V. Определение величины трудового вклада работника

В социалистической экономике, в отличие от капиталистической, средства производства являются общественной собственностью. Однако нельзя сказать, чтобы от работника непосредственно зависело, какой техникой ему приходится пользоваться. Он может оказаться работаю­щим и на лучше и на хуже оснащенном предприятии. Но так как каж­дый работник является одним из собственников всех средств производ­ства, стоит в одинаковом отношении ко всем средствам производства, может переходить с предприятия на предприятие, то закрепление ра­ботников на предприятиях с худшими условиями производства возмож­но лишь при том условии, что худшие условия производства не будут отражаться на оплате: за тот же абстрактный труд работники независи­мо от условий их производства будут получать одинаковое вознаграж­дение. Отсюда следует, что не общественно необходимый, а действитель­но затраченный абстрактный труд является для социалистической эко­номики основой при распределении по труду. Ведь общественно необходимое количество абстрактного труда определяется с учетом технологических характеристик производственного процесса, а опреде­ление абстрактного труда не включает их и учитывает как раз лишь полезные затраты общечеловеческой рабочей силы.

Однако здесь имеется некоторая тонкость. Пусть в обществе име­ется  работников. Если перед нами работник квалифицированного груда, то непосредственно в процессе труда он затрачивает меньше абстрактного труда, чем создает индивидуальной стоимости. Точнее, величина созданной работником индивидуальной стоимости больше зат­раченного работником непосредственно в процессе труда абстрактного труда на величину затраченного обществом (в том числе и самим ра­ботником) абстрактного труда на подготовку рабочей силы данного работника. Обозначим через соответствующий коэффициент, показы­вающий, какое количество индивидуальной стоимости создается работ­ником за 1 час его труда. Впрочем, организуя распределение по труду, мы должны, помимо затраченного работником непосредственно в про­цессе труда абстрактного труда, принять во внимание только часть аб­страктного труда, затраченного на подготовку этого работника. Нужно учесть лишь труд самого работника. Обозначим через коэффициент, показывающий, какое количество абстрактного труда работника будет соответствовать 1 часу его труда, если, помимо непосредственных зат­рат абстрактного труда, учесть еще лишь затраты абстрактного труда самого работника на подготовку его рабочей силы в расчете на 1 час непосредственного труда.

Знание коэффициентов дает количественную основу распределе­ния по труду. Заработная плата -гo работника, отработавшего  часов, должна уплачиваться в соответствии с величиной его трудового вкла­да . Ниже мы увидим, что для определения коэффициентов   необ­ходимо знать коэффициенты , позволяющие определить количество абстрактного труда, затраченное работником непосредственно в про­цессе труда. Будем считать, что коэффициенты  определены не для среднего представителя -гo вида труда, как мы считали раньше, а для каждого работника.[35]

Составим систему уравнений для определения коэффициентов и . Если на подготовку и обучение -гo квалифицированного работ­ника обществом было затрачено  абстрактного труда, а в течение всей жизни работник отработает  часов, то, помимо единовременных затрат мозга, мускулов, нервов и т. д., т. е. единовременных затрат рабочей силы, в образовании индивидуальной стоимости продукта 1 ча­са труда работника участвует еще  часов абстрактного труда. Инди­видуальная стоимость продукта, созданного за час труда работника, равна, таким образом,

т. е. сумме прямых затрат и затрат при подготовке работника в расчете на час труда; это полные затраты общества на продукт. Чтобы найти , надо сложить стоимость использованных или потребленных для подготовки рабочей силы продуктов и все затраты труда на подготовку:           

Здесь  – затраты i -гo продукта на подготовку рабочей силы -гo вида, стоимость -гo продукта  время, затра­ченное рабочей силой вида  на подготовку рабочей силы вида .

Из (1) имеем                        

 

или, переобозначив и , получим

 

 

                              

  Здесь   - затраты уже в расчете на 1 час труда работника. Допишем к этой системе уравнений систему для определения стоимости продуктов:

 

Здесь  полные затраты абстрактного труда на производство едини­цы i –гo товара, ;  – коэффициент расхода -го продукта на единицу -гo; прямые затраты труда -гo вида (квалификации и специализации) на производство единицы -гo продукта.

Система (2) – (3) имеет  уравнений,  неизвестных  и   неизвестных  , что дает возможность их определения, так что могут быть найдены коэффициенты  и стоимость продуктов , .

 

                                           

 

которая отличается от системы (2), во-первых, тем, что в первой сумме учитывается меньше продуктов. Учитываются лишь такие, которые ра­ботник покупал на свою заработную плату [36], которые, следовательно, можно считать созданными его трудом[37]. Кроме того, под знаком суммы стоят количества продуктов, соответствующие одному часу будущего труда и притом необходимые только для обучения. «Необходимые толь­ко для обучения» – это такие, которые не представляют для работника материальных благ сами по себе, независимо от обучения. Например, одежда (кроме специальной), предметы потребления не являются необ­ходимыми только для обучения, они удовлетворяют потребности обу­чающегося.

Во-вторых, система (4) отличается от системы (2) тем, что учиты­вает во второй сумме только труд самого работника на свое обучение (в расчете на час будущего труда) и притом только тот, который не был соответствующим образом оплачен. То есть, если на свое обучение работник затратил у абстрактного труда, израсходовал из выплат (сти­пендий, пособий и т. п.) на свое личное потребление сумму w, а в обществе единицу труда оплачивают продуктом  единицы труда, то учесть в квалифицированном труде (записать во второй сумме) нужно только то количество конкретного труда по обучению, которое соот­ветствует  абстрактного труда:

 

Здесь  – количество рабочих часов, затрачиваемое -м работником в течение всей жизни.

В-третьих, если считать, что работник уплачивает за обучение (что, впрочем, является редким явлением в странах социализма), то в урав­нениях (4) должен появиться еще один член: стоимость, представляемая уплаченными деньгами (в расчете на час будущего труда), помножен­ная на множитель . В условиях частной собственности, в период сво­бодной конкуренции, когда все затраты по обучению несет сам работ­ник, коэффициенты   и  совпадают.

Вместе с системой (3) система уравнений (4) дает возможность найти . Таким образом, если -й работник затратил t часов рабочего времени, то хотя весь вклад в увеличение стоимости продуктов –  абстрактного труда, из этого количества только  – благодаря затра­там труда самого работника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: