтобы ориентироваться в темноте, и анкх.

 

     
 

В легенде о рождении Гора, записанной на «Папирусе Жермильяк» (I в. до н.э.), говорится, что Исида «создала образ бога [Гора] в яйце, и он будет управлять этой Землей. Он унаследует Гебу. Он будет сохранять память о своем отце».

Гор также довольно часто изображался в виде лодочника, убивающего копьем крокодила (Сета?) или сидящего на корточках в Солнечной ладье, прокладывающего дорогу с помощью анкха (иногда называемого молотом Гора).

Аллегорически Гор представлялся видимым солнцем разума, которое своим светом разгоняло все тени.

 

Согласно одной легенде, после того, как мир был уже создан, Гор приземлился на возвышенности, известной как джеба. Подругой легенде, выросший Гор вступил в борьбу с Сетом. Анубис дал ему Уаджет (Глаз Гора) — око ясновидения и зрения души. Сначала Гор потерпел поражение и даже потерял в битве глаз, но затем победил Сета и отобрал у него вырванный глаз[18].

В египетской мифологии существует более 20 ипостасей Гора — солнечного сокола.

Хароерис (Гор Старший) — изначальный бог, самая ранняя ипостась Гора, от которой позднее произошли все остальные. Являлся богом света и изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, летящим сквозь мировое пространство. Его глазами были Солнце и Луна. В зависимости от направления полета Хароериса менялись время суток и времена года. Согласно легендам, Гор Старший был еще одним братом Осириса и Сета и сыном или мужем Хатхор.

Харвер (Великий Гор) — одна из древнейших ипостасей Гора. Согласно словарю «Мифология Египта», в додинастическую эпоху жители Египта поклонялись двум солнечным богам — Гору и Веру. Гор являлся богом Солнца, а Вер — богом Неба и Света. Их обоих изображали в виде солнечноглазого сокола, поэтому их образы в мифологии часто сливались. В резуль

тате возникло новое божество — Харвер.

Харпократ (Гор Младенец) — олицетворение утреннего (новорожденного) солнца, сын Исиды. Изображался в виде ребенка, кормящегося грудью Исиды или в виде сидящего ребенка, сосущего свой большой палец.

Харсизис (Гор, сын Исиды) — сын Осириса и Исиды, появившийся на свет благодаря волшебным силам: после убийства Осириса Сетом Исида, отыскав с помощью Нефтиды тело мужа, зачала от мертвого Осириса и родила сына Гора, который должен был отомстить Сету.

Гор, или Хор Бехдетский — олицетворение полуденного солнца. Сын Ра, сопровождавший его в плавании на солнечной ладье и сражавшийся с гиппопотамами и крокодилами. В отдельных фрагментах мифов сливался с Ра, образуя божество Ра-Хорахти. Изображался в виде крылатого солнечного диска или в виде сокола (ястреба). Центром его культа был храм Гора в Эдфу в 100 км от Асуана.

Сет — древнейшее божество, связанное с наиболее глубокой тайной и тьмой. Он символизировал мрак, засуху, бесплодную почву, хаос и беспорядок и являлся богом войны, пустыни (чужеземных стран) и землетрясений.

Сет изображался в облике человека с головой загадочного животного, похожего на муравьеда или осла, иногда с посохом и анкхом в руках. Иногда он также представлялся в виде шакала с высоко поднятым раздвоенным хвостом. В более поздних греческих произведениях бог превратился

в Тифона — змея с головами дракона, и стал изображаться в виде гиппопотама с козлиными ногами. Священными животными Сета считались свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф и самым главным — осел.

На основании преданий о битвах Сета с Гором можно заключить, что он обладал даром оборотничества и попеременно представал в виде осла, змеи, крокодила, гиппопотама и т.д.

Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был младшим сыном Геба и Нут и супругом своей сестры Нефтиды. Он убил своего брата Осириса, а затем долго спорил и воевал со своим племянником Гором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей. Во время сражений Сет вырвал у Гора око Уаджет, а Гор кастрировал его, лишив Сета мужской сексуальной силы, которая была основной частью его сущности.

По одной из легенд, отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду.

Представления о Сете менялись в разные исторические периоды и были довольно противоречивыми. В большинстве текстов он выступал представителем сил тьмы и врагом Солнца, часто отождествляясь со змеем Апопом. Однако в некоторых источниках он причислялся к свите Ра и охранял Солнце в Ладье Вечности, сражаясь с Апопом. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от этого змея.

Во время правления XIX династии (XIV—XIII вв. до н.э.) Сет считался покровителем царской власти, и фараоны брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй). Взаимоисключающие представления о Сете присутствовали даже в одних и тех же мифах на протяжении всей истории Древнего Египта.

В додинастические времена Сету поклонялись в форме вертикально стоящего камня. Он также ассоциировался с черным козлом, над головой которого грешники призывали Сет-Тифона и исповедовались ему.

Нефтида была сестрой Исиды и вместе с ней символизировала два аспекта Луны: Исида — видимую, светлую луну, Нефтида — темную и невидимую для людей. Ее небесной резиденцией была Луна.

Нефтида изображалась в виде женщины с иероглифом своего имени на голове (дом с корзиной наверху), иногда с посохом и анкхом в руках. Она считалась женой Сета, но, судя по разным текстам, была с ним мало связана. Как и Исида, Нефтида обладала даром оборотничества. Ее сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта.

Вместе с Исидой Нефтида выступала в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах и часто рассматривалась ее тенью, зеркальным отражением или двойником. Она являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам. Согласно «Текстам пирамид», * 25 [19]

 
Нефтида, Изображение на саване (II—I вв. до нэ). Метрополитен• музей, Нью-Йорк

 


Нефтида плыла в ночной барке, а Исида — в дневной.

Тот — еще один лунный бог мудрости и магии. Он считался создателем письменности, культуры и всех наук. Тот был также изобретателем большинства религиозных и повседневных обрядов, покровителем медицины, господином тишины и тайны и первым из великих магов, а его имя было родовым для неисчислимых династий мудрецов. Ему были известны все волшебные слова и чудодейственные заклинания, которые существовали в земном и потустороннем мире. Он был еще более великим чародеем, чем Исида, так как, согласно одной легенде, сумел воскресить Осириса.

Тот также считался исчислителем времени и часто изображался с символом владычества над временем — пальмовой

ветвью в руке. Ему приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней. Еще он выполнял функции писца и посланника верховного бога Ра.

 

Тот изображался в виде человека с головой или лицом ибиса, или в виде самой птицы, которая могла носить на  

                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                          Тот                                                                                                                                                                                        

                                                                                                

голове корону или урей. Его также изображали в виде кинокефала — обезьяны с собачьей головой.

Ибис питается яйцами крокодилов и поэтому представляет для них большую угрозу.

 

В легенде о семи скорпионах Тота говорится, что его слугами были скорпионы. Семь из них — Петет, Четет, Матет, Местет, Местетеф, Тефен и Бефен — были при-

ставлены им в качестве стражей к Исиде, когда она перебиралась с маленьким Гором в другое место Дельты, чтобы Сет не добрался до них. Они вели себя дружелюбно по отношению к богине и спокойно беседовали с ней.

В античное время функции Тота унаследовал греческий бог Гермес. Соединение

 

Гермеса с Тотом привело к образу мага и волшебника Трисмегиста («трижды величайшего»), имя которого было особенно популярно у средневековых чернокнижников, алхимиков и астрологов.

Бастет — богиня плодородия, радости, веселья и любви, а также божество ночных чар. Она изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки, иногда с посохом и анкхом в руках. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, ее изображали в виде львицы. В некоторых случаях Бастет отождествлялась с Маат, Сехмет, Тефнут и Хатхор.

Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, главный храм которой находился в Саккаре (30 км южнее Каира), которые сопровождались плясками. В Древнем Египте кошки считались священными животными — посредниками между миром живых и усопших; после смерти их бальзамировали и передавали с ними послания умершим родственникам. Древние греки отождествляли Бастет с богиней Луны Артемидой.

Как противник Алопа, кошка стала священным животным бога Солнца. Коты считались его воплощением, а кошки отождествлялись с глазами солнца. Делались кошачьи фигуры со скарабеем на голове или груди как символ восходящего солнца.

Нехбет[20] — верхнеегипетская богиня, покровительница фараона, обеспечивавшая ему могущество и победу над врагами, а также покровительница горных работ — добычи золота и серебра. Ее образ восхо-

дит к древнейшим представлениям о небе как о крыльях коршуна, поэтому священным животным этой богини был коршун (по другим данным, стервятник или сокол). Нехбет обычно изображалась в виде коршуна, часто с солнечным диском на голове и анк- хом в когтях, или женщины с хохолком коршуна на голове в белой короне Верхнего Египта и цветком лотоса, водяной лилии или анкхом в руках, а также с распростертыми над фараоном крыльями, либо кормящей его своей грудью.

Нехбет имела функции Богини-Матери и в этом качестве отождествлялась с Хатхор и Маат. Она довольно часто помещалась рядом с богиней-коброй Уаджет, покровительницей Нижнего Египта, символизируя объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство. Иногда Нехбет даже отождествлялась с Уаджет, и в этом случае ее изображали в виде змееголового коршуна.

 

Онурис — бог охоты и войны. Центром его культа был город Тинис27, в котором он признавался творцом Вселенной. Женой

 

Онуриса считалась богиня-львица Мехит, а сыном — отождествлявшийся с Гором Инмутеф

В мифах Онурис чаще всего выступает как солнечный змееборец. Он помогал Ра в борьбе с Апопом, Гору Бехдетскому — в битве с Сетом. По одному из вариантов мифа о возвращении солнечного Ока — Тефнут в Египет, Ра послал за ней в Нубию именно Онуриса.

Онурис также отождествлялся с Гором, Шу, а у древних греков — с Аресом.

Мафдет[21] — богиня-мстительница, олицетворявшая правосудие и казнь. Она являлась защитницей фараонов и часто ассоциировалась с защитой королевской опочивальни и других священных мест.

Как и Онурис, Мафдет выступала в мифах солнечным змееборцем и довольно часто боролась со змеями вместе с Ра. Ее называли убийцей змей или защитницей от змей и скорпионов. Она также помогала больным.

В ранней египетской мифологии Мафдет изображалась гепардом или кошкой, женщиной с головой гепарда или гепардом с головой женщины, иногда с заплетенными волосами, которые оканчивались хвостами скорпионов. Временами ее показывали с прической из змей. Она также изображалась бегущей по оружию палача.

Во времена Нового царства Мафдет правила судейским залом в Дуэте[22], где враги фараона обезглавливались ее ког-

 

тем. В позднее время культ Мафдет был заменен на культ другой богини-кошки — Бастег

Астарта. Почитание этой богини пришло в Египет в период нашествия гиксосов с XVIII династии (1567—1320 гг. до н.э.) как Афродиты-Урании, которая изображалась в окружении львов и лебедей. Арамейские тексты из Верхнего Египта называли ее Анат — супругой Яхве, культ которой существовал до VI в. до н.э. В период эллинизма произошло слияние Анат и Астарты в виде богини плодородия и благополучия Атар- гатис, и она стала изображаться в виде обнаженной женщины с лилией или ужом (символом плодородия), либо сидящей женщины на коне с мечом.

Главным местом ее культа был Мемфис, в котором Астарту Анат олицетворяли как богиню-воительницу, дочь Ра. Она являлась покровительницей фараонов.

В мифах имя Астарты упоминается редко, и прямое толкование ее основных функций проследить довольно сложно.

Менее значимые боги с символикой змей, многоруких и земноводных существ

Селкет — защитница Нижнего Египта, дочь Ра, помогавшая ему поражать врагов. Священным животным Селкет был скорпион. Ее изображения в виде женщины со скорпионом на голове, жезлом и анкхом в руках или сфинкса-скорпиона часто помещали (вместе с изображениями Исиды, Нефтиды и Нейт) на саркофагах и ящиках

 

 

для каноп[23]. Все эти четыре богини считались покровительницами мертвых.

Уаджет[24] — богиня-кобра, покровительница Нижнего Египта. Ее часто отождествляли с Оком Ра или Оком Гора, которое поэтому так и называлось Уаджет и изображалось в виде Урея-кобры. Считалось, что Око-урей охраняло справедливость и закон и убивало своими лучами всех врагов миропорядка.

Уаджет также изображалась в виде кобры, которая вьется вокруг папирусного стебля, львиноголовой богини с уреем из змей и женщины с посохом из змей, часто с солнечным диском над головой.

Древнеегипетское изделие с изображением Сехмет, находящейся между Уаджет (слева) и Нехбет (справа) (около 870 г. до нэ.) Музей Алтее, Бeрлин


 

У'аджет в виде двойного урея (кобры Уаджет и коршуна или сокола Нехбет) на золотой  маске из гробницы Тутанхамона


Еще одна подобная маска с двойным уреем из золотого саркофага из гробницы Тутанхамона

 

 

В древнеегипетской мифологии Уаджет выступала как кормилица юного Гора, которая помогла его матери Исиде спасти ребенка от вероломства Сета, когда та пряталась в болотах Дельты. Сходство этого мифа с древнегреческим рассказом о пребывании Аполлона и Латоны на Делосе привело к тому, что в эллинистический период Уаджет (или Буто, как ее называли греки) стали отождествлять с Латоной[25].

Хекет — богиня воды, плодородия и возрождения, охранявшая ростки новой жизни. Её священным животным считалась лягушка. Хекет изображалась в виде лягушки или женщины с головой лягушки, часто с посохом и анкхом или двумя анкхами в руках. Она помогала роженицам, а в загробном царстве — умершим. Согласно некоторым мифам, Хекет сотворила людей. Ее изображения часто помещали на саркофагах.

Тауэрт. или Проэрис — богиня плодородия и материнства, покровительница рождения, беременных женщин и новорожденных; также защитница умерших в загробном мире. Она изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама, иногда держащей в руке анкх. Некоторые изображения Тауэрт с помещенным на ее спину крокодилом очень похожи на дракона.

Иногда о Проэрис упоминается как о жене или любовнице Сета, одним из обличий которого также был гиппопотам. Еще ее сравнивают с Исидой.

     
Древнеегипетские статуэтки Тауэрт
Статуя Тауэрт при входе в Египетский музей в Kaufte

 

 


 

 


 

Себек — бог воды, изображавшийся в виде человека с головой крокодила и посохом и анкхом в руках. Он сопоставлялся с Гебом, Ра в форме Себек-Ра и Осирисом. Себек почитался главным образом в Файюме на берегах Меридова озера, в Ком-Омбо (Омбосе), Крокодилополе, а также в некоторых других местах, расположенных у воды. Его культ был особенно распространен во времена Среднего царства, многие фараоны которого имели резиденции в Файюме и иногда носили имена, производные от имени Себек (например, Себекхотеп или Нефру- себек).


Хатмехит — богиня города Мендес. Она называлась «первой среди рыб» и изображалась женщиной с рыбой на голове, иногда с посохом и анкхом в руках. В поздний период Хатмехит сблизилась с Исидой: считалось, что она помогла Исиде собрать части тела убитого Сетом Осириса.

Нехебкау — бог времени, плодородия и податель пищи в образе змеи, связанный с загробным культом. Считалось, что Нехебкау стоял у входа в подземное царство. Обычно выступал помощником Ра.

 

     

Мехен[26] — гигантский змей, защищавший Ладью Вечности во время путешествия Ра через Дуат. Змей Мехен изобра-

жается обвивающим кольцами трон Ра на Ладье Вечности.

Мерит-Сегер34 — богиня-змея, охранявшая гробницы Фиванского некрополя, в которых покоились усопшие фараоны. Ее изображали в виде либо просто змеи (извивавшейся кобры), либо львицы или женщины со змеиной головой и лицом кобры или, наоборот, иногда несущей посох и анкх, либо скорпиона с головой женщины — по типу богини Селкет.

Кудшу — в западносемитской мифологии богиня плодородия. Она почиталась также в Египте времен Нового царства, где ее отождествляли с Хатхор. Кудшу изображалась в виде стоящей на льве обнаженной женщины со змеями в руках, часто с луной и солнечным диском над головой. Иногда она считалась дочерью или женой Птаха.

________  34 «Любящая безмолвие-.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: