8. Объём практики и ее продолжительность
Объём практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Продолжительность практики 15 недель.
9. Структура и краткое содержание практики по разделам и видам работ
| № п/п | Раздел практики | Трудоемкость | Оценочное средство | |||
| Всего | Практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | |||
| Семестр №5 | ||||||
| Ознакомление с планом практики.Установочная конференция, рекомендации по выполнению заданий практики | Отчет Дневник | |||||
| Опытно-экспериментальный: изучение нормативно-правовой базы, документации, изучение опыта работы образовательной организации по адаптации обучающихся. Выявление типичных трудностей участников педагогического процесса, изучение готовности к школьному обучению, особенностей процесса адаптации(по одному ребенку), разработка рекомендаций | Отчет Дневник | |||||
| Заключительный: подготовка отчетной документации, участие в отчетном мероприятии | Отчет Дневник | |||||
| Вид промежуточной аттестации в семестре дифференцированный зачет | ||||||
| Итого: | ||||||
10. Содержание практики по разделам и видам работ
Организация работы обучающегося
| № раздела | Задания для самостоятельной работы при прохождении практики (указывается перечень тем и вопросов, выносимых на самостоятельное изучение, с рекомендациями по использованию учебно-методических материалов с указанием вида контроля) | Количество часов | В т.ч. с использованием ДОТ (*) |
| Семестр №5 | |||
| Изучить паспорт образовательной организации. (Страница образовательной организации в интернет, беседа с завучем). | |||
| Изучить нормативно-правовую базу (Закон об образовании, Постановления правительства РФ. РК, администрации Петрозаводска, локальные акты образовательной организации). Используя INTERNET найти и изучить законы, постановления, положения и др. Можно обратиться к сайту Администрации петрозаводского городского округа, получить информацию о НПБ у завуча. Изучить и записать статьи, регулирующие порядок приема, обучения детей в начальной школе (содержание должно быть полезным для родителей будущих первоклассников, пользуясь этими знаниями родители д.б. способными защитить права детей). Проанализировать сайты разных школ – раздел «будущим первоклассникам, их родителям», выписать рекомендации, которые даются администрацией ОУ (сравнить школы, гимназии, лицеи) | |||
| 2.1. | изучить систему комплектования 1-х классов (порядок приема, зачисления, социально-демографические характеристики детей и семей, состояние здоровья, проблемы комплектования, порядок их решения, льготы, роль Администрации Петрозаводского городского округа) Провести беседу с учителем, завучем (по возможности) Итогом выполнения заданий №№ 1и 2 должны стать: 1. Список нормативных документов с указанием выходных данных, важных выдержек из нормативных документов, регулирующих правовые отношения ОУ и семьи в области приема и обучения в начальной школе 2. Буклет для родителей будущих первоклассников (важные выдержки из нормативных документов, описание порядка комплектования, зачисления, нужные адреса, телефоны, рекомендации по выбору школы) | ||
| Анализ программ обучения выполняется с целью определения требований к психолого-педагогической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в образовательных организациях. Выбрать по желанию программу обучения, например Школа 2100, Перспектива. Обратиться к учебникам и рабочим тетрадям по различным дисциплинам (математика, окружающий мир, азбука - чтение, русский язык – обязательно, другие – по желанию) для 1 класса (по желанию можно сравнить уровень сложности, выбрав учебники для общеобразовательных организаций и с углубленно подготовкой). Выполнить анализ первых 7-10 уроков (привести описание): название, содержание заданий, наглядность, методы обучения и др.; определить какие знания и умения должны быть сформированы у ребенка (например, знать понятие «величина») для выполнения задания и какие познавательные процессы востребованы. Далее обратитесь к программе обучения дошкольников (на выбор, например «Радуга»), старший дошкольный возраст. Сравните содержание подготовки детей в дошкольном ОУ с требованиями школьной программы (совпадает/не совпадает - описание). Подберите рекомендации для родителей по формированию готовности к школе (познавательные процессы, речь, осведомленность и т.д.). Итогом работы должны стать: 1. Список требований к психолого-педагогической готовности ребенка (что должен знать и уметь, требования к познавательной деятельности). 2.Рекомендации для родителей по формированию готовности к школе (познавательные процессы, речь, осведомленность и т.д.). | |||
| Изучение направлений психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных вариантов адаптации первоклассников к школе (содержание работы администрации, пед. коллектива, включая психолога и социального педагога) Изучить содержание работы психолога, педагога по сопровождению процесса адаптации детей (беседа, изучение документов). Выполнить анализ, данные занести в таблицу (таблицу педагогу, психологу не показывать); разработать по содержанию таблицы вопросы для беседы. Например: «Опишите цель вашей работы, направленной на адаптацию детей», «Перечислите направления работы», и т.д. На основе записей заполняете таблицу и делаете выводы. По желанию можно таблицу дополнить, см. ФОС) Итогом работы должны стать: 1. Описание системы работы пед. коллектива по адаптации обучающихся (схема, таблица, другое) | |||
| 5, 6 | Изучение особенностей социально-психологической адаптации. Вспомнить теоретический материал (структура адаптации, этапы, показатели, сферы адаптации, группы детей по адаптации, проявления дезадаптации) Выбрать детей для диагностики - 2 ребенка: с признаками дезадаптции и без признаков дезадаптации. Определить детей группы риска может учитель; если таковые отсутствуют, то наблюдая за детьми на уроках и переменах, выбрать ребенка самостоятельно. Используя методики изучения адаптации (рекомендации см. 1. Никифорова, О.А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации: учебное пособие / О.А. Никифорова, Т.М. Параничева, Е.А. Бабенкова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. - 96 с. - ISBN 978-5-8353-1119-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232388 (03.09.2019). стр. 43; 2. Поляшова, Н.В. Психологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / Н.В. Поляшова, И.А. Новикова, И.Г. Маракушина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. - 147 с.: табл., ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-261-00737-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436398 (03.09.2019).). Методики диагностики адаптации находятся в ФОС Обязательно включить анализ документов (журнал, дневник, тетради и т.д.), опросные методы родителей (в опросе желательно участие всех родителей, опросник представлен в Приложении) и педагогов*. Для изучения условий образовательной среды использовать методики Диагностики психологических условий образовательной среды (только родители и педагоги, анонимно). Перед проведением диагностики обратится к завучу начальной школы за разрешением. Методики: Субботина, Л.Г. Психологическая адаптация к условиям образовательной среды: учебное пособие / Л.Г. Субботина; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 160 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1654-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278525 (03.09.2019).) стр. 39. Пояснения к методике (описание см. ФОС) Диагностика психологических условий школьной образовательной среды Цель: оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов: 1. интенсивность образовательной среды; 2. эмоционально-психологический климат; 3. удовлетворенность образовательной средой; 4. демократичность образовательной среды; 5. содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов; 6. удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением. При подборе методик изучения признаков дезадаптации следует обратить внимание на сферу проявления дезадаптации: социальная (изучить межличностные отношения, общение с педагогом), личностная (подобрать методики, направленные на изучение мотивации учебной деятельности, тревожности, страхов, внутренней позиции школьника и т.д.). Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. — М.: Издательство Юрайт, 2016 — 291 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс..(https://www.biblio-online.ru/viewer/psihologiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-432867#page/1) Описать особенности адаптации. Сделать заключение. Определить проблемы. Сделать прогноз относительно дальнейшей адаптации. Попытаться определить возможные причины трудностей адаптации и изучить их. ! *Результатом применения опроса родителей должен стать список типичных трудностей, с которыми сталкиваются родители первоклассников, начиная с записи в школу (комплектование первое собрание, режим, учебники, продленка, программа обучении, здоровье ребенка и т.д.; полученный результат поможет организовать работу с родителями будущих первоклассников в дошкольном учреждении – учитывать при разработке плана работы воспитателя по профилактике дезадаптции). Изучите (спросите) причины возникающих трудностей. ! * Результатом опроса педагогов, психолога должен стать список типичных проблем, с которые возникают в процессе взаимодействия с родителями будущих первоклассников и первоклассников (например, нежелание выполнять требования), трудности семей, которые выделяют педагоги и психолог и т.д.; трудности, которые возникают непосредственно у детей (общение, личностные особенности, готовность к школе и т.д.). Изучите (спросите) причины возникающих трудностей. Полученные результаты помогут организовать профилактическую работу с участниками педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (учитывать при разработке плана работы воспитателя по профилактике дезадаптции). Итогом выполнения заданий должны стать: 1. Список типичных проблем адаптации у: детей, родителей, пед. коллектива, их причины. 2. Способы их преодоления (если они отсутствуют в работе пед. коллектива, предложить свои) 3. Разработать план работы воспитателя по профилактике социально-психологической дезадаптации. | ||
| Разработка рекомендаций (в зависимости от результатов диагностики профилактической и/или коррекционно-развивающей направленности) На основе результатов диагностики (симптомы, причины) разработать рекомендации для родителей/педагогов по профилактике или преодолению дезадаптации. Итогом выполнения задания должны стать: 1. Список рекомендацийдля родителей/педагогов по профилактике и преодолению дезадаптации со списком литературы. | |||
| Участие в воспитательных мерпориятиях класса (по запросу педагога) | |||
| Самоанализ профессиональной деятельности Цель: развитие навыков самоанализа профессиональной деятельности и профессионального развития Задачи: 1. Совершенствование действий оценки, контроля процесса и результатов профессиональной деятельности 2. Развитие общих и профессиональных компетенций, профессионально-важных качеств (ПВК) 3. Проектирование профессионального развития Рекомендации по заполнению таблицы: Таблица заполняется ежедневно в конце рабочего дня. Заранее рекомендуется распечатать таблицу на нескольких листах. На основе анализа таблицы в конце практики составляется отчет. Рефлексия каждого дня, отчет не должны быть похожими на «программу передач – что делали и во сколько, понравилось или не понравилось». Количество дат должно соответствовать количеству дней, затраченных на практику. Количество видов деятельности определяется планом практики и перспективным планом обучающегося; на одну дату может приходится несколько видов деятельности, которые должны быть описаны в таблице. Для каждого вида деятельности обучающийся выбирает компетенции из предложенного списка, которые, по его мнению, развивает данный вид деятельности. Далее в столбце «Самооценка компетенции» проводится самооценка выбранной компетенции. Оценить компетенцию – значит выразить собственное отношение к уже достигнутому уровню ее развития в сравнении с идеалом (чего вы хотели бы достичь) или стандартом (что должен знать и уметь специалист). Чтобы оценить компетенцию, подумайте: какие трудности у вас возникали в процессе выполнения определенного вида деятельности, опишите их (не могла распределять внимание в процессе наблюдения за детьми на уроке – трудно фиксировать результаты наблюдения, слушать и наблюдать за действиями педагога, не могу проанализировать результаты наблюдения о соотнести их с возрастной нормой, характеристикой адаптации, о чем говорят данные наблюдения. Испытывала стеснение в беседе, не успевала фиксировать ответы, не могла проанализировать данные беседы, обобщить и сделать выводы о содержании работы по адаптации), что у вас получалось хорошо, не вызывало дискомфорта, серьезных умственных и физических усилий, какие знания, полученные на занятиях вам помогли и каких знаний вам не хватило, какие профессионально-важные качества вы проявили и развития, каких ПВК вам не хватило и т.д. В процессе прохождения практики и заполнения таблицы фиксируйте прогресс в развитии компетенций, ПВК, либо отсутствие изменений. В столбце «Направления развития» запишите, как вы будете совершенствовать компетенцию. Например, почитать и вспомнить возрастные особенности младшего школьника. Итогом выполнения задания должна стать заполненная таблица с выводами | |||
| После выполнения всех заданий составляется отчет по практике. Обязательно описать · возникшие трудности, их причины, способы преодоления. · Знания и умения, которые были востребованы · Знания и умения, которые не хватало. Отчетная документация включает: 1. Самоанализ (выполняется на основе задания №9) 2. Дневник по практике (представляется выполнение заданий №№ 1-9) 3. Диагностический дневник (описание методик, протоколы, выводы, заключение, рекомендации, задания №№ 5-6) 4. Характеристика обучающегося от образовательной организации 5. Документы на оплату труда педагога | |||
| Подготовка к презентации результатов практики | |||
|
| |||






