Часть 3. Древний Египет — сложное переплетение змеевидных, земноводных, человекоподобных и многоруких богов и демонов

Под диктовку солнечных богов

Представленные в трех предыдущих

главах материалы по мифологии Египта позволяют выделить в этом регионе по меньшей мере пять типов богов и демонов, не считая богов-карликов (Бэс), которые в этой книге не рассматриваются. К ним относятся человекоподобные солнечные, а точнее, небесные боги и полубоги[34] светлого дня с располагавшегося на севере континента Гиперборея (адитьи, гандхар-

вы, апсары, видьядхары и др.), прилетевшие на Землю позднее человекоподобные боги или демоны43 (дайтьи и данавы), змеевидные боги и демоны, многорукие (и многоголовые) боги и демоны и боги- амфибии. При этом змеевидные боги включают несколько типов существ, различающихся между собой размером и внешним видом, местом жительства (под землей или на земле) и отношением к божественному порядку и остальным богам (от открыто враждебного до союзнического).

Несмотря на столь сложное переплетение разных типов богов, развитие данного региона большую часть времени проходило под «диктовку» солнечных (небесных) богов и полубогов44. Это выражалось в почти постоянном стремлении египтян жить в гармонии и единении с природой и почитании ими разнообразных элементов и явлений природы от животных и растений до гор, камней, воды, ветра и т.д. Это проявлялось и в гиперборейских символах креста-анкха, солнца, головы и расправленных крыльев птицы, которые буквально пронизывали всю мифологию Египта и были неотъемлемыми атрибутами не только небесных богов светлого дня, но и большей части других египетских богов — в том числе и

43 В большинстве древних религий они относятся к богам, а в Древней Индии и некоторых странах Индокитая — к демонам.

44 Возможно также, атрибуты солнечных (небесных) богов были приписаны всем остальным богам в исторический период развития Египта.

змеевидных, которые в религиях других народов не имели никакого отношения к этой символике.

Наличие атрибутов небесных богов светлого дня у многих богов Древнего Египта, не имевших с ними ничего общего, и приписываемые мифами родственные связи божествам разного типа были очень серьезными препятствиями для установления их истинной природы. Для понимания сущности этих богов мне пришлось углубиться в некоторые другие символы и мифы, важнейшие из которых были размещены на страницах книги.

К числу важнейших критериев принадлежности богов разных народов к той или иной группе относятся их магические способности и оборотничество. Однако их можно использовать только в совокупности с другими признаками этих богов, так как в древнем мире почти все обитатели Земли были колдунами и оборотнями. К великим чародеям и мастерам иллюзий, прежде всего, относились наги (змеелю- ди), ракшасы (многорукие существа) и дайтьи с данавами. Могли свободно менять свои размеры и формы и превращаться в животных, крокодилов и птиц наги, ракшасы и апсары.

В Древнем Египте «из-за закрытости» многих богов к этим признаком нужно относиться особенно внимательно, потому что, руководствуясь только ими, Исиду и Нефтиду можно отнести сразу к трем типам богов — змеевидным, многоруким и небесным человекоподобным (апсарам), Сета и Тота — к змеевидным и многоруким богам,

а бога магии Хеку — к небесным человеко- подобным (видьядхарам), человекоподобным пришельцам (дайтьям и данавам) и змеевидным богам.

В результате проделанной работы я пришел к следующей схеме подразделения египетских богов:

Змеевидные боги — Апоп, Геб, Сет, Нехебхау, Мехен, Мерит-Сегер, Кудшу, вероятно, Осирис, Исида, Нефтида, Нейт, Птах, Уаджет, Тауэрт, Себек, Сокар, Упес45 и др.

Многорукие боги — Хепри, Тот, Селкет, возможно, Атум, Геб, Птах, Хонсу, Мерит-Сегер и др.

Боги-амфибии (или змеевидные боги, ведущие водный образ жизни) —

Хекет, Хатмекит, вероятно, Осирис, Исида, Нефтида, Нейт, Птах, Уаджет, Тауэрт, Себек и др.

Человекоподобные светлокожие небесные боги светлого дня — Шу, Хнум, Хароерис, Харвер, Маат, Хатхор, вероятно, Амон, Менхет46, Мент47, Хершеф, Нехбет,

45 Богиня пламени, сжигающая врагов богов. Центром ее культа являлся о. Бите. Изображалась женщиной со змеей на голове.

46 Львиноголовая богиня, -владычица неба*, которая была локальной богиней Эсны.

47 Еще одна богиня-львица, отождествлявшаяся с Сехмет и Тефнут.

Сехмет, Тефнут, Бастет, Мафдет, Мехит, Астарта, Сатис[35], Сопдет[36] и др.

Человекоподобные светлокожие и темнокожие боги-пришельцы — Ра, Гор

Бехдетский, Онурис, вероятно, Амон, Хершеф, Нехбет, Сехмет, Тефнут, Бастет, Мафдет, Мехит, Менхет, Мент, Астарта, Сатис, Сопдет и др.

Как можно видеть, причисление ряда богов к тому или иному выделяемому типу проведено не слишком уверенно, а многие из них отнесены сразу к двум типам богов.

Это касается Осириса, Исиды, Нефтиды и Нейт. По совокупности признаков (их изображений в виде кобр, ассоциации с крокодилами и т.д.) они соответствуют змеевидным богам. Однако всем им в той или иной мере присуща связь с водой, что позволяет отнести их и к земноводным существам (или рептилиям, ведущим водный образ жизни). Подобной точки зрения придерживается Роберт Темпл в своей книге «Мистерия Сириуса» (2006). Вероятно, Осирис, Исида, Нефтида и Нейт относились к особой группе водных пресмыкающихся, к которым принадлежал бог Номмо африканского племени догонов. В один ряд с ними также можно поместить основателя Афин Кекропа или Эрехтея (кстати, прибывшего туда из Египта), его сына Эрихтония, а также, вероятно, древнегреческих старцев Протея, Нерея, Тритона, Главка и других50.

Это также касается Амона, Хершефа, Нехбет, Сехмет, Тефнут, Бастет, Мафдет, Мехит, Менхет, Мент и Астарты. Они с одинаковой вероятностью могут относиться к небесным богам или полубогам светлого дня — выходцам с Гипербореи — и прилетевшим на Землю позднее дайтьям и дана- вам. Ведь между ними не было визуальных отличий, а некоторые предводители дайтьев и данавов (Вирочана, Сурья, Чандра) являлись к тому же богами Солнца и Луны51.

Главным и определяющим отличием между этими богами (или демонами) было их отношение к Вселенской Гармонии и Божественному Порядку. Если небесные боги проповедовали Жизнь по Законам Природы, то дайтьи и данавы большей частью несли в мир разрушение и уничтожение существовавшего порядка вещей (хотя среди них были и исключения, например Прахлада, Ваджранга, Хуанди и др., которые принимали идеологию адитьев).

50 Читайте работу «.Люди-амфибии — учителя, пережившие потопы» в книге А. Колтыпина *Исчезнувшие обитатели Земли».

51 Читайте главу «Адитьи, дайтьи и данавы — пришельцы с далеких планет» в книге А. Колтыпина «Исчезнувшие обитатели Земли» (М„ Вече, 2009).

Однако в египетской мифологии эти качества отдельных богов почти не рассматриваются (за исключением Маат и, в какой-то мере, Хатхор). Большая часть из них изображается защитниками Гармонии и Единства человека с природой и является носителями символов неба, жизни и бессмертия — креста-анкха. А это, скорее всего, было приписано им позднее господствующей в Древнем Египте идеологией гиперборейских богов.

