Часть 1. Боги и демоны Древнего Египта

Закрытость и недосказанность египетской мифологии

Несмотря на то что египетская цивилизация считается одной из самых древних на Земле, а египетский пантеон богов — одним из самых многочисленных, мифология этого региона дает намного меньший вклад в реконструкцию истории человечества, чем мифология Индии, Китая и обеих Америк. Это связано как минимум с пятью обстоятельствами.

Во-первых, египетские верховные жрецы держали в строжайшей тайне все основные сведения об истинных богах и устройстве мира. По словам ученика знаменитого немецкого египтолога XIX в. Карла Рихарда Лепсиуса, археолога и писателя, профессора Йенского и Лейпцигского университетов, Георга Морица Эберса, в Египте времен Рамсеса II

(XIII в. до н.э.)[1] был институт посвященных жрецов. Их количество не превышало 20. За разглашение тайны, существовавшей в этом узком кругу, карали смертью.

Г. Эбере сообщал, что посвященные жрецы признавали единого вездесущего бога. Он сопоставлялся с небом, солнцем, воздухом, ветром, водой, горами, растениями, животными, людьми и др. Этот бог не имел имени и был подобен индийскому Брахману, китайскому Дао и Хунаб Ку майя. Аналогичной точки зрения придерживался известный английский египтолог XIX— XX вв. Уоллис Бадж, который писал, что «египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнающего, всемогущего, непостижимого, творца неба, земли и подземного мира... Именно эту часть их воззрений следует признать основополагающей».

В то же время на практике в Египте осуществлялось поклонение многим богам или божествам, общее количество которых превышало сотню. Посредниками между людьми и богами выступали остальные жрецы.

Существование «института» посвященных жрецов, исповедовавших единобожие,

и огромной армии жрецов, выступавших посредниками между остальными богами и людьми, можно объяснить следующим образом. Подлинное имя Бога считалось священным и тайным, и завет не упоминать имя Божие всуе существовал у многих народов. Называя отдельных богов, древние египтяне могли сохранять в глубокой тайне имя верховного Творца и Управителя мироздания, повелевающего богами.

Но это еще не всё. Культ многих богов проходил за «закрытыми дверями» в виде мистерий. В их число входили главные боги египетского пантеона Осирис и Исида. Большинство египтян времен фараонов и многие современные исследователи относили и продолжают относить их к солнечным богам. Однако на обнаруженной археологами во Фригии[2] статуэтке I в. до н.э. эта пара изображена в виде двух кобр с головами мужчины и женщины и переплетенными змеиными хвостами, подобно китайским Фуси и Нюйве. А это может означать, что они относились к змеевидным богам и их истинная природа была скрыта от простых египтян!

Р. Темпл в книге «Мистерия Сириуса» (2006) объясняет появление подобных статуэток следующим образом. 2000 лет назад, после потери Египтом независимости, секреты египетских мистерий — в том числе наиболее охраняемые сведения о змеиной (или «земноводной», как считал он сам) природе Исиды и Осириса — стали

просачиваться наружу и становились известны в среде языческих и христианских гностиков[3].

Во-вторых, большинство египетских богов изображались и описывались не в своем истинном обличье (человекообразных, многоруких, змеевидных богов и т.д.), а в виде людей с головами животных или птиц. Это, вероятно, делалось для того, чтобы окончательно скрыть от непосвященных их истинную природу. Например, брат Осириса Сет чаще всего изображался в виде человека с головой животного, напоминающего муравьеда, однако по многим своим признакам он был типичным представителем змеевидных богов и имел соответствующие ему атрибуты гиппопотама, крокодила и змеи.

В-третьих, египетские боги наделялись регалиями светил, животных, птиц, растений, явлений природы и фараонов, а фараоны, в свою очередь, отождествлялись с наиболее значимыми богами (Осирисом, Гором, Сетом и др.).

Согласно египтологу из Государственного Эрмитажа РФ М.Э. Матье, для распространения учения о божественном происхождении власти фараона примерно с середины III тысячелетия до н.э. бог-творец

мира (чаще всего Амон или Ра) объявлялся отцом фараона по плоти. В коронационных и победных гимнах фараонов и гимнах богам-творцам использовались одни и те же постоянные эпитеты и сравнения — со львом, быком и соколом, прославление единого и общего образа фараона-бога и бога-фараона. И тот и другой изображались наводящими на врагов смертельный ужас всесильными завоевателями, властителями мира и заботливыми правителями, под управлением которых процветали люди.

В зависимости от социально-политической обстановки в стране, в первую очередь определяемой победой того или иного фараона в войне, отдельные боги- фараоны, например уже упомянутый Сет, переходили из небесных богов, служивших объектом поклонения, в богов пустынь или подземного мира и носителей зла.

В-четвертых, египетская мифология восстанавливается по неполным и фрагментарным источникам. Значительная часть мифов дошла до нас в пересказе греческих и римских авторов — Платона (427—347 гг. до н.э.), Диодора Сицилийского (ок. 90—30 гг. до н.э.), Плутарха (ок. 45—127 гг.), Апулея (ок. 125 г. н.э. — после 170 г. н.э.), Лукиана (ок. 120—180 гг. н.э.) и других, а я уже говорил о том, что египетские посвященные жрецы очень редко допускали их в священные места или сообщали им сокровенные знания.

В разных египетских городах — государствах, номах — Гермополе, Гелиополе, Мемфисе, Бусирисе и др. (их было несколько десятков) к тому же существовали свои собственные боги, которые часто отождествлялись, или, наоборот, одним и тем же богам приписывались разные черты и функции. То же самое относится и к богам, существовавших при разных династиях фараонов. Как следствие всего этого, в настоящее время известно несколько принципиально отличающихся друг от друга схем пантеона египетских богов и представлений о сотворении мира, а также участия в них тех или иных богов- творцов.

В-пятых, несмотря на множество космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, в египетской мифологии уделяется совсем немного места созданию человека. А это делает задачу реконструкции истории человечества архисложной. В этом вопросе неоценимую помощь могут оказать любые мифы, в которых проскальзывают хоть какие-то указания на значимые мифологические события, сопоставимые с аналогичными событиями в преданиях других народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: