Рис. 3. Правило моментов: а) – момент силы положителен;
Уравнения моментов сил для быстроходного вала простейшей одноступенчатой коробки скоростей запишутся следующим образом (см. рис. 4).
В уравнениях моментов неизвестными являются проекции реакций, все остальные величины известны. Решив уравнения относительно проекций, можно найти реакции в опорах.
При определении реакций в многоступенчатых коробках скоростей, рассматривают каждую ступень в отдельности. Для каждой ступени составляется отдельная расчетная схема Для определения расчетной грузоподъемности подшипников в качестве исходных данных принимается наибольшее значение реакции в опорах.
Расчетная грузоподъемность подшипников определяется исходя из эквивалентной нагрузки, которая для быстроходных валов с прямозубыми зубчатыми колесами равна реакции в опорах, для шпиндельных валов и валов с косозубыми зубчатыми колесами равна:
где R - максимальная реакция в опорах вала.
|
|
Расчетная грузоподъемность подшипника определяется по формуле
где ω – максимальная угловая частота вращения вала, для подшипников которого определяется расчетная грузоподъемность; L - долговечность привода, принимаемая из диапазона (8…12)*10³ часов; m=3 для шариковых подшипников и m=3.33 для роликовых подшипников.
Рис. 4. Расчетная схема быстроходного вала одноступенчатой
коробки скоростей
В случае, если расчетная грузоподъемность окажется меньше паспортной, необходимо применять подшипники более тяжелой серии, либо подшипники первоначально выбранной серии, но с большей грузоподъемностью. В последнем случае нужно изменить конструкцию вала, увеличив диаметры ступеней для установки подшипников.