Легенды, связанные с Уаджет

Во многих древнеегипетских текстах и мифах Око действовало независимо от своих хозяев, творя немыслимые для глаза чудеса.

 

Гелиопольский миф о сотворении Земли[28] связывает появление Ока с предшественником Ра Атумом. Это произошло много миллионов лет назад, когда был Хаос — бескрайний и бездонный океан Нун. Однажды на его поверхности появился великий бог Атум.

— Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я — первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! — сказал он и, оторвавшись от воды, воспарил над бездной и произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и из пучины вырос холм Бен-Бен. Атум опустился на него и стал творить богов.

Сначала он создал бога ветра Шу и богиню Тефнут. Но тут случилось непредвиденное. Непроглядный мрак все еще окутывал Вселенную, и в темноте Атум потерял своих детей. Тогда он вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул:

— Г лаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Иди в океан, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.

Глаз отправился в океан, а Атум стал дожидаться его возвращения.

Поиски затянулись. И, потеряв всякую надежду вновь увидеть своих детей, Атум сделал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу. Однако после многолетних поисков первый Глаз все-таки нашел детей Атума в океане и вернулся.

Едва Шу и Тефнут ступили на холм, старый Глаз, весь пылая от ярости, подскочил к Атуму и гневно прохрипел:

— Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты...

— Не гневайся, — сказал Атум. — Я помещу тебя на лоб, и ты оттуда будешь созерцать мир, который я создам, будешь любоваться его красотой.

Но оскорбленный Глаз не желал слушать никаких оправданий. Стремясь во что бы то ни стало наказать бога за предательство, он превратился в ядовитую змею кобру. Однако бог не испугался, взял змею в руки и поместил ее к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов и называется урей.

После того как это произошло, из вод океана вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог Солнца Ра, который принес миру долгожданный свет. Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.

Согласно популярному фиванскому мифу об истреблении людей, Ра сначала создал Первый мир, отличный от нашего, и, заселив его созданными им людьми, мирно им правил. Когда он состарился, тело его стало дряблым, а волосы — цвета лазури, силы стали покидать бога и его ум притупился. Тогда люди замыслили против Ра заговор. Они собрали большое войско и двинулись штурмовать дворец бога. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл заговор и вознамерился наказать бунтовщиков (по другой версии, ему сказал о заговоре Тот).

При виде приближавшейся к его дворцу вооруженной толпы он приказал привести других богов. Шу, Тефнут, Геб, Нут, Хатхор, Тот и Нун явились в Великий Чертог — земной дворец своего повелителя, и Нун спросил:

— Скажи, о владыка, что случилось?

— Бог старейшей, из которого я произошел! — воскликнул Ра. — Боги-предки! Смотрите — люди, созданные из [слез] моего глаза, замыслили злые дела против меня. Скажите мне, что бы вы сделали на моем месте? Как бы поступили?

Боги погрузились в раздумье, и Ра добавил:

— Я подождал, я не убил их, прежде чем не услышал того, что вы скажете об этом.

— Сын мой Ра, — ответил мудрый старик Нун. — Сын мой Ра, бог более великий, чем создавшие его и сотворившие его! Крепок твой трон, и велик страх от тебя, — да направится твоё Око против оскорбивших тебя!

— Воистину! — согласились остальные боги. — Нет другого Ока, которое могло бы быть перед ним и воспрепятствовать ему, когда оно сходит в образе Хатхор.

— Ваш совет хорош, — подумав, промолвил Ра и посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, поэтому лучи не причинили им никакого вреда, испепелив землю в стороне от войска. Мятежники продолжали наступать, рассыпавшись на небольшие группы и прячась за скалами и камнями. Ра не смог прожечь скалы, хотя напрягал свое Око до тех пор, пока оно не заслезилось.

Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.

Хатхор-Око приняла обличье женщины- львицы и получила имя Сехмет. Полная ярости, она набросилась на людей и принялась безжалостно их уничтожать одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса.

Решив, что люди уже достаточно наказаны и что отныне они уже больше никогда не осмелятся роптать на солнечного бога, а тем более восставать против него, Ра сказал дочери:

— Ты уже совершила то, ради чего я тебя послал. Довольно их убивать! Уходи с миром.

Но Хатхор не послушалась отца. Она лишь свирепо прорычала в ответ:

— Осилила я людей, и сладостно в моем сердце! Я хочу уничтожить их всех, хочу досыта напиться кровью этих непокорных богам смутьянов!

Ра ужаснулся, увидя, какую бойню учинила Хатхор. Гнев его на людей окончательно прошел. Тогда он приказал своим гонцам отправиться на остров Элефаптипу принести как можно больше красного минерала диди.

Гонцы доставили диди. Ра приказал растолочь красный камень в порошок,

намолоть ячменя и сварить пиво. Когда пиво было готово, слуги бога наполнили им семь тысяч сосудов и намешали в пиво толченого красного порошка диди. Получился напиток, по цвету очень похожий на кровь. Тогда Ра приказал разлить его на полях, там, где Хатхор вчера убивала людей. Приказание Ра было исполнено.

Утром пришла Хатхор в образе Сехмет, оглядела место вчерашнего побоища и, увидав великое множество кроваво-красных луж, обрадовалась. Охваченная жаждой убийства, она бросилась пить мнимую кровь. Пиво пришлось ей по вкусу; она лакала и лакала его до тех пор, пока не захмелела настолько, что взгляд ее сделался мутным и она уже не могла различать людей. Тогда Ра подошел к дочери и сказал:

— Иди с миром, любимая. Отныне жители Египта будут приносить тебе сосуды с пивом каждый год в день праздника Хатхор. И да назовёшься ты «Владычица опьянения».

В фиванском мифе о бегстве Хатхор

(по другой версии, Тефнут) в Нубию (мифе о Солнечном Оке) говорится, что Ра очень любил свою дочь и в знак благоволения сделал ее своим Солнечным Оком. Но однажды она обиделась на отца за то, что египтяне воздавали ему больше почестей, чем ей, да и сам он считал свою роль в благополучии Египта превыше ее, и бежала в Нубию, где приняла образ дикой кошки (львицы). Вскоре гнев Ра на дочь

прошел. Ведь она защищала его от многочисленных врагов (по другой версии, после ее бегства в Египте началась страшная засуха). И тогда Ра позвал Тота и велел ему отправиться в Нубию, разыскать Хатхор- Тефнут и уговорить ее вернуться, забыв обиду.

Выслушав приказ владыки мира, Тот принял облик маленького павиана и отправился в Нубийскую пустыню. Вскоре ему удалось найти беглянку: Хатхор-Тефнут охотилась на антилоп. И бог мудрости стал уговаривать ее вернуться обратно.

— Какой мрак (вариант — безмолвие) царит после твоего бегства! — воскликнул он. — Твои музыканты касаются струн, но не звенят они под их пальцами, твои певцы печальны, твои возлюбленные в трауре... хаос царит с тех пор, как ты бежала из Египта... а в Доме Возлияния Атума — скорбь... В твоих храмах не устраивают торжества... мужчины и женщины печалятся, красивые женщины не смеются... Но если ты обратишь к ним свой лик, то станет полноводным Нил, зазеленеют поля, ибо покроет он их водой. Слюна твоя как мед. Уста твои — прекраснее зеленеющего поля.

Расстроганная словами маленького павиана, Хатхор-Тефнут разжалобилась и решила незамедлительно вернуться в Египет. Но затем едва не передумала, поскольку не захотела показать, что павиан одержал над ней победу. И тогда она мысленно произнесла:

— Я сама вернусь туда. А чтобы он знал, с кем имеет дело, и не забывался, я явлю ему свое величие и могущество.

И Тефнут издала рычание, от которого содрогнулась пустыня. Она приняла грозный облик разъяренной львицы... шерсть ее заблестела. Спина налилась кровью, лик засиял на солнце, глаза засверкали огнем, взгляд загорелся, опаляя пламенем, как солнце. Она вся светилась.