Некоторые боги или их отдельные ипостаси (Атум, Ра и Гор) вообще могут не входить в те группы, в которые я их поместил, а принадлежать к древним змеевидным или многоруким богам. Основания для такого утверждения есть, причем немалые:

— одно из воплощений Атума в образе змея, в частности, его слова в «Книге Мертвых», обращенные к Осирису, из которых следует, что он снова разрушит все созданное им и опять превратится в змея;

—записанная на «Папирусе Жермильяк» легенда о рождении Гора, в которой говорится, что Исида «создала образ бога [Гора] в яйце, и он будет управлять этой Землей. Он унаследует Гебу. Он будет сохранять память о своем отце»;

— постоянная ассоциация Солнца, показанного на голове Ра, с обвивающим его змеем, а также сопоставление этого бога с крокодильим богом Себеком (Себек-Ра) и змеей-коброй Уаджет (Ра-Уаджет).

По своим деяниям и особенностям иконографии Ра напоминает индийского бога Вишну, который тоже постоянно ассоциировался со змеями. Например, постелью и сиденьем Вишну был гигантский змей

Шешу, а трон Ра на Ладье Вечности обвивал гигантскими кольцами змей Мехен. Оба этих змея обеспечивали Земле равновесие (Шешу поддерживал ее от чрезмерного раскачивания, а Мехен спасал от разрушений со стороны Исчадий Преисподней).

Вы, возможно, еще помните, что я отнес Вишну к многоруким богам. Значит, и Ра мог принадлежать к этой категории божеств или демонов. В книге «Исчезнувшие обитатели Земли» я считал многоруких эволюционировавшей разновидностью змеевидных богов. Однако в данной книге, в разделах, посвященных мифологиям Южной Америки и индейцев хопи, я отнес их скорее к разумным гигантским насекомым, чем к змеям. Значит, Ра (да и Атум и Гор тоже) могли принадлежать аж к трем или четырем типам богов! То есть, почти всем перечисленным. И все это — из-за закрытости египетской мифологии.

Отнесению Ра к змеевидным богам вроде бы противоречат слова, произнесенные им при передаче власти Гебу: «Пусть змеи и враги мои знают, что хотя и удаляюсь я, всё же я сияю над ними. Ты, Геб, будешь теперь владыкой на земле!»

Вообще же, случай с Ра заслуживает того, чтобы на нем остановиться более подробно.

Этот бог является одним из главных, если не самым главным, богом египетского пантеона и практически всеми исследователями относится к солнечному богу. Мне известно довольно много работ, в которых он сопоставляется с древнеславянскими, зороастрийскими и древнеиндийскими

солнечными богами, а его корни ищутся на давно погибшей Гиперборее. Однако такому положению дел противоречат некоторые приводимые характеристики Ра и, в первую очередь, его смертность. В то же время большая часть живших на Гиперборее богов (адитьи, сиддхи, видьядхары) были бессмертными или практически бессмертными (жизнь видьядхаров продолжалась более миллиона лет). Значит, Ра, даже если он и являлся человекоподобным солнечным богом, должен был относиться к солнечным богам дайтьев (наподобие Вирочаны, Сурьи), которые были смертными[37]. Правда, продолжительность их жизни тоже была немалая и исчислялась как минимум сотней тысяч лет. Такими же смертными, по-видимому (я не могу сказать об этом точно, так как имеются отдельные противоречия этому), были многорукие и змеевидные боги, к которым гипотетически тоже мог относиться Ра.

Нельзя исключить вероятность того, что Ра был предводителем данавов-калакеев, то есть чернокожим богом, подобным божествам Центральной и Южной Америки. Это оченьхорошо объяснило бы, почему Африка является колыбелью чернокожей расы.

Отнесение Гора к змеевидным или многоруким богам возможно только в его отдельных ипостасях, которых у него было более 20. В основном же этот бог выступал

в образе солнечного змееборца и по своим характеристикам, а также высокому росту своих последователей — людей Гора53, соответствовал (особенно в образе Гора Бехдетского) дайтьям и данавам. Хароерис и Харвер больше походили на адитьев, да и Гор Бехдетский тоже мог принадлежать к небесным богам — по крайней мере, к постоянным спутникам апсар гандхарвам.

