На рисунке 37 представлена модель, описывающая отношение всех компонентов к основной цели.
Рисунок 37 – Целевая модель интернет-среды
Цель – реализация интернет-среды для подготовки аспирантов. Для реализации данной цели необходимы следующие компоненты:
1. Исследование, необходимое для определения выявления основных потребностей потенциального пользователя среды.
2. Технологии, с помощью которых происходит реализации интернет-среды.
3. Контент, представляющий из себя информационное наполнение веб-ресурса.
4. Пользователи, которые будут взаимодействовать с контентом среды.
5. Модератор, ответственный за управление контентом.
6. Разработчик, ответственный за техническое сопровождение эксплуатируемой системы.
На рисунке 38 представленная контекстная модель, построенная по методологии IDEF0. Рассмотрим потоки данных, и их отношение к функциональному блоку «Реализация интернет среды для подготовки аспирантов».
К входным потокам относятся:
· Потребность университета в результативности деятельности аспирантов;
|
|
· Потребность аспирантов в среде для участия в научно-исследовательской деятельности.
В перечень документации, необходимой для технической реализации проекта, входят:
1. Стандарты разработки:
· ISO 13407 — «Процессы дизайна, ориентированного на пользователя в интерактивных системах»;
· ISO 18529 — «Эргономика взаимодействия человека и системы»
2. Стандарты тестирования:
· ISO 29119 SoftwareTesting — «Требования к качеству и тестирование»;
· ANSI/IEEE Std 1008-1987 — «IEEE Standard for Software Unit Testing»
Нормативно – правовая база, необходимая при создании образовательного ресурса:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»;
· Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»;
· Приказ Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014 «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети Интернет и формату представления на нем информации».
На рисунке 39 представлена диаграмма декомпозиции. Данная диаграмма описывает поэтапный процесс реализации интернет-среды и состоит из пяти функциональных блоков, связанных между собой. На рисунке представлены блоки:
· Определение требований;
· Анализ требований;
· Проектирование среды;
· Реализация;
· Внедрение и сопровождение.
Разработка ресурса начинается с определения и анализа требований. На данном этапе проходит определение состава функциональных и нефункциональных компонентов проектируемого модуля. На основе требований происходит проектирование среды, которое проходит в три основных этапа:
|
|
· Определение методологии проектирования, обусловленной жизненным циклом проекта;
· Выбор соответствующих средств, стандартов и инструментов проектирования;
· Создание необходимых моделей, отражающих суть проекта.
В процессе реализации происходит объединение всех частей программного кода. Организация гибкой файловой системы ресурса необходима для наиболее эффективного администрирования контента системы.
На этапе внедрения среды происходит ввод в эксплуатацию и сбор статистических данных, необходимых для определения ее эффективности.
Рисунок 38 –IDEF0 модель реализации интернет-среды для подготовки аспирантов
Рисунок 39 – Диаграмма декомпозиции модели реализации интернет-среды для подготовки аспирантов
В ходе реализации была организована гибкая структура представления данных. В совокупности с адаптивным интерфейсом платформы, такой подход позволяет быстро найти необходимую БД, каталог или файл, как администратору, так и модератору. Весть реализованный код был написан с сопровождением комментариев.
На основе проведенного исследования была представлена следующая структура информационных разделов модуля подготовки аспирантов:
· Диссертационные советы;
· Требования к диссертации;
· Подготовка публикаций;
· Конференции;
· Формы документов;
· Нормативно-правовая база.
Функциональная структура личного кабинета аспиранта состоит из следующих разделов:
· Календарь событий;
· Портфолио;
· Активные обсуждения.
Реализованная структура представляет собой несколько подразделов, в состав которых входит наиболее актуальная информация, необходимая для качественной подготовки аспиранта к научной деятельности.
Диссертационные советы. В данном разделе представлена информация о работе диссертационных советов, перечень действующих советов на 2018 год, а также приказы Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросу функционирования сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, актуальные на 2018 год (рисунок 40).
Рисунок 40 – «Диссертационные советы»
Требования к диссертации. В разделе представлена информация о требованиях к соискателю и его диссертации, а также рассмотрены все этапы защиты (рисунок 41).
Рисунок 41 – Раздел «Требования к диссертационной работе»
Подготовка публикаций. В разделе «Подготовка публикаций» изложена вся информация о том, как происходит процесс подготовки научных публикаций, а также описаны основные аспекты и требования к написанию статей. В конце информационного блока представлена подборка актуальных научных журналов с описанием сроков приема статей и их публикации (рисунок 42).
Рисунок 42– Раздел «Подготовка публикаций»
Конференции. На данной странице располагается блок информации о предстоящих научных конференциях, как актуальных, так и прошедших с сопровождением в виде видеоотчета.
Формы документов. Раздел представляет из себя список формализованных документов необходимых аспиранту в рамках его деятельности.
Нормативно-правовая база. На странице данного раздела представлен архив Федеральных нормативно-правовых документов и локальных нормативно-правовых документов.
На главной странице личного кабинета расположен календарь (рисунок 43). Пользователь может самостоятельно делать заметки и добавлять события. Также предусмотрена функция интегрирования событий из соответствующего раздела портала magasp.ru.
Раздел «Портфолио» аспирант может наполнить информацией о своих научных достижениях, оставить ссылки на собственные публикации и т.д. Информация, указанная в данном блоке – публична для пользователей ресурса.
|
|
Третий раздел – «Активные темы обсуждений» предназначен для отслеживания активности пользователя на форуме. В нем отображаются ссылки с наименованиями тем обсуждений, в которые вовлечен пользователь на данный момент.
Рисунок 43 – Страница личного кабинета аспиранта
Оценка результативности разработанной интернет-среды необходима для отслеживания влияния вносимых изменений на такие характеристики как: активность и динамика циркуляции пользователей, посещаемость, конверсия и т.д.
По результатам статистический данных о посещаемости ресурса на начало мая (рисунок 44), необходимо сделать следующие выводы:
· В промежуток с 7 по 12 мая на ресурсе было отмечено 23 активных пользователя.
· При этом, процент новоприбывших пользователей ежедневно рос, вплоть до 12 мая. Затем процент активных пользователей и новоприбывших сровнялся.
· На момент сбора данных, процент отката, т.е. - пребывания на ресурсе менее 15 секунд, составил – 4,35%.
Рисунок 44 – Статистика посещаемость