В другой, гелиопольской, версии этого же мифа говорится, что Тефнут поссорилась с Ра и ушла жить в Нубийскую пустыню в начале «золотого века», когда боги жили вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра.

Когда Тефнут ушла, на страну обрушилось бедствие — страшная засуха. Прекратились дожди, раскаленные лучи солнца иссушили почву — она потрескалась и стала твердой, как камень, перестали плодоносить плодовые деревья, обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.

Тогда Ра призвал к себе Шу и велел ему разыскать Тефнут и привести ее обратно. Шу превратился во льва и отправился на поиски сестры. Вскоре он нашел ее и убедил вернуться. Когда они возвратились в Египет, на землю хлынул дождь, земля напиталась влагой и голод кончился.

Затем Шу женился на Тефнут. От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут очень любили друг друга еще во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

Согласно еще одной легенде, Ра собственноручно отдал свое Правое Око в форме урея богине радости и веселья Бастет, чтобы та защитила его от злого змея Апопа, главного врага Ра.

В Сказании о Горе Бехдетском,

Крылатом Солнце, высеченном в грекоримское время в храме Гора в Эдфу в 100 км от Луксора, говорится, что после очередной победы над силами Тьмы бог принял облик крылатого солнечного диска и расположился на носу Ладьи Вечности, взяв с собой два Ока (урея) — Нехбет и Уаджет, устрашающих врагов.

В другихлегендахв ипостасях Солнечного Ока на носу ладью вечности изображаются Маат и Хатхор или только одна Хатхор (на троне посреди этой ладьи обычно восседал Ра). Маат следила за соблюдением установленного ею мирового порядка, а Хатхор защищала справедливость и закон или убивала всех врагов на пути.

 

  в Ладье Вечности.

Храм Сети,Абидос, Египет

 

Еще одно гелиопольское сказание об Оке-урее связано с Гебом.

Через двадцать семь дней после начала царствования Геб решил обойти свои владения. Он отправился на восток и встретил там людей, которые рассказали ему о доблести Шу, о том, как Шу сражался с Апопом и о том, как он поместил себе на лоб Око.

— Это Око, — сказали люди, — обладает великой силой и называется Око Уаджет. Если поместить его на лоб, оно своими ослепительными лучами будет убивать врагов.

Едва Геб услышал это, он решил во что бы то ни стало заполучить Око. Бог отправился на его поиски и через несколько дней встретил Око у подножия горы. Геб бросился к нему и хотел его схватить, но Око внезапно превратилось в кобру-урей и выпустило яд. Бога земли охватило пламя, и он свалился в лихорадке.

Никакие лекарства, никакие чудодейственные зелья и волшебные заклинания не помогали больному богу. Тогда Великая Девятка гелиопольских богов сказала:

— Пусть он созерцает сияние бога Ра — солнечный Ах. Это исцелит его.

Ра осветил своим Ах большой камень, и этот камень возложили на голову Геба. Лихорадка сразу прошла. Через несколько лет камень омыли воды Великого озера (озера, которое возникло еще в Нуне и из которого в начале творения вырос Лотос), и камень превратился в крокодила Себека.

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ПОНЯТЬ ИСТОРИКА

Борьба Ра с силами мрака и тьмы

Когда Ра воцарился на престоле, гигантский змей Апоп напал на Солнечного Бога, чтобы свергнуть и уничтожить его. Ра вступил в бой со змеем и одержал над ним победу. Но Апоп не был убит: тяжело раненный, он нырнул в Реку и уплыл в Дуат. С тех пор Апоп живет под землей и каждую ночь нападает на Ладью Вечности во время ее плавания через Дуат с запада на восток.

Сказание о Горе Бехдетском. Крылатом Солнце

На 363-м году земного царствования Ра-Хорахти пребывал в Нубии, и с ним было его бесстрашное войско. А в Египте тем временем зрел заговор: демоны тьмы, недовольные правлением Ра, готовились к мятежу. Об этом узнал Гор, сын Ра и Нут, покровитель города Бехдета37 [29] [30].

Однажды, когда Ра плыл в своей Ладье, Гор Бехдетский сказал своему отцу:

— Я вижу врагов, злоумышляющих против своего могучего владыки!

Ра велел Гору немедленно вступить в битву с заговорщиками. Гор принял облик крылатого солнечного диска, взмыл в небеса и сверху отыскал вражий стан. Он изготовился к бою, издал воинственный клич и так стремительно обрушился на демонов мрака, что перебил всё их полчище мгновенно, и ни одна голова не осталась живой.

Торжествующий Гор вернулся в Ладью отца и пригласил Ра-Хорахти и его дочь Астарту, богиню-воительницу и покровительницу боевых колесниц, на место побоища, чтобы полюбоваться на поверженных врагов.

Владыка мира и его свита долго созерцали долину, усеянную трупами. Насладившись этим зрелищем. Ра сказал Тоту:

— Это значит, что мои враги наказаны, и поэтому эта область будет называться отныне Эджбо!

Однако, как вскоре выяснилось, Гор истребил далеко не всех врагов Ра. Многие из них превратились в крокодилов и гиппопотамов и укрылись в водах Хапи (Ниле), и оттуда, из засады, снова напали на священную Ладью. Гор Бехдетский и на этот раз пришел на выручку со своими спутниками. Они поразили крокодилов и гиппопотамов и увели в плен 651 врага.

После этой блистательной победы, уже второй по счету, Гор снова принял облик крылатого солнечного диска и расположился на носу Ладьи Вечности, взяв с собой Нехбет и Уаджет в качестве двух уреев, устрашающих врагов. Солнечная Ладья преследовала вражье войско, обратившееся в бегство, по всему Египту, и

Гор одержал еще много побед у разных городов. Самым кровавым было последнее сражение — в номе Мерет. Гор Бехдетский произвел там великое избиение демонов, увел 381 пленного и убил их перед Ладьей Ра.

Тогда на Гора набросился сам повелитель исчадий — Сет. Целый час бились они. И Гор Бехдетский опять победил. Он пленил Сета, заковал его в колодки, протащил за ноги по ному Мерет и вонзил свое копье в его голову и спину. Однако Сету удалось спастись. Он обратился в ревущего змея и вошел в землю в городе Мерет, и его больше не видели.

После окончательной победы над силами зла Ра-Хорахти велел Тоту поместить крылатый солнечный диск во всех храмах Египта — как память о подвигах Гора.

Вознесение Ра на небеса

После того как Ра спас египтян от расправы беспощадной львицы Сехмет, богиня справедливости Маат вновь установила мир на земле. Однако Ра, который сделался уже совсем дряхлым и устал править государством, решил вовсе отказаться от власти. Созвав богов на совет, он пожаловался им:

— Живу я, но сердце мое весьма устало пребывать с людьми, — сказал он. — Поражал я их напрасно, ибо не было истребление полным.

— Не спеши уставать! — от имени всех богов возразил Нун. — Ибо ты одолеваешь во всем, чего ты ни пожелаешь.

— Члены мои впервые ослабли, и я не позволю, чтобы другой одолел меня, — ответил Нуну Ра.

— Что ж, будь по-твоему, владыка, — печально согласился Нун и, помолчав, обернулся к сыну. — Сын мой Шу, — сказал он, — будь отцу твоему [поддержкой], защити его. А ты, дочь моя Нут, — обратился он к богине Неба, — подними его.

— Как это, отец мой Нун? — удивилась богиня Нут.

— Превратись в Небесную Корову, и Шу поднимет тебя так же, как поднимал, когда разрывал объятия брата твоего Геба, отделяя небеса от земли.

Нут превратилась в корову, и бог Солнца поместился на ее спине, собираясь взлететь ввысь. Увидев это, люди перепугались, что им на земле будет плохо без Ра, и закричали, обращаясь к нему:

— Вернись к нам, владыка, лучезарный бог! Ты стар, но мы не дадим тебя в обиду. Мы поразим всех твоих врагов, изрекавших на тебя хулу и угрожавших тебе, мы уничтожим всех их до единого, и ты сможешь спокойно царствовать на земле!

Услыхав эти слова, бог Солнца пожалел людей и решил на некоторое время отложить свое вознесение на небеса. Была глубокая ночь. Когда же наступило утро, люди вышли из своих домов, вооружились луками и копьями и двинули войско против недругов Ра — гиппопотамов, крокодилов и змей. Демоны зла были уничтожены. За это Ра окончательно простил людей.

— Грехи ваши позади вас, ибо истребление за истребление, — сказал он и торжественно обратился к Небесной Корове:

— Я поместился на твою спину, да вознесусь я!

Нут в образе коровы вознесла Ра на небеса. Другие боги уцепились за живот Коровы и превратились в звезды.

Ра продолжает творить мир

Взлетев на небо, Ра продолжал творить мир, поскольку создано было еще не всё. Он сказал:

— Да упокоится Поле Великое! — И произошли Поля Покоя — Загробное царство.

— И будут для меня тростники и травы там! — воскликнул Солнечный Бог, и произошли Поля Тростников.

— Создам я в них вещи всевозможные! — сказал Ра, и произошли сумерки.

Когда бог Солнца взлетел на недосягаемую высоту, Нут задрожала от страха. Ра же сказал Шу:

— Сын мой Шу, встань под дочерью моей Нут. Возьми ее на голову свою, да поддержишь ты ее.

Шу исполнил повеление Владыки. После этого Ра призвал к себе Геба и объявил, что передает земной трон ему.

— Пусть змеи и враги мои знают, — провозгласил бог богов, — что хотя и удаляюсь я, всё же я сияю над ними. Ты, Геб, будешь теперь владыкой на земле!

Так закончилась эра земного царствования Ра-Хорахти. Наступила эра правления Геба.

Согласно другому мифу, Ра отрекся от трона в пользу Тота. Однако Тот не согласился царствовать один, и тогда боги поде-

лили власть: Ра и Тот стали сменять друг друга на троне, поэтому стало сменяться время суток.

На небесах Ра сказал богам:

— Позовите мне Тота!

Его тотчас же привели. И тогда Ра сказал Тоту:

— Будь на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуэте. Да будешь ты вместо меня заместителем моим, и назовут тебя «Тот, заместитель Ра».

Так на небе появилась Луна.

Ладья Вечности, свита Ра и дневное плавание по небу

Когда Ра покинул людей и вознесся на небо, богиня Маатустановила новый миропорядок. Отныне и навсегда земной мир со всех сторон окружила цепь высоких гор, поддерживающих небесную реку — Нут, и по небесной реке боги во главе с Ра стали перевозить Солнце с востока на запад; а ночью Ладья по подземному Нилу, протекающему через Дуат, возвращалась с запада на восток, к месту восхода Светила.

Ра восседал на золотом троне посреди священной Ладьи. Его царская корона была украшена Оком-змеей — это была сама богиня Уаджет в ипостаси урея. Она зорко смотрела вперед и испепеляла демонов, встречавшихся на пути, своими раскаленными лучами.

На носу Ладьи стояли две богини — Маат и Хатхор в ипостасях Солнечного Ока. Маат следила за соблюдением установленного ею мирового порядка, а Хатхор защищала справедливость и закон. Ра

сопровождали Тот, писец и посыльный владыки, непобедимый Гор Бехдетский, Гор — сын Исиды и Осириса, Шу и Онурис.

На веслах восседали четыре бога в облике мужчин с бородками: Ху, Сиа, Сехем и Хех. Они были воплощениями тех сил, которые поддерживают в мире порядок и гармонию. Ху и Сиа олицетворяли божественную Волю и Разум. Иногда их называли «Носителями Ока Гора» или «Языком и Сердцем Птаха». Сехем олицетворял божественную созидательную Энергию, а Хех — Вечность. Хех носил на голове корону из вьющегося тростника — символ долгой жизни.

Эпоха царствования Шу и Геба

Согласно большинству мифов, перед вознесением на небеса Ра завещал земной трон Гебу. Некоторые источники сообщают, однако, что трон Ра унаследовал Шу, а уже затем его сменил Геб. Приводимое ниже сказание (в пересказе И В. Рак) изложено по тексту «Наоса из Сафт-эль Генна» (XXX династия).

За время своего царствования Шу построил много святилищ и храмов по всему Египту. Однажды эти храмы попытался разрушить змей Апоп. Шу вступил в битву с ним и одержал победу, но от ран, полученных во время сражения, заболел и ослеп.

Когда это случилось, в Египте нарушился божественный порядок, установленный богиней Маат. Воцарилось беззаконие, и Геб влюбился в свою мать — богиню Тефнут. Улучив момент, когда Шу покинул

дворец, Геб ворвался туда, силой овладел своей матерью и захватил престол отца. Совершив эти преступления, он во всеуслышание поклялся безжалостно расправиться с Шу, если бог ветра осмелится вернуться во дворец. Шу внял угрозам сына и не возвратился.

Девять дней выл и бушевал ураган — это бог ветра плакал и в отчаянии рвал на себе волосы. Непроглядная тьма окутала берега Великой Реки. На десятый день мрак рассеялся, ветер стих, буря улеглась, и богам ничего не оставалось делать, как признать Геба законным властителем земли... (далее следует уже цитировавшийся отрывок о том, как Геб овладел Оком Ра, и оно, превратившись в кобру, ужалило его).

..Выздоровев, Геб решил, что отныне он будет жить в полном согласии с законами, установленными богиней Маат. Он обратился к Девятке с просьбой научить его строить храмы, орошать земли и сеять зерно. Боги с радостью исполнили просьбу Геба, и Геб, обучившись ремеслам, вскоре ликвидировал все разрушения, которые он учинил в Египте. Процарствовав 1773 года, Геб отрекся от престола.

Отделение неба от земли

Шу женился на Тефнут. У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. Геб и Нут очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

Но однажды Геб и Нут поссорились. Ссора вспыхнула из-за того, что богиня неба по утрам поедала своих детей — звезды. Разгневанный Геб напустился на супругу, осыпая ее проклятиями. И тогда, чтобы положить конец скандалу, Ра приказал Шу:

— Ступай и разлучи их! Если они не могут жить в мире, пусть живут врозь.

Богу ветра ничего не оставалось делать, как исполнить волю владыки. Он взмахнул руками, произнес заклинание, и в тот же миг по всей Вселенной завыл ураган. Сколько ни противились Геб и Нут, сколько ни напрягали силы, ветер разорвал их объятия. Небо отделилось от земли. В океане Нуне зачернели маленькие острова и огромные материки, вздыбились горные хребты, с гор потекли реки, и люди, родившиеся из слез Ра, покинули холм Бен-Бен и разбежались по зеленеющим долинам. Они построили города, вспахали поля и посеяли зерно.

Возле холма Бен-Бен вырос город Иуну (Гелиополь), а на самом холме люди воздвигли святилище солнечного бога Ра. Наступил «золотой век» — время, когда люди и боги жили на земле вместе.

Гермопольский миф о сотворении мира

Согласно мифу о сотворении мира жрецов г. Хемену, который греки называли Гермополем, мир сотворила Великая Восьмерка[31] богов — четыре мужских

 


божества с головами лягушек и четыре женских с головами змей. Боги Великой Восьмерки плавали в океане Нуне, создали яйцо и возложили его на первозданный холм. Из этого яйца вылупился бог солнца Хепри — «молодой Ра».

В древнейшей столице Египта городе Хетт-Ка-Пта[32], который греки называли Мемфисом, творцом мира считался Птах. Птах создал сам себя, затем — Атума, а уже Атум творил мир, действуя «согласно воле Птаха».

     
 

Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им все магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи.

Сказка о потерпевшем кораблекрушение [33]

В ней рассказывается, как многоопытный воин потерпел кораблекрушение во время шторма в Красном (?) море и был выброшен один на остров. На том острове всего было вдоволь — и лука, и огурцов, и инжира, и винограда, и рыбы, и птиц.