Но кем бы он ни был, присутствие вместе с ним в плывущей Ладье Вечности по дневному небу четырех богов — Ху, Сиа, Сехем и Хех, которые были воплощениями сил, поддерживающих в мире Порядок и Гармонию, божественную Волю и Разум, созидательную Энергию и Вечность, говорит о том, что он принял учение небесных богов адитьев и, вероятно, раньше проживавших с ними мудрецов видьядхаров, чаранов и сид- дхов.

Что же касается остальных человекоподобных богов и богинь спорного происхождения и, прежде всего, Сехмет, Тефнут, Бастет, Мафдет, Мехит, Менхет, Мент и Астарты, то они по своей воинственности и непримиримой борьбе со «змеями, крокодилами, гиппопотамами и всякой другой нечистью» могли относиться как к дайтьям и данавам, так и Племени богини Дану и апса- рам. Последние, отнесенные мной в работах «Эльфы в Древней Ирландии. Тайны Племени богини Дану» и «Властелины неба и Земли» к эльфам54, были выходцами

53 Маслов А. Великаны потопа. Альманах «Тайны. Открытия. Приключения», №2иЗ.

54 Колтыпин А. Исчезнувшие обитатели Земли (М.. Вече, 2009).

с Гипербореи и раньше проживали вместе с бессмертными адитьями, находясь у них в услужении.

Отождествление этих богинь с Маат и Хатхор позволяет включить их скорее в число женщин Племени богини Дану или апсар. Ведь и Маат. и в особенности Хатхор, относились к богиням неба, вселенской гармонии, любви, красоты, женственности, музыки, танцев, веселья и сопоставлялись, как и Нехбет, с Богиней- матерью, а это делало их практически неотличимыми как от богини Дану, так и от многих других богинь Племени богини Дану и апсар. В то же время ни одна из упомянутых богинь, ни даже наиболее близкая к адитьям Нехбет, по-видимому, не принадлежала к этому божественному народу, поскольку 8 индийских преданиях участие женщин-адитьев в вооруженных конфликтах даже не предполагается (если, конечно, они не были тождественны апса- рам, но это маловероятно).

Если прибавить к только что сказанному, что женщины Племени богини Дану в Древней Ирландии составляли основную группу богинь-воительниц (Морриган, Маха, Бадб и др.), а апсары вместе с ганд- харвами в Древней Индии были пилотами небесных колесниц, и что и те и другие принимали самое активное участие в битвах между богами, демонами и людьми, то принадлежность Сехмет, Тефнут, Бастет, Мафдет, Мехит, Менхет, Мент и Астарты к апсарам или Племени богини Дану представляется более чем обоснованной.

Тесная ассоциация этих богинь с Ра и Гором (в ипостаси Ра-Хорахти) и представ-

ление их в качестве испепеляющего Ока Ра, карающего и уничтожающего противника, позволяет отнести их к пилотам боевых небесных колесниц, а само Око рассматривать как несущее всеуничтожающее оружие богов (ядерное, лазерное или какое-то другое) небесной колесницей или, скорее, колесницами.

Тесная ассоциация этих богинь с Ра, Ра-Хорахти, а также с Гором Бехдетским позволяет говорить о том, что в Древнем Египте, в отличие от многих других стран Древнего мира и, прежде всего, Индии, мог существовать союз между гандхарвами с апсарами и дайтьями с данавами и что они совместно боролись со змеелюдьми. И в этом не было ничего удивительного, принимая во внимание, что в работах «Адитьи, дайтьи и данавы — пришельцы с далеких планет» и «Властелины неба и Земли» и те и другие были отнесены мной к «падшим ангелам», передавшим «людям» сокровенные знания богов, за что они были изгнаны «с неба». Если с дайтьями и данавами все предельно ясно — они и так были извечными противниками адитьев, то для гандхарвов и апсар подобная ссора должна была означать их (или их части) изгнание из Гипербореи (территории, где они проживали вместе с адитьями) и скитание в поисках новой жизни. И они вполне могли осесть в Египте.

Если же Ра все-таки был предводителем многоруких существ, наподобие Вишну, то основу их союза с апсарами и гандхарвами следует искать в заключенном еще в олигоцене или раннем миоцене стратегическом союзе между небесными и многорукими богами.

Отнесение Ока Ра к смертоносному оружию богов и несущей его небесной колеснице, пилотами которых являлись богини-апсары, базируется на многих мифах. Так, в известном мифе об истреблении людей Ра, пытаясь наказать мятежников, направил в них испепелящие лучи своего урея. Они сожгли землю в стороне от войска. Однако люди, которые были готовы к такому ходу событий, успели укрыться за высокой горой и смертоносные лучи не причинили им никакого вреда. Как Ра ни старался, он не мог прожечь скалы. Однако, как только Хатхор-Око или урей полетела на место событий, она произвела там страшное опустошение всего за один вечер. Потому что люди больше не могли укрываться от нее, летящей в боевой колеснице.

По всей вероятности, эта колесница (или, скорее, колесницы) несла ядерное или какое-то другое аналогичное ему по воздействию оружие. Подтверждением этому является приготовление свитой Ра семи тысяч сосудов «пива с толченым красным порошком диди», который они разлили по всем полям, на которых произвела опустошение Хатхор. Возможно, это было сделано для того, чтобы нейтрализовать остаточную радиацию или ликвидировать какие-то другие последствия, вызванные применением оружия богов.

В другом мифе о сотворении Земли Атум направляет свое Око в океан на поиски пропавших детей и через некоторое время оно находит их. Мне трудно объяснить это иначе, чем отправкой им на поиски летательного аппарата. Тем более, что

за время долгого отсутствия Ока Атум сделал себе другое.

В сказании о Горе Бехдетском он представлен в виде крылатого солнечного диска, взмывшего в небеса и мгновенно уничтожившего своих врагов. В дальнейшем он патрулировал на этом диске небо на носу Ладье Вечности, а вместе с ним были два солнечных Ока — Нехбет и Уаджет (по другим данным, Хатхор и Маат или Тефнут), которые бесжалостно испепеляли врагов Ра.

Еще один случай, который позволяет отождествить Око Ра с оружием богов или летающией колесницей, был связан с Гебом, когда он пытался овладеть Оком. Оно выпустило в него «яд», от которого бога Земли охватило пламя.

Происхождение Ока Гора менее понятно. Ведь на этот счет имеется не так много указаний. На мой взгляд, оно представляло собой магическое оружие, которое находилось на вооружении богов и демонов и использовалось ими наравне с другим оружием. Особенно часто его применяли дайтьи с данавами, которые считались мастерами всевозможных иллюзий.

Но возможно, Глаз Гора (или одна из его ипостасей) соответствовал третьему глазу, который, по-видимому, был у многих обитателей давно минувших эпох.

Напоследок я хочу обратить ваше внимание еще на одну существенную деталь. В египетской мифологии рассматриваются несколько типов змеелюдей. Одни из них (Апоп, Сет и безликие крокодилы, змеи и гиппопотамы) являлись извечными против-

никами небесных и других богов, отнесенных к солнечным. Другие (Мехен, Уаджет, Тауэрт, Себек и др.) были лояльны по отношению к этим богам и вместе с ними боролись со змеевидными богами первого типа. Кроме них, по-видимому, существовала большая группа змеевидных богов (Осирис, Исида, Нефтида, Саис и др.), которые были связаны с водной стихией.

Возможно, все они жили в одно и то же время. Но еще более вероятно, что это были боги разных мифологических периодов, а их наслоение друг на друга, как и многих других богов, произошло в исторический период.




double arrow
Сейчас читают про: