Итак, теперь мы можем считать, что количество абстрактного труда, овеществляемого квалифицированным трудом работника в продуктах, и абстрактного труда, затраченного самим работником, известны. Предположим, что все работники отработали одинаковое время t. При этом -й работник овеществил квалифицированным трудом в продуктах
абстрактного труда, из которого, собственно, ему принадлежало лишь
= t
абстрактного труда. Всего в общественном продукте овеществлено, таким образом,
(
так как в
вошел и прошлый труд обучавших и создававших условия для обучения работника людей). Если считать, что Р абстрактного труда не подлежит распределению в виде предметов потребления (это резервный фонд, фонд возмещения, фонд накопления и т. д.), то распределяться будет только продукт, в котором воплощено
абстрактного труда.
Как же выразится в этих обозначениях принцип распределения по труду? Если его понимать так, что фонд распределения по труду должен быть распределен пропорционально величинам трудовых вкладов, то
должно быть разделено пропорционально
. Тогда -й работник получит

где
При этом видно, если обозначить через
величину
, что -й работник получает продуктов, соответствующих
абстрактного труда, a (
своего абстрактного труда отдает обществу. Отсюда следует, что тот работник отдает обществу больше труда, который больше затрачивает абстрактного труда (если
, то
). В частности, человек, занятый более легкой работой и затративший, скажем, только 50 часов абстрактного труда, отдает обществу при α = 2 только
часов, в то время как работник, выполнявший более тяжелую работу, затративший за то же время 100 часов абстрактного труда, отдает 50 часов абстрактного труда.
Приведенный пример заставляет усомниться в том, что практика строго придерживается формулы прямой пропорциональности. Не исключено, что работники, затрачивающие в единицу времени больше абстрактного труда, чем прочие, отдают обществу своего абстрактного труда хотя и больше, чем последние, но не во столько раз, во сколько больше их трудовой вклад. Априори ясно лишь, что за равный труд уплачивается равная плата, за больший – большая, а в этих границах количественные соотношения между трудовым вкладом и заработной платой определяются нуждами производства.
Как показывает содержание данной статьи, разобрать хотя сколько-нибудь полно вопрос распределения по труду с количественной стороны без математического описания практически невозможно. Этот вывод – лишь иное выражение того факта, что проблемы, требующие для своего разрешения составления систем уравнений, вызывают необходимость использования соответствующих математических средств. На примере исследования проблемы распределения по труду можно убедиться, следовательно, в необходимости использования математики в политической экономии. Важность же этого использования определяется непрерывным ростом масштабов применения математики в конкретных экономических исследованиях.[38]
Summary
The author demonstrates the principal way of finding of those labor inputs which are necessary for the distribution proportionally to labor.
Статья поступила в редакцию 15 января 1971 г.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКОЙ В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ XXIV СЪЕЗДА КПСС[39]
Централизованное управление производством, базирующееся на общественной собственности, дает возможность избегать потерь, вызываемых анархией производства при капитализме, концентрировать ресурсы на главных направлениях, обеспечивающих научно-технический прогресс, удовлетворять потребности производства в кадрах требуемой квалификации, широко внедрять методы оптимизации и вычислительную технику при решении народнохозяйственных задач, использовать помимо материальных стимулов моральные, а также и административные меры, авторитет государственной власти. Это позволяет и в решении задач научно-технического прогресса и повышения эффективности общественного производства двигаться быстрее капиталистических стран.
Экономическая реформа 1965 г. имела в качестве одной из своих главных целей использование в новых условиях всех преимуществ централизованного управления. «Мы говорим, – отмечал Л. И. Брежнев в речи на сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС, –...об отраслевом управлении на основе новых принципов планирования и оценки экономической деятельности предприятий, на основе дальнейшего развития как централизации управления, так и расширения оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий».[40]
После сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС была проделана большая работа по налаживанию механизма экономических рычагов и более полному использованию экономических стимулов. «В своей работе по совершенствованию руководства народным хозяйством партия твердо придерживается курса на правильное сочетание директивных заданий центральных органов с использованием экономических рычагов воздействия на производство», – отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду.[41] Центральный Комитет указал на те важные задачи, которые еще предстоит решить на пути совершенствования централизованного управления. «После восстановления отраслевой системы управления, – говорил Л. И. Брежнев, – существенно повысился уровень централизованного руководства народным хозяйством... Вместе с тем жизнь, практика – а это лучшие учителя – показывают, что мы не можем довольствоваться достигнутым».[42]
На первый план теперь выдвигается совершенствование планирования, усиление контроля за выполнением директивных плановых заданий, повышение плановой дисциплины, улучшение организационной структуры управления, включая механизм принятия и реализации решений центральных органов, ускорение процесса концентрации производства.
В Отчетном докладе XXIV съезду КПСС подчеркивалось, что планирование – «центральное звено, сердцевина руководства народным хозяйством в условиях социализма...»[43] Съезд определил основные направления совершенствования как теории, так и практики планирования. Планирование должно опираться на более точное изучение общественных потребностей и платежеспособного спроса, на научные прогнозы экономических возможностей, на всесторонний анализ и оценку различных вариантов решений, их непосредственных и долговременных последствий. Особую важность приобретают проблемы долгосрочного планирования. Необходимо шире использовать весь теоретический арсенал планирования, методы экономико-математического моделирования, быстрее вводить отраслевые автоматизированные системы управления, имея в виду перспективу создания общегосударственной системы сбора и обработки информации.
На съезде было указано, что «с плановым ведением хозяйства... неразрывно связаны все успехи нашей социалистической экономики. От качества планирования в значительной мере будут зависеть и ее будущие достижения. Вот почему его совершенствование должно и впредь находиться в центре нашего внимания».[44] XXIV съезд КПСС особо подчеркнул, что «ведущим и определяющим является директивное планирование... мы отвергаем всякие ошибочные концепции, подменяющие рыночным регулированием ведущую роль государственного централизованного планирования». [45]
Выдвинутые ЦК КПСС положения основываются на обобщении практического опыта управления экономикой и теоретических положений, развиваемых в лучших работах советских экономистов.
К сожалению, в экономической литературе все еще встречается недооценка и преуменьшение значения централизованного управления. Это проявляется как в неисторическом подходе к анализу системы управления 30-х годов, так и в необоснованных предложениях по дальнейшему, выходящему за рамки, установленные реформой, сокращению сферы централизованного управления.
В некоторых публикациях дело представляется так, будто в течение всего времени своего существования (т. е. с начала 30-х годов) действовавшая до реформы система управления не соответствовала требованиям экономических законов.[46]
Отдельные экономисты высказываются в том смысле, что система хозяйствования, предшествовавшая системе 30–40-х годов (т. е. действовавшая в эпоху нэпа, в период борьбы социалистического и капиталистического укладов), полнее выражала ленинские принципы социалистического хозяйствования.[47]
Стакими оценками согласиться нельзя. То, что стало «гипертрофированным», «чрезмерным» в конце 50-х годов, было необходимым и чрезвычайно эффективным в предшествовавший период. Достаточно напомнить, что прежняя система управления, обеспечив невиданно высокие темпы роста производительности труда и национального дохода, в короткие сроки вывела страну из отсталости, обеспечила трудящимся высокий жизненный уровень[48] и создала мощный экономический потенциал для завоевания новых позиций на экономическом фронте. Другого же, более высокого мерила эффективности системы управления, чем быстрое повышение уровня жизни народа и создание за столь же короткие сроки базы для еще более быстрого подъема, не существует.
Считать, что система управления 30 – 40 -х годов была обусловлена главным образом политической обстановкой, значит считать централизм несовместимым с социализмом.
Разумеется, политическая обстановка повлияла на сроки индустриализации, а это, в свою очередь, на отдельные элементы системы управления. Однако решающим фактором, определяющим систему управления, является форма собственности на средства производства. Неправильно полагать, что, будь политическая обстановка иной, советский народ отказался бы от использования всех преимуществ планового централизованного управления для повышения в короткие сроки своего жизненного уровня.
Вкаком направлении надлежит совершенствовать плановое управление социалистическим производством? Верно ли, что предприятиям надо устанавливать «минимум укрупненных эластичных показателей», проводимую экономическую реформу трактовать в смысле ограничения «директивных плановых показателей минимумом», а пока «минимум централизованных заданий, хотя и сокращен реформой, все еще значителен»?[49] Правильно ли выступать даже против тех, кто предлагает установить «оптимальное сочетание между централизованным распределением средств производства и оптовой торговлей ими»?[50]
Будет ли это совершенствованием управления, если системе Госснаба, обеспечивающей гарантии сбыта, отвести только две функции – «организацию оптовой торговли и страхование обращения»?[51] Не означает ли это фактическую ликвидацию системы централизованного снабжения?
Отказ от гарантированного сбыта, полагает автор, создаст ситуацию «борьбы за потребителя», что заставит предприятия повышать качество продукции, будет стимулировать технический прогресс.[52]
Но какой ценой «достигается» поставленная цель? Ценой отказа от сознательного контроля за движением материальных ценностей, следовательно, отказа от составления и реализации оптимальных натурально-вещественных балансов и, значит, ценой отказа от преимуществ социализма, обеспечивающих высокие темпы развития.
Только при капитализме нет иных средств стимулирования научно-технического прогресса, кроме конкуренции. В социалистической же экономике существует множество высокоэффективных способов обеспечить выпуск качественной продукции, например постоянное, идущее в ногу с научно-техническим прогрессом изменение государственных стандартов,[53] аттестация продукции на качество, соответствующая надбавка к цене,[54] штрафы за некачественность, установление условий о качестве продукции в хозяйственных договорах и т. д.
Громадное значение для решения задачи ускорения научно-технического прогресса имеет, как указывалось на XXIV съезде КПСС, проведение единой государственной технической политики. «Выполнение планов по новой технике должно стать важнейшим критерием при оценке деятельности министерств и предприятий, а равно и результатов социалистического соревнования...»; «Мы должны располагать научно обоснованными нормами расхода сырья, топлива, электроэнергии, материалов, трудовых затрат. Плановые органы должны своевременно проводить пересмотр нормативов, обеспечивая непосредственную связь этих норм с достижениями технического прогресса».[55] Словом, имеются богатые возможности осуществления технического прогресса и без отказа от преимуществ социализма.
Для обоснования дальнейшего, выходящего за рамки реформы, значительного сокращения сферы централизованного управления сейчас уже, конечно, не может быть серьезных аргументов. Поэтому большинство их сводится к тому, что централизация «связывает», «сковывает», не заинтересовывает, «предопределяет» и т. д. Еще один аргумент: «поле для хозяйственной инициативы предприятий... все еще недостаточно широко».[56] Но ведь хорошо известно, что и чрезмерное сужение централизации чревато для социалистической экономики тяжелыми последствиями.[57]
Нельзя считать идеальным положение, когда предприятия обеспечены только той информацией, «которая необходима и полезна для безусловного выполнения установленных глобальных пропорций».[58] Речь должна идти не только о глобальных пропорциях. Общественный интерес заключается отнюдь не только в установлении наилучших глобальных пропорций. Хорошие глобальные пропорции, как и средние цифры, могут прикрывать очень значительные отклонения от действительных народнохозяйственных целей.
И все же нередки случаи критики индивидуальных плановых заданий, даже вытекающих из оптимального (!) плана,[59] хотя такие задания обеспечивают наиболее полную и быструю реализацию общественных интересов.
Совершенствование системы управления возможно лишь на основе учета общественных интересов. В противном случае возникает опасность увидеть в расширении хозяйственной самостоятельности цель, забыв о том, что целью реформы является такое изменение методов управления, которое обеспечит наилучшую реализацию общественных интересов, их более полное сочетание с коллективными и индивидуальными, наиболее быстрое повышение эффективности общественного производства.
Если не исходить из общественных интересов, тогда, естественно, приходится ратовать за безграничное расширение хозяйственной самостоятельности, выступать против всего, что этому мешает. Таковы, например, выступления против принципа напряженных плановых заданий.[60]
Решения XXIV съезда КПСС направлены на полное использование всех преимуществ социализма. К числу важнейших преимуществ социалистической экономики относится следующее: в социалистической экономике проблема реализации потребительной стоимости произведенного продукта, вопрос о его потреблении, будь оно производительное или непроизводительное, решается до начала процесса производства, а не по окончании его, априори, а не апостериори.
При социализме движение материальных ценностей, взаимная увязка производства в разных отраслях и на различных предприятиях происходит по заранее намеченному плану и под сознательным контролем Центра. Это позволяет не только достигнуть полного использования производственных мощностей, заранее сбалансировав производство по натурально-вещественному признаку, по ассортименту и обеспечив четкую и своевременную поставку предприятиям сырья и полуфабрикатов, не только избежать громадных потерь в сфере обращения, но и из всех возможных балансов выбрать такой, который в максимальной степени экономит общественный труд, гарантирует наиболее эффективное использование ресурсов.
Отсюда следует, что вопрос о том, придерживаться ли принципа напряженных плановых заданий или предпочесть перевыполнение ненапряженных планов, является вопросом о том, обеспечить больший или меньший выпуск конечной продукции, пользоваться ли указанными преимуществами социализма в отношении всей (почти всей) массы произведенного продукта или предоставить реализацию значительной ее части рынку, вне централизованного контроля, подвергнув реализацию этой части воздействию стихийных элементов рынка.
Принцип напряженных планов дает, следовательно, б
льшую эффективность и б
льшие темпы роста общественного производства, а потому совершенствование системы управления предполагает более полное его проведение.
Решения XXIV съезда КПСС свидетельствуют о том, что суть дела теперь не в сужении централизации. Целью реформы вовсе не является сведение прямого централизованного управления к минимуму. Речь идет лишь об ограничении его тем максимальным кругом проблем, при решении которых оно с народнохозяйственной точки зрения эффективнее косвенного регулирования, об изменении круга вопросов, решаемых Центром.
Главная цель совершенствования системы управления теперь – сосредоточение всех органов управления, и в первую очередь центрального руководства, на решении вопросов интенсификации, повышения эффективности производства, использование для этой цели методов оптимизации, директивных методов, экономических и моральных стимулов.
В свете решений XXIV съезда КПСС особенно ясно, что было бы неверно противопоставлять друг другу директивные, административные методы и экономические рычаги как якобы неэкономические методы экономическим. И те и другие являются экономическими. Но если одни из них – директивные и административные относятся к прямым, непосредственным методам управления производством, то другие представляют собой косвенные экономические рычаги.
Существование последних связано с сохранением товарной формы социалистического производства. Следовательно, различаются они как прямые и косвенные экономические методы управления социалистическим хозяйством, а не как экономические и неэкономические методы регулирования общественного производства.
Если экономические рычаги используют личные и коллективные материальные интересы, а директивные и административные являются средством прямого воздействия на руководство предприятий, то ведь в основе директивных и административных методов, опирающихся непосредственно на авторитет государственной власти, тоже лежат экономические интересы, а именно общественные интересы, характеризующие социалистическую экономику в большей степени, чем коллективные и личные.
Авторитет центральной власти в социалистической экономике – не что иное, как самое непосредственное выражение приоритета, общего для всех трудящихся, т. е. общественного интереса, над коллективным и личным.
Цели использования как экономических рычагов, так и директивных и административных методов определяются общенародной собственностью на средства производства, общественными интересами. Как без одних, так и без других плановая социалистическая экономика немыслима. Прямые (директивные и административные) методы во всех случаях, когда удается достаточно полно предусмотреть перспективы, учесть производственные возможности и обеспечить эффективный контроль, быстрее и надежнее реализуют общественный интерес. Однако без использования косвенных экономических рычагов обойтись невозможно.
Во-первых, всегда остается некоторый круг вопросов, который не может быть достаточно полно рассмотрен в центре. Ввиду огромных масштабов производства приходится ограничивать сферу директивного управления только теми областями, которые при данной технике управления лучше поддаются эффективному контролю и в которых Центр может более полно учесть общественные интересы, чем предприятия. В прочих областях для достижения народнохозяйственных целей управление опирается на осознание работниками своих общественных интересов, а кроме того, заинтересовывает коллективы предприятий материально в самостоятельном принятии таких решений, которые выгодны обществу.
Во-вторых, косвенные экономические рычаги необходимо использовать для подкрепления директивных плановых заданий. Выполнение этого требования ведет к ослаблению противоречий между коллективными и общественными интересами и облегчает выполнение централизованных плановых заданий и в тех случаях, когда общественные интересы коллективом предприятия осознаются.
Административные методы призваны отсекать возможность, использовать самостоятельность предприятий в целях, противоположных общественным интересам. Только при этом условии косвенные экономические рычаги, как средство достижения общественных целей, средство централизованного руководства, не превращаются в свою противоположность.[61]
Учитывая преимущества, которые дает прямое, сознательное установление народнохозяйственных пропорций и производственных заданий, следует стремиться к максимальному использованию этих преимуществ и оставлять косвенному регулированию лишь те вопросы, которые на данном этапе более компетентно, более квалифицированно могут быть решены на месте и притом в интересах народного хозяйства.
Из сказанного следует: как директивные и административные методы, так и экономические рычаги являются неотъемлемыми элементами социалистических производственных отношений.
Для понятий, характеризующих те или иные стороны и элементы производственных отношений, в марксизме принято употреблять термин «экономические». Если строго придерживаться этого принципа, то следует независимо от терминологии считать экономическими по существу как директивные и административные методы, так и экономические рычаги. Поэтому не может не вызвать удивления предвзятость, с которой подходят к оценке директивных и административных методов Е. Либерман и 3. Житницкий, заявляя: «Если же этот процесс приобретает исполнительный, а не плановый характер (??) и ведется методом прямого указания места, времени и получателя каждого товара, то он неизбежно теряет экономический характер и приобретает все черты административного рационирования наподобие карточной системы».[62]
Улучшение планирования в натуральных показателях – важное направление совершенствования управления экономикой. К. Маркс, исследуя общественное воспроизводство, специально подчеркивал необходимость учета стоимостных и натурально-вещественных моментов, без чего невозможна организация нормального процесса воспроизводства. Стремление отказаться от натуральных плановых показателей, которое свойственно некоторым экономистам, идет поэтому вразрез не только с практикой хозяйствования социалистических стран, но и противоречит марксистской методологии. Именно в способности учесть не только стоимостные, но и натурально-вещественные моменты воспроизводства видел гениальность Марксовых схем В. И. Ленин.
Еще более актуальны эти мысли для общества, идущего к полному отмиранию товарно-денежных отношений.
Если мы хотим сохранить и приумножить те преимущества, которые связаны с возможностью установления стабильных цен, если не хотим лишать цены их социально-экономических функций, если хотим исключить при этом «исчезновение» нужных продуктов, то мы обязаны по всем «невыгодным» для предприятий изделиям указывать конкретно, «что и сколько произвести».
Если мы хотим использовать преимущества высоких темпов развития, то мы не можем обойтись без указаний предприятиям, какие из «выгодных» продуктов, в каком количестве, для кого и к какому сроку они должны обязательно произвести. Только при этом условии возможно свойственное социализму выполнение в исторически короткие сроки обширных социально-экономических программ.
Для совершенствования централизованного управления очень важно научиться моделировать весь арсенал средств управления социалистической экономикой, не ограничиваясь попытками во что бы то ни стало доказать возможность эффективно управлять экономикой с помощью одних лишь экономических рычагов. Такие попытки среди некоторых математиков-экономистов стали чуть ли не модой. Но в противовес им именно теория оптимального планирования предоставила (мы имеем в виду статью А. Г. Аганбегяна и К. А. Багриновского[63]) новые данные, свидетельствующие о бесплодности этих попыток.
Авторы для линейной модели народного хозяйства доказали, что существует по крайней мере одно предприятие, у которого оптимальный план локальной задачи не будет единственным, и среди оптимальных планов этого предприятия существует такой, который не может войти в оптимальный план народного хозяйства.
Из результатов, полученных А. Г. Аганбегяном и К. А. Багриновским, следует такой вывод. Уж если для простейшей (линейной) модели, даже в случае, когда цены установлены на уровне оценок оптимального плана, не удается обойтись одними лишь экономическими рычагами (предприятия, руководствуясь прибылью в оценках, могут выбрать оптимальный с их точки зрения план, не являющийся оптимальным с народнохозяйственной точки зрения), то тем более нельзя обойтись без использования прямых директивных методов в практике управления реальной экономической системой социализма.
Факты свидетельствуют о том, что еще не все достаточно хорошо понимают роль централизованного управления в социалистической экономике, не все учли опыт чехословацких событий. Не лишне поэтому будет привести следующие слова Первого секретаря ЦК БКП Тодора Живкова: «В социалистическом обществе политика отражает закономерности развития экономики как единого, целостного народнохозяйственного механизма. Единой экономике социализма может соответствовать лишь единая хозяйственная политика... Враги коммунизма и антисоциалистические силы хорошо понимают это. Вот почему они ведут свои атаки прежде всего против централизованного планового руководства, против политической линии, которую проводят коммунистические партии в экономическом развитии социалистических стран: именно в подрыве единой политической линии они видят путь к реставрации капитализма».[64]
На XXIV съезде КПСС подчеркивалось, что возможность использовать кроме косвенных экономических прямые, директивные, административные методы – не единственное преимущество социалистической системы управления экономикой. Тот факт, что трудящиеся, являясь общественными собственниками средств производства, объективно заинтересованы в развитии всего народного хозяйства, открывает безграничные возможности для развития экономической инициативы, для защиты общественных интересов рядовыми участниками общественного производства, и прежде всего рабочими.
Для этого необходимо добиться, чтобы максимальное количество работников ясно представляло свои общественные интересы, понимало, что решающим условием улучшения жизни является общая забота об общем деле. Требуется больше привлекать рабочих к управлению общественным производством. Важно показывать на исторических примерах и экономическим расчетом, какие результаты давала и может давать забота об общественных интересах, и наоборот, каких экономических выгод лишаются сами же трудящиеся, если действуют только в личных и коллективных интересах, пренебрегая общественными,
Здесь – громадный резерв повышения эффективности общественного производства, и его использование по мере движения к коммунизму должно усиливаться все больше и больше. Нельзя поэтому не согласиться с мнением наших немецких товарищей: «Нынешние масштабы экономической инициативы во многих отношениях сочетаются одновременно и с высокими идеологическими требованиями. Система экономических рычагов может действенно поддерживать такую инициативу, но не может автоматически и в совершенстве ее направлять. Для этого ей необходима движущая сила – она в сознательных социалистических действиях миллионов».[65]
Ленинская мысль о том, что «государство сильно... тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно»,[66] нашла свое выражение уже в самой постановке вопроса о совершенствовании управления экономикой в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду. Речь идет по существу о том, чтобы «еще теснее объединить сотни тысяч коллективов, десятки миллионов трудящихся вокруг главных целей партийной политики».[67]
Это положение развивается в специальном разделе доклада, где указывается, что «одна из центральных задач партии – все более широкое вовлечение трудящихся масс в управление производством. Нужно добиваться, чтобы каждый сознательный трудящийся, каждый сознательный рабочий, как подчеркивал В. И. Ленин, «чувствовал себя не только хозяином на своем заводе, а представителем страны»[68]; «Наш долг – еще полнее претворить в жизнь ленинские заветы, добиться того, чтобы все рабочие, колхозники, интеллигенция стали сознательными борцами за осуществление экономической политики партии, действовали как государственные люди, в полной мере проявляя свои способности, инициативу, хозяйственную сметку».[69]
Партия берет курс на полное использование могучих резервов социалистического производства, и прежде всего тех, которые связаны с глубоким осознанием трудящимися своих общественных интересов.
Summary
The authors, while underlining the priority of the social interests, demonstrate that it is necessary to make full of the use all means of centralized management, without exception.
Статья поступила в редакцию 12 марта 1971 г.
К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ[70]
В центре дискуссий, посвященных нормативной эффективности капитальных вложений, стоит вопрос о том, должен ли норматив сравнительной эффективности быть единым или его следует дифференцировать по отраслям. В некоторых работах речь идет о том, при каких условиях норматив является единым и при каких требуются отраслевые нормативы. В частности, Л. В. Канторович отмечает,[71] что сделанный им вывод о наличии единого норматива справедлив лишь в том случае, когда и экономия, и затраты подсчитаны при помощи объективно обусловленных оценок, и на другие случаи не распространяется. К аналогичному результату приходит и Д. А. Арзамасцев,[72] рассматривающий динамическую модель образования и реализации капитальных вложений. В его модели использование единого норматива допустимо лишь при оптимальных ценах, а в условиях неоптимальных цен необходимо устанавливать различные нормативные коэффициенты отраслей. Некоторые авторы[73] предлагали модели, в которых норматив эффективности един при любых ценах. Но этот результат был достигнут лишь благодаря искажению самой цели капиталовложений. В действительности же, когда речь идет о капитальных вложениях в масштабе всей экономики, в качестве критерия оптимальности необходимо брать не суммарную себестоимость продукции, как это делает В. Н. Богачев, а все затраты труда на производство продукции. Безусловно, общество заинтересовано в экономии всех затрат на производство продукции, а не только той их части, которая выражается себестоимостью. Если же изменить модель, предлагаемую В. Н. Богачевым, и исходить из минимизации всех затрат труда на производство продукции, то уже нельзя утверждать по-прежнему о существовании при любых ценах единого норматива. Для рассматриваемой модели указывается условие, которое следует наложить на цены для того, чтобы обеспечить равенство отраслевых нормативов.
Сформулируем модель распределения капиталовложений, отличающуюся от модели, описанной В. Н. Богачевым,[74] критерием оптимальности и введением в рассмотрение помимо себестоимости также полных затрат на производство продуктов.
Пусть имеется
объектов капиталовложений (
отраслей),
. Предположим, что существует
вариантов вложений в
-й объект (
-ю отрасль),
Соответствующему
-му объекту себестоимость единицы продукции, полные затраты труда на единицу и удельные капиталовложения будем обозначать через
,
,
. Себестоимость единицы продукции
-го объекта считаем функцией
удельных капиталовложений, полные затраты труда на единицу продукции
-го объекта – функцией
. Как обычно, предполагаем, что
и
– дважды непрерывно дифференцируемые функции от
, убывающие
, причем абсолютные величины их производных
и
– тоже убывающие функции от
(это соответствует тому, что каждый последующий рубль вложений приносит меньшую экономию, чем предыдущий).
В силу неодинакового органического строения фондов в различных отраслях соотношение между себестоимостью продукции и полными затратами труда на производство продукции для этих отраслей может быть разное. Обозначим через
коэффициент, показывающий связь между количеством абстрактного труда
затрачиваемого на производство продукции, и себестоимостью этой продукции
, т. е. 
При этих предположениях требуется найти такие
, которые обеспечивают

при условии, что

Здесь
– планируемый заранее объем выпуска продукции в
-й отрасли;
– общая сумма капиталовложений, подлежащая распределению по отраслям. Иными словами, ставится задача распределения некоторой суммы капиталовложений по отраслям так, чтобы суммарные полные затраты труда на производство заданного количества продукции достигали минимума.
Построив функцию Лагранжа

находим необходимые условия минимума целевой функции поставленной задачи.
В точке минимума должно быть
, т. е. 
Поскольку
предполагается убывающей функцией от
для любого
то задача отыскания
, т. е. точки минимума полных затрат труда, может быть решена так.[75] Ищутся
, в которых функция
достигает минимума при условии, что

Если принять во внимание, что
, то (1) можно переписать в виде

Мы получили два вида нормативов: единый трудовой норматив
и, вообще говоря, различные отраслевые cебестоимостные нормативы
. Теперь перейдем к выводам.
Первый вывод. Если при выборе вариантов вложений вместо текущих затрат
брать полные затраты
то можно пользоваться единым трудовым нормативом
. Смысл этого норматива в том, что для обеспечения суммарного минимума затрат труда необходимо так распределять вложения по отраслям, чтобы экономия труда от последней единицы вложений была одинаковой для всех отраслей и равной
. Необходимо, следовательно, знать
. Цены при социализме, как правило, отклоняются от стоимости, поэтому, чтобы воспользоваться единым трудовым нормативом
, потребовалось бы специально рассчитывать полные затраты труда на производство продуктов 
Второй вывод. Если при выборе вариантов вложений учет текущих затрат производить, как это обычно делается, в форме себестоимости, то чтобы суммарные затраты труда на производство продуктов достигли минимума и, следовательно, чтобы экономия труда от последней единицы вложений в каждой отрасли была одинаковой, равной
, требуется неодинаковая для различных отраслей экономия себестоимости. Точнее, экономия от последней единицы вложений в
-ю отрасль,
, выраженная в себестоимости, должна равняться соответствующему отраслевому нормативу
. В этом случае, как легко заметить, единым норматив сравнительной эффективности может быть только, если
равны между собой. Это накладывает соответствующее требование на цены: для существования единого себестоимостного норматива эффективности необходимо и достаточно существование цен, обеспечивающих пропорциональность себестоимостей продуктов полным затратам труда на их производство. Принимая во внимание различия в органическом строении отраслей, нетрудно убедиться, что ни стоимостные цены, ни цены производства указанному требованию не отвечают и, следовательно, не обеспечивают равенства отраслевых нормативов.
Следует заметить, что рассмотренная здесь модель является довольно грубым приближением к действительности. Достаточно сказать, что она статична, что в ней предполагается зависимость затрат в данной отрасли только от вложений в эту же отрасль, что все варианты вложений в одну и ту же отрасль тождественны по результатам и отличаются только по затратам. В реальной действительности вложения часто отличаются и по затратам, и по результатам, что заставляет для выбора наиболее эффективного варианта прибегать к расчету общей (абсолютной) эффективности. Расчет общей эффективности необходим также для определения всей подлежащей распределению по отраслям суммы капитальных вложений, для определения эффективности основных фондов.
Использование коэффициента сравнительной эффективности
в качестве инструмента приведения разновременных затрат к одному периоду времени тоже может допускаться лишь в качестве первого приближения. Последний рубль вложений сегодня равен
рублям завтра, это верно, но в среднем рубль сегодня означает больше, чем
рублей завтра, поскольку общая эффективность всегда превышает дополнительную.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на свою неполноту, приводимая здесь модель позволяет продемонстрировать тесную связь между ценами и нормативом сравнительной эффективности. От цен в значительной степени зависит решение вопроса о том, быть нормативу единым или дифференцированным по отраслям.
ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ТРУДУ[76]
Каков механизм увязки закона распределения по труду и закона социалистического воспроизводства рабочей силы? Фонд распределения по труду имеет двойственный характер. Рассматриваемый со своей стоимостной стороны, он есть лишь определенное количество предметов потребления вообще, без указания па конкретный вид этих предметов. Рассматриваемый со своей натурально-вещественной стороны, фонд распределения по труду есть совокупность предметов потребления, удовлетворяющих самые разнообразные человеческие потребности. Структура этой совокупности и цены на предметы потребления устанавливаются с учетом требований закона социалистического воспроизводства рабочей силы.
Указывая лишь на долю работника в фонде распределения по труду и оставляя открытым вопрос о составе этой доли, закон распределения по труду оставляет тем самым простор для. действия других законов, и в первую очередь закона социалистического воспроизводства рабочей силы. Одно из главных преимуществ социализма, в том, что в силу его закона воспроизводства рабочей силы подрастающее поколение, независимо от того, в семьях с каким доходом оно развивается, получает близкие условия не только в отношении обеспеченности жильем и медицинским обслуживанием, но и самыми необходимыми предметами потребления. Различия же в доходах семей находят свое выражение прежде всего в различной обеспеченности предметами не самой первой и не первой необходимости. Это достигается за счет того, что цены на предметы первой необходимости устанавливаются таким образом, чтобы сделать их доступными для всего населения, даже если по некоторым из них спрос и превысит предложение. Установление цен на предметы потребления в соответствии с требованиями закона социалистического воспроизводства рабочей силы обеспечивает увязку этого закона с законом распределения по труду.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ХОЗРАСЧЕТ[77]
Практический опыт использования ЭВМ и математических методов в управлении экономикой пока ограничен. Но тем важнее изучение и оценка возможностей, которые открываются для совершенствования хозрасчета, и препятствий, которые мешают более широкому использованию этих возможностей.
Современный этап внедрения математических методов в экономику характеризуется переходом от применения математических методов и ЭВМ для решения частных производственных задач к созданию автоматизированных систем управления производством, базирующихся на комплексном использовании математических методов, ЭВМ и средств оргтехники.
По пятилетнему плану на 1971 –1975 гг. затраты на создание автоматизированной системы управления (АСУ) намечается увеличить настолько, чтобы обеспечить автоматизированное управление в основном на всех крупных предприятиях, на которые падает до 50% товарного выпуска страны.[78] В новой пятилетке предусматривается ввести в действие не менее 1600 автоматизированных систем управления.[79] На народнохозяйственном уровне ведется работа по созданию автоматизированной системы плановых расчетов. В Отчетном докладе ЦК XXIV съезду КПСС подчеркивалось, что необходимо «быстрее создавать отраслевые автоматизированные системы управления, имея в виду, что в перспективе нам предстоит создать общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации».[80]
Автоматизированная система управления (АСУ) включает: одну или несколько ЭВМ, набор нормативно-справочных данных и программ для решения задач планирования и управления; соединенные с ЭВМ датчики информации, охватывающие все подлежащие контролю пункты производства; сеть устройств выдачи информации о состоянии производственного процесса и хода выполнения программы. Система осуществляет учет, обработку и выдачу информации о ходе производства, а также решение ряда задач планирования и управления.
Внедрение АСУ сказывается не только на повышении производительности труда работников, занятых управленческим трудом. Благодаря повышению уровня управления растет производительность труда всех работников, обеспечивается: 1) рост объема производства вследствие уменьшения неритмичности производства, более рационального использования оборудования; 2) экономия сырья, топлива, энергии; 3) уменьшение отходов производства и брака; 4) уменьшение непроизводительных затрат (пени, штрафы); 5) ускорение, оборачиваемости оборотных средств, повышение качества продукции и т. д.
Интересны данные опроса 288 крупных американских промышленных фирм, которые занимались внедрением у себя электронно-вычислительных машин. «На отдельные источники выгод указало следующее число фирм: сокращение всех видов издержек – 238; увеличение производительности труда управленческого персонала – 222, улучшение обслуживания заказчиков – 212; сокращение численности персонала – 204; увеличение объемов выпуска продукции –173; повышение конкурентоспособности –168; сокращение уровня запасов ресурсов –137; улучшение кассовых операций – 83; увеличение объемов сбыта – 62».[81]
Результаты внедрения АСУ не сводятся только к количественному сокращению затрат труда на составление документов, получение и обработку информации, расчет. Речь идет о качественно новом уровне управления, об изменении его структуры, о постановке таких управленческих задач, решение которых без АСУ невозможно.
Внедрение автоматизированных систем управления создает условия для дальнейшего совершенствования хозяйственного расчета и последовательного проведения его принципов. Надо исходить здесь из того, что хозяйственный расчет является формой хозяйствования в условиях, когда еще необходимо использовать личные материальные интересы для привлечения людей к труду. Он позволяет направить действие личных и коллективных материальных интересов на выполнение государственного плана, связав личные и коллективные материальные интересы с общественными. Следовательно, важнейшим требованием, выражающим предназначение, направленность хозрасчета, указывающим критерий его совершенства, является следующее требование – хозяйственный расчет должен способствовать осуществлению централизованного планового руководства экономикой. Посмотрим, что даст для реализации этого требования комплексное внедрение математических методов и ЭВМ.
Автоматизированная система плановых расчетов (АСПР), над созданием которой ведут работу Госплан СССР и ряд центральных научно-исследовательских учреждений, позволит рассчитывать не один вариант государственного плана, как это имеет место теперь, а несколько и выбирать из них наилучший. Это сделает план более совершенным. Чем совершеннее план, чем лучше в нем учтены возможности и особенности производств, тем меньше необходимость его корректировки, тем реже будет нарушаться заинтересованность предприятия в выполнении государственного плана его неожиданными изменениями. Наряду с этим усиление централизации в плановом управлении народным хозяйством как результат введения АСПР, уменьшив необходимость пересмотра планов, даст и новые гарантии оперативно хозяйственной самостоятельности предприятий.
В перспективе с помощью автоматизированной системы информации станет возможно ставить получателя в известность о намечающихся задержках в выполнении плана предприятием-поставщиком. Это позволит либо своевременно воздействовать на поставщика, либо изменять календарный график па предприятии-получателе.
Важным этапом планирования является составление техпромфинплана на предприятии. Облегчая, ускоряя, делая более точным учет и обработку информации о производственных мощностях, резервах рабочей силы, материальных запасах, поставках материалов, полуфабрикатов и оборудования, АСУП позволяет и на предприятии составить не один, как теперь, а сразу несколько вариантов техпромфинплана, а затем выбрать из них оптимальный с точки зрения улучшения хозрасчетных показателей.
Внедрение АСУ на заводе «Фрезер» (Москва) позволило проводить вариантные расчеты в технико-экономическом планировании и планировании сбыта. Причем, если расчет производственной мощности цехов основного производства вручную ранее требовал 3 тыс. человеко-дней загрузки ИТР, то при использовании ЭВМ – только 72 человеко-дня.[82] На заводе им. 15-летия ЛКСМУ (Донецк) АСУП используется для расчета оптимальной перспективной программы.[83] Вычислительный центр завода проводит расчеты на максимизацию товарного выпуска, загрузки оборудования и прибыли от производства. Таким образом, уже на этапе составления плана выбирается вариант, обеспечивающий наиболее эффективное использование имеющихся резервов.
В период формирования государственного плана планы-предложения предприятий могут быть лучше обоснованы экономически благодаря более совершенному учету информации, условий и возможностей производства. Тем самым АСУП создает предпосылки для выполнения централизованных плановых заданий.
Как известно, АСУП включает организацию оперативно-календарного планирования (формирование технологического цикла, составление графиков запуска деталей в производство, обеспечения рабочих мест заготовками, материалами, инструментами и т. д.). Это позволяет, сократив простои, уменьшив затраты материалов, снизив внутризаводские транспортные расходы, поднять эффективность производства и создать условия для значительного роста производительности труда.
Контроль руководителей за выполнением плана становится более оперативным, поскольку АСУП дает возможность ежедневно информировать все службы предприятия о его выполнении по заводу в целом за каждый день и с начала месяца по изготовлению продукции, сдаче ее на склад, отгрузке, остатках на складе и реализации важнейших изделий, за несколько дней предвидеть возможные «кризисы» и предупреждать их. Следить за ходом выполнения плана получают возможность и рабочие, которым сообщается имеющийся задел или отставание. В наиболее ответственных пунктах (конвейер, сборка, некоторые участки механических цехов) устанавливаются специальные табло, отражающие ход выполнения графика.
Можно, следовательно, успеть своевременно принять меры, когда отставание еще только намечается. В случае же, когда по объективным причинам заданный график выдержать не удается, АСУП позволяет быстро пересчитать его на ЭВМ, приняв во внимание изменение обстоятельств.
Характерен опыт Львовского телевизионного завода. До введения АСУП поддерживать ритмичность производства на нем можно было либо за счет резерва мощностей, либо за счет увеличения численности ИТР. Но срывы полностью все равно не исключались, а ведь минута простоя обходится заводу в 500 руб. Теперь же с внедрением АСУП «Львов» ритмичность производства резко повысилась. «Кризисы», которые могли бы образоваться вследствие попадания какой-то партии деталей в брак, машина «предвидит», производит соответствующий перерасчет очередности запуска деталей в производство, изменяет величины очередных сменных заданий. В результате «кризисы» предупреждаются.[84]
Затраты на АСУП «Львов» составили 1 млн. 300 тыс. руб. Благодаря ее использованию в календарном планировании и управлении повысилась ритмичность. Это уже дало экономию свыше 500 тыс. руб. Автоматизированное решение задач материально-технического снабжения уменьшило норматив оборотных средств на 357 тыс. руб. Только за 1968 г. благодаря АСУП было сэкономлено 464,3 тыс. руб.[85]
В функции АСУП может входить решение задач по технической подготовке производства. Так, унификация деталей основного производства на московском заводе «Красный Октябрь», проведенная с помощью ЭВМ, дала экономический эффект в 410 тыс. руб. Номенклатура деталей сократилась на 300 наименований, количество конструктивных элементов сократилось с 600 до 100 видов, номенклатура применяемых материалов уменьшилась на 40%.[86] Отметим также, что оперативно-календарное планирование с помощью ЭВМ с выдачей на каждое рабочее место сменно-суточных заданий способствовало увеличению производительности труда рабочих до 25%, производственный цикл сократился на 18 – 20%.[87] На ленинградском заводе «Северный пресс» механизация и автоматизация управления дали возможность сократить сроки технологической подготовки производства в 4 – 5 раз. На 3 – 4 месяца сократился производственный цикл.[88]
АСУП повышает действенность экономических рычагов выполнения плана. Регулярно информируя всех работников о результатах деятельности предприятия в целом, о выполнении предприятием плана, АСУП способствует более полному проведению принципа материальной заинтересованности коллектива в общих результатах работы предприятия. Заметим, что ЭВМ могут выдать информацию о том, какова сумма поощрения при выполнении этого плана, при том или ином возможном уровне рентабельности, при том или ином приросте прибыли. Немало способствует усилению материальной заинтересованности в ритмичной работе информирование каждого работника о сумме заработной платы, которая причитается ему за дни, отработанные с начала месяца и за последний рабочий день. С созданием АСУП можно вообще отказаться от выплаты авансов и выплачивать уже за первую половину месяца подсчитанную ЭВМ заработную плату.
Информационно-безнарядная система, обеспечивающая ежедневную информацию рабочих о заработке, внедрена на Московском радиозаводе. Ликвидация нарядов при обеспечении работников производственными заданиями позволяет избежать 5–6 млн. оформительских подписей, многократно повысить достоверность расчетов. Годовой экономический эффект от внедрения безнарядной системы только по одному цеху точной механики и оптики составил 81,5 тыс. руб.[89]
АСУП создает лучшие условия для проведения внутризаводского хозрасчета, для доведения его до каждого рабочего места. Для решения такой задачи без АСУП потребовалось бы многократное увеличение числа бухгалтерских работников. В частности, с внедрением АСУП оперативные задания каждому работающему на изготовление изделий могут даваться с указанием премии «при перевыполнении планового задания (особенно на «узких» рабочих местах)»[90] В системе внутризаводского хозрасчета может рассчитываться величина поощрений цехам в соответствии с достигнутой величиной хозрасчетных показателей. Открывается возможность использовать более сложные показатели, от которых ранее приходилось отказываться ввиду вычислительных трудностей.
Уже первые опыты внедрения АСУ свидетельствуют о дополнительных возможностях укрепления хозрасчетных отношений между предприятиями. Более совершенное управление предприятием увеличивает вероятность точного, своевременного выполнения хозяйственных договоров. Оперативный учет потерь в случае срыва поставки облегчает проведение принципа материальной ответственности. Не могут не сказаться положительно на организации хозрасчетных отношений между предприятиями и лучшая обоснованность, сбалансированность плановых заданий.
Отметим попутно, что АСУ являются еще одним «за» в вопросе о переходе к крупным производственным объединениям. Ведь они дают возможность организовать управление десятками предприятий из единого центра и обеспечить их слаженную работу. На мелких же предприятиях организация АСУ менее рентабельна.
С введением АСУП облегчается проведение принципа материальной ответственности на предприятии. Ведь ежедневно могут подаваться сведения как о работе цехов, фактическом выпуске продукции за день и с начала месяца, так и сведения об отставании «в сутко-позициях по системе непрерывного оперативно-производственного планирования, сведения о причинах отставания, простоя и отсутствия сдачи на склад с указанием конкретных позиций и конкретных виновников».[91]
Внедрение АСУП, повышая эффективность производства, позволяет удовлетворить требованиям еще одного принципа хозрасчета – принципа рентабельности. Осуществление этого принципа зависит также от системы цен. Совершенствование системы цен в свою очередь – от качества и полноты экономической информации. Следовательно, автоматизированные системы управления способствуют более полному проведению принципа рентабельности.
Те богатые возможности повышения эффективности производства и совершенствования хозрасчета, которые открываются с введением АСУ, требуют форсирования работ по внедрению автоматизированных систем управления. Поэтому принятие решения о том, что при проектировании каждого нового промышленного предприятия в обязательном порядке будет решаться вопрос о целесообразности применения на нем АСУ[92], следует считать фактом чрезвычайной важности. Однако современное состояние дел по внедрению АСУ не дает повода для самоуспокоенности. Количество уже действующих систем в сравнении с потребностями нашего народного хозяйства в АСУ невелико.
В связи с задачей массового внедрения АСУП встают три группы проблем: технико-экономические, организационные и научные.
К первой группе проблем прежде всего необходимо отнести нехватку счетно-вычислительных (в том числе и ЭВ) машин. Потребность предприятий и организаций цветной металлургии в счетно-вычислительных машинах удовлетворяется, например, на 20–25%.[93] Если недостаток ЭВМ частично можно возместить созданием кустовых вычислительных центров, обслуживающих несколько предприятий, то подобным образом не решить другой проблемы – проблемы повышения быстродействия и надежности ЭВМ.
Далее следует отметить отсутствие необходимого количества высококачественного периферийного оборудования. Применение устаревшего снижает оперативность информирования, уменьшает эффективность управленческого труда. Недостаток средств визуального отображения информации (табло, стенды) не позволяет полностью использовать все возможности АСУП в организации материального стимулирования интенсивной, ритмичной работы. Своеобразие производственных процессов на каждом предприятии затрудняет создание типовых проектов АСУП, пригодных для больших групп предприятий. Отсюда – высокий уровень затрат на разработку и проектирование АСУП. Для сокращения этих затрат необходимо, по-видимому, идти по пути создания унифицированных элементов, блоков, подсистем, из которых затем может быть составлен весь комплекс автоматизированной системы управления для того или иного предприятия. По этому пути пошли, например, в Тбилисском научно-исследовательском институте приборостроения и средств автоматизации.[94] Однако широкое распространение их опыта упирается в решение ряда организационных проблем.
Прежде всего следует отметить слабую централизацию и координацию работ по созданию АСУП, в результате чего подчас наблюдается необоснованный выбор внедряющих АСУП промышленных предприятий, большой параллелизм в работе различных институтов и ведомств, затраты средств в одних институтах на разработку того, что уже сделано в других, отсутствие плановых методик. По мнению ряда авторитетных организаций назрела необходимость в создании центрального координационно-методического органа и выделении плана внедрения вычислительной техники и создания АСУ в самостоятельный раздел государственного плана.[95] Надо организовать систему контроля за выполнением плана внедрения АСУ.[96] В числе организационных проблем следует указать на острый дефицит в кадрах, необходимых для выполнения заданий партии и правительства по внедрению АСУ. Например, по Литовской ССР потребность в специалистах на 1971^–1975 гг. составит 6–9 тыс. человек, а планируемый Госпланом Литовской ССР выпуск составляет 1885 человек.[97] При проектировании и внедрении АСУ приходится преодолевать так называемый «психологический барьер». Поэтому с принципами работы АСУП необходимо знакомить руководящих работников всех крупных предприятий, а не только тех, где уже идет разработка и внедрение АСУП. По-видимому, чтение соответствующих курсов следует ввести и в технических вузах.
Ко второй группе проблем, к организационным недостаткам относится плохое использование имеющихся ЭВМ. Подчас значительную долю времени машина простаивает, а работая, решает задачи, связанные только со всякого рода бухгалтерскими расчетами. Этот режим «большого арифмометра» – недопустимое разбазаривание средств.
Предприятия, не имеющие своих ЭВМ и АСУП, могли бы с помощью кустовых вычислительных центров решать те или иные задачи на оптимизацию (например, задачу распределения годовой программы по месяцам или декадам). Это, помимо непосредственного эффекта, способствовало бы подготовке к введению АСУП и более полной загрузке ЭВМ. Однако такая практика еще редкость. Сказывается отсутствие централизации во внедрении и использовании вычислительной техники.
К третьей группе вопросов, которые необходимо решать на стадии широкого распространения автоматизированных систем управления, относятся научные проблемы. Необходимо в централизованном порядке развернуть работу по созданию типовых моделей производства и методов решения к ним. Уже имеющиеся и вновь созданные модели должны быть доступны всем организациям, разрабатывающим АСУП. Важным является также исследование влияния различных подсистем АСУП на производственную деятельность людей. Различные стенды, табло и т. д., указывающие план на день, количество изготовленных деталей, запаздывание, опережение, процент брака, а. возможно, и заработную плату за день, могли бы стать действенным звеном в системе материального стимулирования ритмичности производства и повышения производительности труда. Однако мы не имеем рекомендаций по составу информации на этих табло, по установке их. Этим, в частности, объясняется недостаточное внимание к таким вопросам со стороны проектирующих АСУП организаций. В целом теория обоснования, разработки и внедрения АСУ пока не удовлетворяет потребностям практики.
В заключение отметим, что главная, на наш взгляд, задача, которую необходимо решать немедленно, – это координирование и планомерное распределение усилий всех организаций, разрабатывающих и внедряющих АСУП, централизованный контроль за ходом важной работы по автоматизации управления предприятиями. Анализ практического опыта работы АСУ и их еще не полностью реализованных возможностей показывает, что внедрение АСУ будет способствовать более полному осуществлению принципов хозяйственного расчета.
КОЛЛЕКТИВ И СОЧЕТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ[98]
В предыдущей статье, посвященной производственному коллективу (№ 42 еженедельника) показано, что он занимает особое место в системе экономических отношений социализма, выступая необходимым связующим звеном между обществом и отдельным работником. Такое положение коллектива предприятия определяет специфику его экономических интересов и характер их взаимодействия с интересами общества и работника. Дело в том, что экономические отношения проявляются прежде всего как интересы.
Вопрос о содержании и взаимосвязи экономических интересов в социалистическом обществе относится к числу наиболее важных проблем экономической науки и хозяйственной практики.