Однако, едва потерпевший кораблекрушение успел наесться, как раздался страшный грохот. Он открыл глаза и увидел:

61. (и) увидел я, что Змей

62. это, который шёл. Он был

63. тридцати локтей,

64. борода его, больше она

65. двух локтей, тело его оправлено

66. в золото, брови из лазурита

67. настоящего. Извивался он вперёд.

68. Открыл он рот свой ко мне, в то время как я был

69. на животе моём перед ним.

70. Сказал он мне: «Кто принёс тебя, ничтожный, кто принёс тебя? Если промедлишь

71. ты в ответе мне, (кто) принёс тебя к острову этому,

72. то сделаю я [так], [что] узнаешь ты себя. Ты станешь пеплом [и]

73. превратишься в то, что не видят». «Говоришь

74. ты мне, [но] нет меня при слушании

75. этого. Вот я перед тобою, [но]

76. не помню себя [от страха]». И вот положил он меня

77. в рот свой [и] повлёк он меня к месту

78. отдыха своего...

111. Сказал [тогда] он мне: «Не бойся, не бойся,

112. ничтожный! Не закрывай лицо твоё, [ибо]

113. достиг ты меня. Вот бог, дал он

114. жизнь тебе, принёс он тебя на остров этот Духа.

115. Нет такого, чего не было бы внутри его, [ибо]

116. наполнен он добром всяким.

117. Проведёшь ты месяц за

118. месяцем, четыре месяца

119. внутри острова этого. И

120. придёт корабль с родины, [и будет]

121. команда на нём, [которую] ты знаешь.

122. Отправишься ты вместе с ними на родину, [и]

123. умрёшь ты в городе своём.

124. Сколь радостно рассказывать о пережитом, [когда] что-то дурное [уже] миновало.

125. Расскажу же я тебе нечто подобное, случившееся на этом острове.

126. Был я на нём вместе с братьями моими

127. [и] детьми, [находясь] среди них. Нас было 75 змеев

128. с детьми моими и братьями моими. Не упоминаю я тебе о

129. маленькой дочери, принесённой мне роком. [Однажды] звезда

130. упала. Вышли эти [звезды] в огонь... [спалили их]. Случилось же это, [когда] не было меня вместе [с ними].

131. Они сгорели, [а] меня не было среди них. Умер я из-за них, [когда] увидел я

132. их в виде трупа единого. Если силён ты, крепко сердце твоё,

133. (то) наполнишь ты объятия твои детьми твоими, поцелуешь ты

134. жену твою, увидишь ты дом твой, [а] это лучше, чем всякое другое.

135. Достигнешь ты родины; будешь ты на ней

136. среди братьев твоих будешь ты».

137. Распростёрся я на животе моём, коснулся я

138. земли перед ним. Сказал же я ему:

139. «Расскажу я о могуществе твоём царю. Сделаю я так, что узнает он

140. о величии твоём. Прикажу я, [и] принесут для тебя иби, хекену,

141. иуденеб, хесаит, храмовый ладан,

142. удовлетворяющий бога всякого собою.

Расскажу же [я] о случившемся

143. со мной, о том, что видел я в могуществе твоём. Прославят тебя

144. в городе перед лицом кенбета всей земли. Заколю

145. я для тебя быков для жертвы всесожжения, зарежу я для тебя

146. птиц.

Прикажу я, [и] приведут для тебя флот, нагруженный

147. всякими ценностями Египта, подобно тому, как делают для бога, любящего

148. людей, в стране далёкой, [кото- рую]не знают люди».

149. Посмеялся он надо мною, над этим, [ибо] сказал я глупость по его мнению.

150. Сказал он мне: «Не много у тебя антиу (мирры). Производимое [у тебя] всякое суть ладан.

151. Я же владыка Пунта, и антиу принадлежит мне.

152. Что же касается этого хекену, о котором ты говорил, что принесут его, то вещества этого много на острове этом.

153. Случится же [следующее]: когда удалишься ты от места этого, то никогда больше

154. не увидишь острова этого, ибо превратится он в волны».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: