Глава II. Меры по предотвращению и пресечению коррупции в условиях множественности пересекающихся интересов

 

§ 1. Антикоррупционные меры в сфере деятельности хозяйствующих субъектов

 

Вводные замечания. Деятельность современных крупных и крупнейших компаний влияет в той или иной мере на жизнь миллионов, десятков, сотен и даже многих сотен миллионов человек, их ресурсы и возможности сопоставимы с ресурсами и возможностями небольших и даже средних государств, причем сами они работают на территории нескольких государств. Интересы таких компаний далеко не во всем совпадают с интересами государств, на территории которых они действуют, включая и то государство, в котором расположено и зарегистрировано головное подразделение, действуют органы управления. Интересы компании и клиентов компании также различаются. Внутри компании существуют группы со своими особыми интересами - собственники (причем не совпадают интересы держателей контрольного пакета и миноритарных акционеров), высший слой менеджмента, средний слой управленцев, рядовые работники. Могут сталкиваться интересы разных компаний, работающих на одной территории, даже если они, казалось бы, не являются конкурентами, поскольку функционируют в разных отраслях экономики. Наличие разнообразных групп с неодинаковыми интересами создает объективные условия не только для сотрудничества, но для соперничества и противоборства, в ходе которого есть соблазн прибегнуть к коррупционным методам ради достижения целей, в которых имеется заинтересованность. Кроме того, в реальности действуют конкретные индивиды, которые могут иметь связь с различными группами, в рамках которых формируются интересы, в силу чего каждый такой индивид может оказаться носителем конфликтующих между собой интересов, что также создает объективные условия для коррупции. Поэтому антикоррупционные меры не могут быть ограничены только сферой публичного управления.

Противодействие коррупции в частном секторе в первую очередь связано с принятием кодексов профессионального или корпоративного поведения; поощрение передовой коммерческой практики в отношениях между коммерческими предприятиями; содействие прозрачности частного сектора, включая меры, направленные на выяснение личностей реальных людей, стоящих за юридическими лицами. Приоритетными для предупреждения и выявления актов коррупции являются механизмы внутреннего аудиторского контроля. Рассмотрим решение разнообразных проблем на примере стран, представляющих три континента - Америку (США), Европу (Великобритания и Италия) и Азию (Малайзия).

Часто побудительным мотивом, повлиявшим на кардинальное изменение законодательной политики, становится коррупционный скандал, поскольку такого рода преступления в частном секторе не ограничиваются только дачей или получением взятки, а сопряжены с совершением иных преступлений - подделкой счетов; мошенничеством и иными преступлениями обманного характера; вымогательством и отмыванием "грязных" денег; уклонением от уплаты налогов; фиктивными банкротствами; недобросовестной конкуренцией; преступлениями против прав потребителей и иными преступлениями, имеющими экономическую подоплеку, совершаемыми юридическими лицами. Кроме того, постоянное развитие технологий открывает все новые возможности для совершения преступлений, например, против окружающей среды, в которых действия отдельного человека по сравнению с той опасностью, которую представляет деятельность корпорации, совершенно несопоставимы.

Некоторые корпорации, в том числе "Дайнерджи" (Dynergy), "Аделфиа Коммьюникейшнс" (Adelphia Communications), "УорлдКом" (WorldCom), "Глобал Кроссинг" (Global Crossing), итальянский "Пармалат" (Parmalat) и голландский "Ройал Ахолд" (Royal Ahold) были уличены в фальсификации финансовой информации. Другие корпорации, среди которых можно назвать "Ройал Кэрибеан" (Royal Caribbean), "Эксон (Exxon), "Пфайзер" (Pfizer), "Байер" (Bayer) и "Шеринг-Плаф Корпорейшн" (Shering-Plough Corporation) обвинялись в правонарушениях против окружающей среды, здоровья населения или охраны труда. В период с 2001 по 2007 г. менеджеры компании "Сименс" (Siemens) раздали по всему миру (в том числе и в России) взяток на сумму, превышающую 1 млрд долларов США.

В Соединенных Штатах Америки таким скандалом стали банкротства крупнейших компаний "Энрон" (Enron) <1> и "УорлдКом" (WorldCom) <2>, вызванные недобросовестным менеджментом этих корпораций. В результате в 2002 г. в США был принят Закон Сарбейнса - Оксли, которым были значительно ужесточены требования к финансовой отчетности, к процессу ее подготовки.

--------------------------------

<1> При крахе энергетической компании "Энрон" (Enron) сгорели пенсионные сбережения на сумму около 1 млрд долларов, которые пенсионный фонд самой корпорации вложил в акции корпорации, а также средства и других частных пенсионных фондов Америки на сумму около 500 млн долларов - пенсии потеряли государственные служащие, учителя, полицейские и пожарные. Мошенничество компании заключалось в ее бухгалтерских операциях. Руководством компании была разработана и воплощена в жизнь сложнейшая схема сокрытия определенных данных не только от общественности, но и от акционеров и инвесторов. Делалось это с целью искажения истинного финансового положения корпорации. Были созданы тысячи юридических лиц, преимущественно офшорных компаний и товариществ, например, по одному только юридическому адресу (Джорджтаун, а/я 1350) на Каймановых островах было зарегистрировано 692 дочерние компании энергогиганта. Причем в офшоры сбрасывались не прибыли, а убытки, что позволяло значительно улучшить финансовые показатели корпорации и вело к росту ее акций в цене. Корпорация захватывала все большую долю рынка, и это позволяло ее руководству и сотрудникам получать многомиллионные премиальные. Параллельно некоторые работники успевали получить прибыль и от торговой деятельности офшоров, через которые шли финансовые потоки. Так, главный финансовый администратор "Энрон" Эндрю Фастоу, разработавший эту грандиозную схему, получил от деятельности одного из офшоров более 30 млн долларов, а его помощник Майкл Коппер - 10 млн долларов. Таким образом, возник конфликт интересов корпорации и ее служащих. URL: http://www.dengi-info.com/archive/article.php?aid=71 (дата обращения: 08.01.2017).

<2> Телекоммуникационная компания WorldCom на тот момент оценивалась в 104 млрд долларов. На компанию работали 85 тысяч человек в 65 странах мира. По размеру активов WorldCom в два раза крупнее газовой компании Enron, банкротство которой вылилось в крупнейший корпоративный скандал в США и негативно отразилось на динамике американских финансовых и фондовых рынков. Долг компании составил 32 млрд долларов США. WorldCom являлась крупнейшей по величине в США компанией телефонных и компьютерных услуг, а также крупнейшим поставщиком интернет-услуг. URL: http://www.russianla.com/common/arc/story.php/4750 (дата обращения: 16.12.2016).

 

В настоящее время этот Закон признан самым известным из федеральных законодательных актов, принятых в целях обеспечения достоверности финансовой отчетности за последние 60 лет. Закон Сарбейнса - Оксли применяется ко всем эмитентам, т.е. ко всем компаниям (включая иностранные), ценные бумаги которых зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и биржам США <1>. Он жестко регулирует подготовку и аудит финансовой отчетности организаций-эмитентов в отношении требований полной финансовой прозрачности; устанавливает прямую ответственность (в том числе и уголовную) руководства компании-эмитента за достоверность финансовой отчетности; вводит Кодекс корпоративного поведения, предназначенный для противодействия злоупотреблениям и продвижения ряда принципов честного ведения бизнеса (ст. 906 - этой же статьей предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере от 1 до 5 млн долларов и тюремного заключения на срок от 10 до 20 лет).

--------------------------------

<1> Вне зависимости от места регистрации и деятельности компании (продаются ли ценные бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже - NASDA или на любой другой американской бирже; зарегистрированы ли они в качестве долговых обязательств в США (с листингом или без него); принадлежат ли компании, проходящей регистрацию для выпуска ценных бумаг в США).

 

Закон содержит и иные предписания, карательного характера, которые применяются к директорам и должностным лицам компании по лишению их права на поощрительные вознаграждения или ценные бумаги. Так, при представлении компанией повторного финансового отчета в связи с "существенным несоответствием эмитента любому из требований финансовой отчетности, проявившимся в результате должностного преступления", ее главный исполнительный и главный финансовый директора лишаются права на поощрительные вознаграждения или ценные бумаги, а также на доходы от продаж ценных бумаг эмитента - в течение 12 месяцев со дня опубликования повторного финансового отчета. В том случае, если указанные должностные лица за период 12 месяцев после опубликования или подачи документа в Комиссию по ценным бумагам уже получили перечисленные вознаграждения, они обязаны вернуть их эмитенту.

Один из его создателей Майкл Оксли, оценивая мировую реакцию на принятие этого Закона, отметил, что хотя все виновные в корпоративных преступлениях, совершенных компаниями "Энрон" (Enron) и "УорлдКом" (WorldCom), понесли наказания за свой обман и моральное разложение, их действия стоили американской экономике тысяч рабочих мест и около 8 трлн долларов рыночной капитализации. "Много внимания уделялось американской реакции на коррупцию в бюджетной сфере, но на самом деле потребность в восстановлении прозрачности и подотчетности руководства не имеет границ. Скандал с компанией "Пармалат" (Parmalat) в Италии по своим масштабам и последствиям сопоставим со скандалами, связанными с "Энрон" (Enron) и "УорлдКом" (WorldCom), и в результате во всей Европе растет движение за принятие реформ в духе Закона Сарбейнса - Оксли. Ключевой момент состоит в том, чтобы законы каждой страны строились на последовательных стандартах и были обеспечены равные условия для иностранных инвестиций и трансграничной экономической деятельности" <1>.

--------------------------------

<1> Инвестирование - это не акт веры. Интервью М. Оксли, впервые опубликовано в книге "Перемены мышления. Корпоративное управление и перспективы взаимных инвестиций России и США" (Москва, НСКУ, 2007 г.) // Business Guide (Корпоративное управление). Приложение, N 90(3907), 28.05.2008. URL: http://www.kommersant.ru/doc/896725/print (дата обращения: 20.06.2017).

 

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Еще одной важной сферой частного сектора, требующей особой защиты от коррупционного влияния, является банковская и финансовая деятельность, которая должна быть обеспечена четкими правилами ведения бизнеса, учета и отчетности. Для европейских государств в этой области основные ориентиры установлены в Директиве 2005/60/ЕС о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма <1>. В Великобритании, которая является крупнейшим финансовым центром Европы, наряду с Законом о доходах от преступлений 2002 г. (действует с дополнениями и изменениями 2007, 2008 и 2015 гг. <2>, которым правоохранительные органы и казначейство наделены широким диапазоном полномочий, предназначенных для эффективного расследования отмывания денег посредством замораживания, ареста и конфискации <3>), вторичное регулирование в этой области обеспечивается изданными Казначейством Великобритании Правилами о борьбе с отмыванием денег 2007 г. (The Money Laundering Regulations 2007), которые непосредственно опираются на названную Директиву.

--------------------------------

<1> Directive 2005/60/EC (OJ No L 309, 25.11.2005, p. 15) of the European Parliament and of the Council. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32006L0070 (дата обращения: 21.06.2017).

<2> Serious Crime Act 2007, Counter-Terrorism Act 2008, Serious Crime Act 2015.

<3> Приложение 7 (Terrorist financing and money laundering) к Закону о противодействии терроризму 2008 г. (Counter-Terrorism Act) позволяет Казначейству давать указания фирмам, действующим в финансовом секторе, когда существует высокий риск легализации денег. Эти требования распространяются на деятельность фирм на территории Великобритании и на их филиалы за рубежом. URL: http://www.soca.gov.uk/about-soca/the-uk-financial-intelligence-unit/471 (дата обращения: 21.06.2017).

 

Правила 2007 г. предусматривают различные шаги, которые должны быть предприняты участниками сектора финансовых услуг и другими лицами для обнаружения и предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма. Следует отметить, что данные Правила имеют важное значение не только в силу того, что они определяют круг лиц, обязанных выявлять незаконные транзакции, но и ввиду установления этим актом гражданской и уголовной ответственности за несоблюдение установленных предписаний. Правила построены на принципе риск-ориентированного подхода и распространяются на лиц, занимающихся в Соединенном Королевстве определенной предпринимательской деятельностью. В Правилах они названы "соответствующими лицами" (relevant person) - это кредитные организации; финансовые учреждения; аудиторы, специалисты по вопросам несостоятельности, внешние бухгалтеры и налоговые консультанты; независимые специалисты по юридическим вопросам <1>; поставщики трастовых и корпоративных услуг; агенты по операциям с недвижимостью; дилеры, торгующие высокоценными товарами <2> (стоимостью более 15 тыс. евро); казино (ст. 3).

--------------------------------

<1> Независимый профессиональный юрист "означает фирму или индивидуально практикующего юриста, которые в качестве бизнеса предоставляют юридические или нотариальные услуги другим лицам в сфере: финансовых операций или операций с недвижимостью; при покупке и продаже недвижимости или хозяйствующих субъектов; управлении денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом; открытии или ведении банковских и сберегательных счетов или счетов по ценным бумагам; создании, эксплуатации или управлении трастами, компаниями или аналогичными структурами".

<2> К ним относятся, например, торговцы дорогими автомобилями и яхтами, предметами антиквариата и изобразительного искусства, ювелиры, строители, аукционисты и брокеры, хотя они не являются владельцами продаваемых товаров, также относятся к данной категории, если получают высокие денежные выплаты.

 

Согласно Правилам соответствующее лицо обязано исходить из принципа "знай своего клиента" и применять меры должной осмотрительности (due diligence measures <1>) во всех случаях - при установлении постоянных деловых отношений, при осуществлении разовой транзакции, в случае наличия подозрения в отмывании денег; при появлении сомнений в достоверности или адекватности документов, данных или информации, полученных ранее для целей идентификации или проверки. Причем данные о личности клиента (и бенефициарного владельца) должны быть получены по возможности до начала деловых отношений или проведения разовой транзакции.

--------------------------------

<1> Процедура идентификации и комплексной проверки клиента.

 

Особые правила предусмотрены в отношении казино. Так, казино должно установить и проверить личность всех клиентов, которым оно предоставляет свои услуги, до входа в любое такое помещение, или же когда речь идет о дистанционных играх - до предоставления доступа к ним при покупке или обмене фишек казино на сумму 2 000 евро или больше; при оплате казино 2 000 евро или более за пользование игровыми автоматами; или же при оплате такой суммы в связи с использованием оборудования для дистанционной игры.

Правила предусматривают, что соответствующее лицо должно проводить постоянный мониторинг деловых отношений, который означает: 1) проведение тщательного анализа транзакций, совершенных в рамках отношений (в том числе в случае необходимости установление источника средств клиента, оценки деловой деятельности и характера возможных рисков), и 2) хранение документов, данных или информации о клиентах, полученных в целях осуществления due diligence до настоящего времени.

Если соответствующее лицо не в состоянии применить к любому клиенту меры осмотрительности, оно не вправе осуществлять транзакции с банковским счетом клиента, устанавливать деловые отношения или проводить разовые транзакции с клиентом; должно прекратить любые существующие бизнес-отношения с клиентом, а также рассмотреть вопрос о сообщении информации в порядке, предусмотренном ч. 7 Закона о доходах от преступной деятельности 2002 г. или ч. 3 Закона о борьбе с терроризмом 2000 г.

Правила 2007 г. запрещают кредитным организациям устанавливать или осуществлять корреспондентские отношения с банком-оболочкой (shell bank), а также банком, о котором известно, что он допускает использование банка-оболочки. Кредитным или финансовым учреждениям, ведущим бизнес в Соединенном Королевстве, запрещено открывать анонимные счета или анонимную сберегательную книжку на имя любого нового или уже существующего клиента.

С 15 декабря 2007 г. все кредитные и финансовые организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью в Великобритании, начали вести проверку клиентов и провели мониторинг всех существующих на этот момент анонимных счетов и книжек.

Как отмечается в Правилах, в целях предотвращения деятельности, связанной с отмыванием денег, соответствующее лицо должно установить и поддерживать надлежащую политику и процедуры, касающиеся мер, связанных с личностью клиентов и постоянным мониторингом; отчетностью; учетом; внутренним контролем; оценкой рисков и управлением рисками; мониторингом соблюдения установленных процедур.

Особое внимание должно быть направлено:

- на идентификацию и контроль над сложными или необычно крупными транзакциями; операции с необычной динамикой, не имеющие явной экономической или видимой законной цели; и любую другую деятельность, которая, по мнению соответствующего лица, вероятно, по своей природе связана с отмыванием денег;

- принятие в случае необходимости дополнительных мер в целях предотвращения использования продуктов и операций, которые повышают степень анонимности, для отмывания денег;

- определение, является ли клиент политически значимым лицом, и др.

Итальянская Республика. Аналогичные предписания, изданные на основании Директивы ЕС 2005/60, действуют и в других европейских странах. Например, Италия имеет более чем двадцатипятилетний законодательный опыт борьбы с отмыванием денег, хотя и не является ни крупным региональным, ни офшорным финансовым центром. В первую очередь отмывание средств в Италии вызвано распространенностью организованных преступных групп мафиозного типа и притоком из-за рубежа преступных организаций, связанных с наркоторговлей.

Отмывание денег происходит как в регулируемом банковском секторе, так (что бывает значительно чаще) и в небанковской кредитно-финансовой системе - в казино, при денежных переводах и на рынке золота. Лица, отмывающие деньги, используют преимущественно небанковские финансовые учреждения для незаконного вывоза валюты (в первую очередь в долларах США и евро) и последующего отмывания в офшорных компаниях. Поэтому в Италии установлены достаточно жесткие правила контроля над валютными депозитами в банках - начиная с 1990 г. Италия постоянно ведет мониторинг по обнаружению и пресечению попыток легализации преступных денег. Система мониторинга предусматривает, что перевод любой суммы за рубеж сопровождается одновременным декларированием дохода.

Итальянские банки и другие финансовые учреждения обязаны вести учет, необходимый для восстановления крупных сделок, в том числе хранить информацию о месте происхождения переводов денежных средств и связанных с ними сообщений, отправленных в Италию или из Италии. Информация о личности человека, его социальном положении, адресе валютного счета, получателе денежных средств, дате совершения операции, количестве денег до и после совершения операции также представляется в органы финансового контроля. Срок хранения такой информации в банках составляет от 5 до 10 лет.

Все действующие на территории Италии банки должны передавать данные об учетной записи в центральный архив, контролируемый Банком Италии. Изначально этот архив был создан для учета и целей финансового надзора, но оказался полезным и для отслеживания отмытых денег.

Банки должны идентифицировать своих клиентов и сообщать финансовой разведке Италии и Итальянскому управлению по обмену данными с зарубежными странами (по-английски официально именуется Italian Foreign Exchange Office) относительно любых операций с наличностью, если сумма превышает 15 тыс. евро. На банках также лежит обязанность сообщать обо всех подозрительных денежных операциях и другой деятельности, связанной с платежами по международным сделкам. Итальянское законодательство разрешает использование наличных денег или оборотных инструментов на предъявителя для перевода денег на сумму свыше 15 тыс. евро только через уполномоченных посредников или брокеров.

Важным шагом для Италии стало издание Законодательного декрета N 231 от 21 ноября 2007 г. о реализации Директивы 2005/60/ЕС по предотвращению использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма, а также Директивы 2006/70/EC <1>. Этот законодательный акт, в настоящее время являющийся основным документом в сфере борьбы с отмыванием денег в Италии, делает главный акцент на "проникновении в суть клиента", т.е. на процедуре, предназначенной для его оценки как незаменимом факторе для эффективной борьбы с отмыванием денег и активами незаконного происхождения. Закон подразделяет уполномоченных лиц, на которых возлагаются обязанности по работе с клиентами, на следующие категории:

- финансовые посредники и другие лица, работающие с финансовыми активами, в том числе: банки; почта Италии; лица, занимающиеся страхованием; биржевые маклеры; сборщики налогов; итальянские филиалы иностранных банков; депозитные и кредитные фонды; трастовые компании; страховые брокеры; кредитные брокеры;

- специалисты, в том числе: бухгалтеры; бизнес-консультанты; консультанты по трудоустройству; другие лица, участвующие в профессиональной деятельности в области бухгалтерского учета и налогов; нотариусы; адвокаты; аудиторы;

- иные лица, в том числе: коллекторы, взыскивающие долги; лица, занимающиеся хранением и транспортировкой наличных денежных средств и ценных бумаг или ценностей; управляющие казино; провайдеры, предлагающие через Интернет и иные компьютерные или телекоммуникационные сети игры, пари или денежные выигрыши; риелторские агентства.

--------------------------------

<1> Decreto Legislativo 21 novembre 2007, n. 231 Attuazione della Direttiva 2005/60/CE concernente la prevenzione dell'utilizzo del sistema finanziario a scopo di riciclaggio dei proventi di attivita' criminose e di finanziamento del terrorismo nonche' della direttiva 2006/70/CE che ne reca misure di esecuzione. GU n.290 del 14-12-2007 - Suppl. Ordinario n. 268. URL: http://www.camera.it/parlam/leggi/deleghe/07231dl.htm (дата обращения: 18.01.2017).

 

Основные обязанности, возложенные на уполномоченных лиц, заключаются в следующем:

- обязанности по надлежащей проверке клиентов;

- требования к регистрации и сохранению данных о клиентах и проведенных операциях и сделках;

- требования к отчетности;

- соблюдение положений, ограничивающих использование денежных средств и ценных бумаг на предъявителя.

Этим актом установлена определенная градация обязательств сотрудничества, направленных на надлежащую проверку клиентов в отношении различных факторов риска. В частности, законодательный декрет предусматривает, что посредники обязаны исполнить обязанность по надлежащей проверке клиентов, когда:

a) с клиентом установлены непрерывные отношения;

b) осуществляются разовые операции по переводу или обработке платежных средств в сумме 15 тыс. евро и более независимо от того, проводится ли эта сумма целиком или несколькими платежами;

c) существует подозрение в отмывании денег;

d) имеются сомнения в достоверности или точности ранее полученных данных для идентификации клиента.

Таким образом, сотрудничество может быть подразделено на два типа:

- пассивное сотрудничество, направленное на обеспечение полного понимания клиентов и сохранение документов, относящихся к операциям;

- активное сотрудничество, связанное с идентификацией клиентов и подозрениями в отмывании денег.

Надлежащая проверка клиентов считается наиболее важной профилактической мерой, направленной на борьбу с отмыванием денег. Это - идентификация клиента и проверка полученных данных; идентификация и проверка бенефициарного собственника, когда клиент является юридическим лицом или выполняет операцию от имени других лиц. Другие требования касаются сбора информации о цели и характере отношений, установленных клиентом, и непрерывного контроля во время самих отношений.

Не менее важным является направление отчетов, которые подготавливаются по единым техническим стандартам, в компьютерный архив, как и сообщение компетентным органам о наличии разумных оснований подозревать, что речь идет об отмывании денег.

Размер названной суммы меняется в зависимости от категории уполномоченного лица, например, казино обязано проверить клиента, когда речь идет о сумме 2 тыс. евро и более, а оператор, предоставляющий услуги в сфере электронных игр, - при сумме от 1 тыс. евро.

В Италии Законодательным декретом N 231/2007 также были внесены изменения в Законодательный декрет N 231/2001 об административной ответственности юридических лиц, компаний и ассоциаций <1>, которым была введена квазиуголовная ответственность компаний в случае мошеннического поведения со стороны их сотрудников, а также за иные виды преступлений. Так была введена ответственность компаний за прием денег и использование денежных средств, товаров или активов незаконного происхождения. Это означало, что каждая компания, банк, страховая компания представители малого бизнеса, ассоциации и т.д. должны принять соответствующие меры для воспрепятствования их сотрудникам совершить такие преступления. Новые изменения итальянского законодательства 2012 г. <2> предусматривают, что в случае когда уполномоченные лица не могут соблюсти обязательство о надлежащей проверке клиента, они должны вернуть деньги, ценные бумаги и другие финансовые средства клиенту на счет или счета, указанные последним.

--------------------------------

<1> Disciplina della responsabilita' amministrativa delle persone giuridiche, delle societa' e delle associazioni anche prive di personalita' giuridica, a norma dell'articolo 11 della legge 29 settembre 2000, n. 300. URL: http://www.camera.it/parlam/leggi/deleghe/01231dl.htm (дата обращения: 03.04.2017).

<2> Decreto Legislativo 19 settembre 2012, n. 169 Ulteriori modifiche ed integrazioni al decreto legislativo 13 agosto 2010, n. 141, recante attuazione della Direttiva 2008/48/CE, relative ai contratti di credito ai consumatori, nonche' modifiche del titolo V del testo unico bancario in merito alla disciplina dei soggetti operanti nel settore finanziario, degli agenti in attivita' finanziaria e dei mediatori creditizi. Gazzetta Ufficiale il decreto legislativo 19 settembre 2012, n. 169. URL: http://www.gazzettaufficiale.it/atto/serie_generale/caricaDettaglioAtto/originario;jsessionid=A9x6K-EWTA7Gx58xqeakWA__.ntc-as5-guri2b?atto.dataPubblicazioneGazzetta=2012-10-02&atto.codiceRedazionale=012G0190&elenco30giorni=false (дата обращения: 05.04.2017).

 

Малайзия. В Малайзии основными законодательными актами в сфере борьбы с отмыванием денег являются: во-первых, Закон о противодействии отмыванию денег, финансированию терроризма и доходам от незаконной деятельности 2001 г., который действует с изменениями 2006 и 2014 гг. <1>; во-вторых, Закон о Малайзийской антикоррупционной комиссии 2009 г. (Malaysian Anti-Corruption Commission Act 2009 - MACCA); в-третьих, Правила о ПОД/ФТ (обязанность сообщений) 2007 г. (Anti-Money Laundering and Anti-Terrorism Financing (Reporting Obligations) Regulations); в-четвертых, Стандартные руководящие принципы Банка Негара Малайзии о ПОД/ФТ (BNM Standard Guidelines on AML/CFT), а также различные нормы, содержащиеся в банковском законодательстве <2>.

--------------------------------

<1> Напомним, что в сентябре 2014 г. в Закон 2001 г. были внесены важные изменения, коснувшиеся в том числе и его названия, так как он был значительно расширен и действие этого акта было распространено на доходы от незаконной деятельности (unlawful activity). В контексте Закона 2001 г. "незаконная деятельность" является синонимом серьезного преступления, указанного во Втором приложении к Закону (это почти 290 составов преступлений, ответственность за которые предусмотрена более чем 40 законами - Уголовным кодексом, Законом об опасных наркотических средствах, Законом о похищении; Законом о запрете торговли людьми и борьбе с контрабандой мигрантов; Законом о банковских и финансовых учреждениях; Законом о компаниях; Законом о страховании и др.), или серьезного преступления, преследуемого по законодательству иностранного государства. Кроме того, незаконной признается деятельность, которая имеет такой характер или осуществляется при таких обстоятельствах, что она привела или ведет к совершению серьезного преступления, преследуемого по законодательству иностранного государства, независимо от того, что такого рода деятельность полностью или частично осуществляется внутри или за пределами Малайзии.

<2> Islamic Banking Act 1983, the Takaful Act 1984, the Banking and Financial Institutions Act 1989, the Insurance Act 1996, the Securities Commission or the Labuan Offshore Financial Services Authority; Development Financial Institutions Act 2002.

 

Изменения 2014 г. были направлены в первую очередь на защиту целостности финансовой системы с учетом противодействия угрозам ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма). По мнению малайзийских юристов, внесенные поправки обеспечивают: большую ясность в отношении обязательств подотчетных учреждений по сообщениям о подозрительных сделках; усиление мер в связи с декларациями при трансграничной перевозке денежных средств и оборотных документов на предъявителя; укрепление следственных полномочий прокуратуры по делам о ПОД/ФТ; эффективные и сдерживающие санкции и штрафы за нарушения законодательства о ПОД/ФТ <1>. В результате были сильно увеличены санкции за нарушение предписаний о противодействии ПОД/ФТ, например, штрафы возросли в три раза - до 3 млн малайзийских ринггитов, увеличен и максимальный срок тюремного заключения для физических лиц. Хотя следует признать, что и до введения новых пределов уголовных санкций отмывание денег наказывалось весьма строго <2>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.praktis.com.my/Practical-Tools/Bar-Council-Circulars/Practice-Related-Matters/Anti-Money-Laundering-and-Anti-Terrorism-Financing/Coming-into-Force-of-Anti-Money-Laundering-and-Ant.

<2> Например, в Малайзии в июне 2014 г. бывший директор компании Asia Ceramic Marketing Sdn Bhd был приговорен к тюремному заключению в общей сложности сроком на 1942 года и штрафу в размере 494 тыс. долларов США по 481 пунктам обвинения в отмывании денег и незаконном изъятии вкладов в период с июня 2008 г. по октябрь 2009 г. Поскольку все приговоры в соответствии с решением суда будут отбываться одновременно, осужденный будет находиться в тюрьме примерно 10 лет. URL: http://www.fcpablog.com/blog/2014/6/18/malaysian-money-launderer-sentenced-to-1942-years.html (дата обращения: 16.06.2017).

 

В свете возросших штрафов специалисты в области ПОД/ФТ рекомендовали компаниям провести тщательную проверку их контрагентов, в том числе клиентов и поставщиков. Особое внимание уделяется происхождению, местоположению и размещению активов и бизнеса, а также их происхождению, поскольку по Закону 2001 г. при несоблюдении правил любое лицо (директор, контролер, должностное лицо, партнер или лица, связанные с управлением компанией) может быть привлечено к ответственности за преступление, совершенное юридическим лицом. Компании должны, следовательно, стремиться ввести в действие соответствующие программы контроля, применяемые к сотрудникам на всех уровнях <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://globalcompliancenews.com/malaysia-new-order-on-anti-money-laundering-20141125/ (дата обращения: 17.06.2017).

 

Дополнения также коснулись вопросов финансирования терроризма, в том числе и с использованием отмытых денег, в связи с этим все подотчетные организации обязаны впредь безотлагательно замораживать активы <1> любых лиц, подозреваемых в подобных действиях.

--------------------------------

<1> Финансовые активы, экономические преимущества и экономические ресурсы любого рода, депозиты финансовых учреждений, ценные бумаги, проценты, дивиденды и т.д., а также документы, подтверждающие интерес в денежных средствах или финансовых ресурсах, полученных от имущества или предприятия, находящегося прямо или косвенно в собственности либо под контролем указанного лица.

 

В своем современном виде Закон 2001 г., имеющий экстерриториальный характер, налагает на подотчетные учреждения обязанность незамедлительно сообщать компетентным органам о какой-либо операции, предположительно связанной с отмыванием.

К подотчетным организациям отнесены различные финансовые учреждения:

- лицензированный банк, лицензированный страховщик и инвестиционный банк (в соответствии с Законом о финансовых услугах 2013 г. <1>);

- лицензированный международный исламский банк, лицензированный международный такафул-оператор <2>, лицензированный исламский банк и лицензионный такафул-оператор (в соответствии с Законом об исламских финансовых услугах 2013 г. <3>);

- иные учреждения (действующие в соответствии с Законом о развитии финансовых институтов 2002 г. <4>);

- центральный депозитарий (в соответствии с Законом об индустрии ценных бумаг (центральные депозитарии) 1991 г. <5>) и др.

--------------------------------

<1> Financial Services Act 2013.

<2> Такафул (по-арабски, под чем подразумевается предоставление взаимных гарантий) - вид исламского страхования, соответствующий нормам шариата, основанный на принципе справедливого распределения доходов и убытков между оператором и участниками. В его основе лежит модель мударабы (мудараба - по-арабски), т.е. распределение финансовых затрат, рисков и ответственности.

<3> Islamic Financial Services Act 2013.

<4> Development Financial Institutions Act 2002.

<5> Securities Industry (Central Depositories) Act 1991.

 

Следует отметить, что начиная с 30 сентября 2004 г. адвокаты и солиситоры также отнесены к категории лиц, на которых возложена обязанность (аналогично финансовым учреждениям) сообщать компетентным органам о подозрительных сделках. Кроме того, магистратский суд на основании поданного заявления о расследовании преступления, связанного с отмыванием денег, наделен полномочием издания приказа, обязывающего адвоката раскрывать имеющуюся у него информацию в отношении любой операции, касающейся какого-либо имущества, подлежащего аресту в соответствии с законом. Распространяются такие правила и на аудиторов.

Помимо Закона 2001 г. обязанности подотчетных организаций определяют Правила о ПОД/ФТ (обязанность сообщений) 2007 г., которые предусматривают, что:

- подотчетное учреждение осуществляет меры по идентификации личности своих клиентов (due diligence measures), в том числе когда есть подозрение в отмывании денег или имеются сомнения относительно достоверности или адекватности информации о личности владельца счета, который он получил ранее;

- подотчетное учреждение обязано проверить с помощью надежных средств или из любого независимого источника документы, данные или информацию: о любом лице, которое якобы уполномочено действовать от имени владельца счета, и идентифицировать его личность; и о фактическом владельце, от имени которого открывается счет или проводится операция, а также личность этого человека.

Как известно, отмывание денег наносит огромный ущерб экономике любой страны, поскольку тормозит ее экономический рост, ослабляет отдельные банки и представляет угрозу для репутации всего финансового сектора государства. Учитывая это, противодействие отмыванию денег является одним из ключевых инструментов для поддержания работоспособности и стабильности финансового сектора, но реальное противодействие использованию банковской системы для отмывания денег может быть достигнуто лишь при активном участии органов банковского надзора.

Рассмотрим, каким образом малайзийская банковская система участвует в борьбе с отмыванием денег.

Весьма важную роль в формировании надлежащего режима противодействия отмыванию денег играют Банк Негара Малайзии (Bank Negara Malaysia - BNM), наделенный Законом 2001 г. статусом регулятора в этой области, и издаваемые им циркуляры и инструкции. Этим Банком была разработана система всеобъемлющего надзора за соответствием деятельности банка нормам в области противодействия отмыванию денег. В основе этой системы лежат пять основных элементов, предназначенных для оценки адекватности и эффективности правил, процедур, систем и механизмов контроля за противодействием отмыванию денег в финансовых учреждениях.

Вот эти основные элементы:

- Контроль, осуществляемый советом директоров и руководством учреждения, который включает в себя:

- рассмотрение и утверждение политики банка в области противодействия ПОД/ФТ;

- периодические проверки корпоративной программы противодействия ПОД/ФТ;

- оценка рисков, возникающих в связи с новыми продуктами и услугами.

- Правила и процедуры, направленные на:

- определение личности владельца счета, отслеживание операций, ведение учетной документации и т.д.;

- выявление сомнительных операций и отчет о них;

- назначение сотрудников по вопросам норм противодействия ПОД/ФТ и определение их функций и обязанностей;

- подготовку инструкции по ведению операций с точки зрения противодействия ПОД/ФТ, одобренных советом директоров.

- Кадровые ресурсы и подготовка, включающие в себя:

- регулярное непрерывное обучение всего персонала;

- информирование персонала о мерах противодействия ПОД/ФТ, предпринимаемых банком;

- регулярные проверки личных сведений о сотрудниках с целью подтверждения их благонадежности.

- Системы управления информацией, предусматривающие:

- своевременное распределение инициатив в области противодействия ПОД/ФТ между исполнителями;

- своевременное информирование сотрудников о смене инициатив в области противодействия ПОД/ФТ.

- Внутренний аудит, который предполагает:

- независимый аудит с целью оценки действий банка;

- проведение регулярных аудиторских проверок;

- своевременное исправление выявленных недостатков.

Исходя из названных принципов, Банк Негара Малайзии разработал Стандартные руководящие принципы по ПОД/ФТ (далее - Стандартные принципы), соблюдение которых обязательно для подотчетных организаций. Так, в соответствии с п. 5.1.2 Стандартных принципов каждое подотчетное учреждение должно проводить надлежащую проверку клиентов в случае:

- установления деловых отношений с любым клиентом;

- получения наличных денежных сумм или проведения разовой операции, которая превышает сумму, указанную Банком в соответствии с его руководящими принципами или в соответствующем циркуляре;

- возникновения каких-либо подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма;

- появления любых сомнений относительно достоверности или точности ранее полученных сведений.

Для надлежащей проверки клиентов подотчетное учреждение должно, по меньшей мере: идентифицировать и проверить клиента; идентифицировать и проверить бенефициарного владельца и контролировать такую операцию; получить информацию о цели и предполагаемом характере деловых отношений/операции; и обеспечить дальнейший контроль за обновлением и актуальностью такой информации (п. 5.1.3).

Кроме того, если речь идет о клиентах более высокого риска, подотчетные учреждения обязаны проводить расширенную проверку. Такая проверка предполагает получение более подробной информации от клиента, в частности о цели операции и источнике средств; а также получение одобрения со стороны руководства подотчетного учреждения до установления деловых отношений с клиентом. К клиентам повышенного риска относятся: состоятельные физические лица; клиенты-нерезиденты; клиенты из разных стран, известных своими высокими показателями преступности (например, в области производства наркотиков, торговли людьми, контрабанды); клиенты из стран или юрисдикций с неадекватным законодательством о ПОД/ФТ; политически значимые лица и т.д.

Стандартные принципы также предусматривает, что подотчетное учреждение не должно начинать деловые отношения или совершать любые операции либо в случае уже существующих деловых связей должно прекратить такие отношения, если клиент не соответствует предъявляемым требованиям, и подать отчет о подозрительной операции в подразделение финансовой разведки. Сведения о совершении операции сохраняются в течение шести лет и более.

Следует отметить, что принцип "знай своего клиента" в Малайзии сочетается с усиленными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам банков. Так, Ассоциацией торговых банков Малайзии была разработана программа борьбы с ПОД/ФТ, согласно которой они должны ввести программу соблюдения требований регулирующих органов в этой области, а также сотрудничать с подразделением финансовой разведки и соответствующими правоохранительными службами. Данная программа рекомендует банкам внедрить внутренние механизмы, направленные на борьбу и выявление фактов отмывания денег, проводить независимый аудит, чтобы обеспечить соблюдение требований регулирующих органов, а также осуществлять периодические проверки благонадежности, которые включают в себя изучение личной, трудовой и финансовой информации о сотрудниках учреждения <1>.

--------------------------------

<1> Здесь и далее: Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: Практ. руководство для банковских специалистов / Пьер-Лоран Шатен и др.; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2011.

 

Строгим стандартам соблюдения норм ПОД/ФТ должны соответствовать и сотрудники офшорного малайзийского финансового центра Лабуана. Управление офшорных финансовых услуг Лабуана (LOFSA), являющееся регулирующим органом территории Лабуан и органом банковского надзора Малайзии, уделяет особое внимание личным сведениям о сотрудниках по вопросам соблюдения норм, собирает информацию об их квалификации (включая предыдущее место работы), общем стаже работы в банках, объеме времени, проводимого ими на текущем месте работы, и посещении подготовительных курсов, а также об опыте борьбы с отмыванием денег и другими финансовыми злоупотреблениями.

По мнению LOFSA, внешний аудит имеет большое значение при анализе внутренних механизмов контроля банка и при установлении соответствия деятельности банка требованиям государственных органов в части борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма. Согласно инструкциям LOFSA, адресованным аудиторам внутренних проверок, они обязаны контролировать соблюдение банковскими учреждениями всех требований в сфере борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма.

Банк Негара Малайзии периодически проводит выездные проверки для оценки риска в подотчетных организациях. Вначале назначается несколько менеджеров для проведения документарной проверки и сбора всей необходимой информации о том или ином банке. Затем на основании проделанной работы они составляют инструкции по проведению выездной проверки с указанием областей повышенного риска, которым следует уделить особое внимание при проверке. Менеджеры получают данные из самых различных источников, в том числе от отделений Банка Негара Малайзии, внутренних и внешних аудиторов банка и т.д. После анализа всей информации создается матрица контроля риска, на которой отмечены зоны повышенного риска, которые не контролируются банком надлежащим образом и требуют тщательной проверки. Руководствуясь полученным профилем риска проверяемого банка, надзорные органы определяют диапазон выездной проверки и необходимый уровень квалификации проверяющих инспекторов. Помимо этого, назначается периодичность проверок (не реже чем каждые 12 - 18 месяцев).

После выездной или документарной проверки Банк Негара Малайзии подробно сообщает банкам свое мнение об их работе и дает рекомендации по устранению основных недостатков, связанных с противодействием ПОД/ФТ. Организуется несколько встреч с советом директоров банка, комитетом по аудиту и высшим руководством банка. После процесса консультаций банк внедряет корректирующие программы, которые строго контролируются Банком Негара. Банк должен ежеквартально отчитываться о своих успехах в борьбе с недостатками. Если информации, предоставляемой банком, недостаточно, запрашивается дополнительная информация и иногда по необходимости проводится последующая выездная проверка.

Важным элементом выездной проверки являются встречи с сотрудником банка, занимающимся вопросами соблюдения требований регулирующих органов в области противодействия ПОД/ФТ, поскольку это помогает инспекторам понять, каким образом вопросы соблюдения законодательных норм интегрированы в общую систему обеспечения соответствия требованиям регулирующих органов, которая действует в банке. Соответствие банковских операций нормам законодательства зависит от работы вышеназванного сотрудника, который стоит первым на линии защиты банка от преступлений, связанных с отмыванием денег.

Каждый банк должен назначить на должность сотрудника по вопросам соблюдения норм о противодействии отмыванию денег квалифицированного специалиста, кандидатуру которого одобрит совет директоров. Такой сотрудник отчитывается перед высшим руководством или советом директоров банка, работает независимо и действует на уровне руководства. В большинстве случаев эти сотрудники изучают и оценивают вопросы соблюдения норм и наличие проблем в рамках банка. Они координируют планирование и внедрение программ соответствия требованиям регулирующих органов, а также отвечают за разработку правил и процедур для применения и внедрения программ.

Сотрудники по вопросам соблюдения норм противодействия ПОД/ФТ должны быть компетентными в отношении существующих в этом отношении требований, а также соответствующих законов и постановлений, поскольку они несут ответственность за соблюдение банком законов и нормативных правовых актов, действующих в области противодействия ПОД/ФТ.

Кроме того, эти сотрудники должны продемонстрировать знание и понимание этических и моральных принципов, соответствующих задаче и ценностям отдельных банков. Они должны располагать необходимыми ресурсами для эффективной реализации программ противодействия ПОД/ФТ и управления ими, а также должны при необходимости получать доступ к идентификационным данным о клиентах, а также к другим сведениям о клиентах и сделках, быть достаточно осведомленными о соответствующих банковских операциях, услугах, клиентах и географических зонах деятельности банковского учреждения, разбираться в рисках ПОД/ФТ, связанных с деятельностью банка и географией его деятельности. Роль инспекторских групп заключается в проверке сотрудников по вопросам соответствия всем этим критериям.

 

§ 2. Некоторые реформы публичного управления в свете противодействия коррупции

 

Реформы гражданской службы. В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в середине второго десятилетия XXI в. в некоторых странах в очередной раз реформируют гражданскую службу либо вводят дополнительные требования к государственным служащим.

Так, в ноябре 2013 г. ответственность государственных служащих за нарушение присяги была введена в Туркменистане, причем законодатель придал ей окраску не дисциплинарного коррупционного проступка, а уголовного коррупционного преступления в публичной сфере, влекущего далеко не либеральное наказание. В частности, согласно ст. 181-1 Уголовного кодекса Туркменистана от 12 июня 1997 г. N 222-1 <1> измена официально принятой присяге <2> лицом, занимающим государственную должность, путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекшая существенное нарушение прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Измена государственного служащего присяге, причинившая тяжкие последствия, влечет лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

--------------------------------

<1> Параграф [Сайт]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31295286 (дата обращения: 16.06.2017).

<2> Обязанность принятия присяги при поступлении на государственную службу и вступлении в государственную должность регламентирована в ст. 37 Закон Туркменистана от 26 марта 2016 г. "О государственной службе" // Turkmenistan [Сайт]. URL: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=10712 (дата обращения: 16.06.2017).

 

По-видимому, изучение опыта по включению этого механизма в число мер противодействия коррупции актуально и для России, особенно в свете поручения Президента РФ о разработке предложений по введению процедуры принятия присяги государственными гражданскими служащими и дисциплинарной ответственности в случае установления фактов ее нарушения, утвержденного по итогам заседания Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, состоявшегося 26 января 2016 г. <1>.

--------------------------------

<1> Президент России [Сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/51361 (дата обращения: 27.12.2016).

 

В Грузии понятие коррупции, закрепленное в Законе N 982 от 17 октября 1997 г. "О несовместимости интересов и коррупции на публичной службе" и в новой редакции, вступившей в силу в 2017 г. <1>, во многом сохраняет свойства "каучуковой" формулировки. Вместе с тем названный грузинский Закон распространяет противодействие коррупции лишь на сферу публично-управленческих отношений. Так, согласно п. 1 ст. 3 Закона "коррупцией в публичной сфере" является использование публичным служащим должности или связанных с нею возможностей с целью извлечения запрещенного законом имущественного или иного блага, а также передача ему этого блага или его получение и содействие в узаконении.

--------------------------------

<1> С изменениями и дополнениями от 27 октября 2015 г. N 4358, введенными в действие с 1 января 2017 г. // Законодательный вестник Грузии [Сайт]. URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/33550 (дата обращения: 18.05.2017).

 

А в соответствии с п. "г" ст. 3 Закона Грузии "О публичной службе" <1> от 27 октября 2015 г. N 4346-I "публичными служащими" являются: 1) профессиональные публичные чиновники (публичные чиновники, чиновники), на неограниченный срок назначаемые государством, автономной республикой, муниципалитетом или юридическим лицом публичного права на предназначенные для чиновников штатные должности публичной службы, осуществляющие публично-правовые полномочия в качестве основной профессиональной деятельности и получающие за это соответствующее вознаграждение и гарантии социально-правовой защиты; 2) лица, работающие по административному договору, оказывающие содействие государственно-политическим должностным лицам в осуществлении их полномочий посредством отраслевых (секторных) советов, интеллектуально-технической помощи и/или выполнения организационно-менеджерских функций, не занимающие предусмотренные данным Законом должности, предусмотренные для чиновников и лиц, работающих по трудовому договору; 3) лица, работающие по трудовому договору, которым для обеспечения осуществления публичной службы предоставлены на основании трудового договора полномочия по выполнению вспомогательных или непостоянных задач публичного учреждения. Согласно п. "в" ст. 3 во взаимосвязи со ст. 4 Закона, "публичная служба" предполагает работу: 1) на государственной службе (за исключением деятельности государственно-политических должностных лиц и политических должностных лиц, судей, прокуроров и следователей прокуратуры); 2) в органах (учреждениях) муниципалитета; 3) в юридических лицах публичного права (кроме культурных, общеобразовательных, научных, исследовательских, спортивных и религиозных юридических лиц публичного права); 4) в Администрации Президента; 5) в аппаратах совещательных органов при Президенте, Премьер-министре и Правительстве; 6) в аппаратах Национального банка, Службы государственного аудита, Высшего совета юстиции, Народного защитника, бизнес-омбудсмена, Инспектора по защите персональных данных, Центральной избирательной комиссии, администрации государственного уполномоченного - губернатора.

--------------------------------

<1> Законодательный вестник Грузии [Сайт]. URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/3031098 (дата обращения: 18.05.2017).

 

В то же время, помимо родового определения публично-правовых проявлений коррупции, этот же Закон в п. 2 ст. 3 вводит термин "коррупционное правонарушение", подразумевающий содержащее признаки коррупции деяние, за которое законодательством установлена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность.

Еще один важный превентивный механизм "отслеживания" коррупционных доходов должностных лиц, внедренный в уголовное законодательство стран ближнего зарубежья, включает криминализацию недекларирования или ложного декларирования доходов. В частности, Закон Грузии от 17 октября 1997 г. N 982 "О несовместимости интересов и коррупции на публичной службе" <1> закрепляет условия уголовного преследования за непредставление декларации об имущественном положении должностного лица в порядке административной преюдиции. Как определяется в ст. 20 гл. V этого Закона, непредставление должностным лицом в Бюро публичной службы декларации об имущественном положении в установленные сроки <2> либо выявление в представленной декларации нарушений влечет штраф в размере 1 тыс. лари, уплата которого не освобождает лицо от обязанности представления декларации. О наложении штрафа начальник Бюро публичной службы в порядке простого административного производства <3> издает индивидуальный административно-правовой акт (распоряжение о наложении штрафа), и в течение 30 дней с момента ознакомления с этим актом должностное лицо должно уплатить полагающийся штраф. В двухнедельный срок со дня вступления в силу распоряжения о наложении штрафа (или в случае его обжалования - судебного акта) должностному лицу вменяется в обязанность представить декларацию об имущественном положении. Непредставление декларации в обозначенный срок влечет привлечение должностного лица к уголовной ответственности, основания которой определены в ст. 355 УК Грузии. В силу указанной уголовно-правовой нормы непредставление декларации об имущественном положении, совершенное после наложения административного взыскания за такое же деяние, а равно внесение в декларацию заведомо неполных или ложных данных наказывается штрафом или общественно полезным трудом на срок от 120 до 200 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет. Как и в случае с административным судопроизводством, привлечение лица к уголовной ответственности не исключает необходимости подачи декларации в двухнедельный срок со дня вступления в силу обвинительного приговора суда.

--------------------------------

<1> С изменениями и дополнениями от 27 октября 2015 г. N 4358, вводимыми в действие с 1 января 2017 г. // Законодательный вестник Грузии [Сайт]. URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/33550 (дата обращения: 18.05.2017).

<2> Согласно ст. 14 Закона от 17 октября 1997 г. N 982 "О несовместимости интересов и коррупции на публичной службе" должностное лицо обязано: в 2-месячный срок с момента назначения на должность представлять декларацию об имущественном положении; во время нахождения на должности ежегодно заполнять и представлять декларацию в течение 1 месяца, соответствующего месяцу заполнения предыдущей декларации; через 1 год после освобождения от должности (при отсутствии назначения на другую должность) заполнять и представлять декларацию в течение 1 месяца, соответствующего месяцу заполнения прежней декларации. Кандидат в члены Парламента обязан в упрощенной форме заполнить и представить декларацию об имущественном положении должностного лица в недельный срок после регистрации в качестве кандидата в члены Парламента. От обязательства по представлению декларации освобождаются лица, которым в системе того же публичного учреждения временно, на конкретный срок (но не более 2 месяцев), поручено исполнение функций должностного лица.

<3> О подготовке индивидуального административно-правового акта в порядке простого административного производства см.: гл. VI Общего административного кодекса Грузии от 25 июня 1999 г. N 2181 // Законодательный вестник Грузии [Сайт]. URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/16270 (дата обращения: 15.06.2017).

 

Реформа полиции. Обращают на себя внимание последовательные шаги по реформированию британской полиции в последние годы, в течение которых неоднократно на законодательном и подзаконном уровне издавались различные акты, направленные на улучшение деятельности полиции, усиление ее эффективности, повышение этических и профессиональных стандартов, усиление антикоррупционных требований к ее сотрудникам всех уровней и рангов <1>. Наиболее важные реформы в этой области были осуществлены в период 2010 - 2017 гг., включая переход на непосредственное избрание населением руководителей местной полиции, создание Национального агентства по борьбе с преступностью (аналога американского ФБР), Колледжа по вопросам полицейской деятельности (в целях повышения профессиональных стандартов), укрепление Инспекции корпуса констеблей Ее Величества, а также расширение полномочий и ресурсов Независимой комиссии по рассмотрению жалоб на полицию.

--------------------------------

<1> Закон об уголовной юстиции и полиции 2001 г. (Criminal Justice and Police Act); Закон о реформе полиции 2002 г. (Police Reform Act); Закон о полиции (Северная Ирландия) 2003 г. (Police (Northern Ireland) Act); Закон о серьезной и организованной преступности 2005 г. (Serious Organised Crime and Police Act); Закон о полиции и правосудии 2006 г. (Police and Justice Act); Закон о полиции, публичном порядке и уголовной юстиции (Шотландия) 2006 г. (Police, Public Order and Criminal Justice (Scotland) Act); Закон об уголовной юстиции и иммиграции 2008 г. (Criminal Justice and Immigration Act); Закон о полиции и преступности 2009 г. (Policing and Crime Act); Закон о реформе полиции и социальной ответственности 2011 г. (Police Reform and Social Responsibility Act); Закон о полиции (жалобы и поведение) 2012 г. (Police (Complaints and Conduct) Act); Закон о реформе полиции и пожарной охране (Шотландия) 2012 г. (Police and Fire Reform (Scotland) Act); Закон об антиобщественном поведении, преступности и полиции 2014 г. (Anti-social Behaviour, Crime and Policing Act); Закон о полицейской деятельности и преступности 2017 г. (Policing and Crime Act); Положение о полиции (поведение) 2012 г. (Police (Conduct) Regulations); Положение о полиции (исполнение полномочий) 2012 г. (Police (Performance) Regulations); Правила апелляционных полицейских трибуналов 2012 г. (Police Appeals Tribunals Rules); Положение об апелляционных трибуналах полиции (Северная Ирландия) 2016 г. (The Police Appeals Tribunals Regulations (Northern Ireland)); Положение о полицейской службе Шотландии (старшие должностные лица) (служебные обязанности) 2016 г. (The Police Service of Scotland (Senior Officers) (Performance) Regulations); Положение о полиции (эффективность и посещаемость) (Северная Ирландия) 2016 г. (The Police (Performance and Attendance) Regulations (Northern Ireland)); Положение о полиции (поведение) (Северная Ирландия) 2016 г. (Police (Conduct) Regulations (Northern Ireland)) // URL: http://www.legislation.gov.uk/.

 

Примечателен новый Закон о полицейской деятельности и преступности 2017 г. (который вступает в силу поэтапно), направленный на дальнейшее повышение эффективности и действенности полицейских сил, в том числе путем реформ системы рассмотрения жалоб на действия полиции и дисциплинарного производства. Он вводит новую систему так называемых сверхпретензий на действия полиции и предоставляет дополнительную защиту информаторам из числа сотрудников полиции, а также обеспечивает возможность проведения сквозных проверок полиции, в том числе третьими лицами, наделенными полицейскими функциями <1>.

--------------------------------

<1> В этой части Закон 2017 г. еще не вступил в силу.

 

Система, называемая "Супер-жалобы" (Police Super-Complaints), позволит благотворительным организациям и правозащитным группам поднимать вопросы от имени общественности о наблюдаемых системных негативных закономерностях или тенденциях в полицейской деятельности, способных подорвать ее легитимность. Подача супержалобы будет отличаться от обычной жалобы на конкретное нарушение - организации, наделенные правом обращения с супержалобой (практически этот вопрос будет решать министр внутренних дел), будут собирать доказательства и представлять детальный отчет в Инспекцию корпуса констеблей о причиненном вреде, подтвержденном доказательствами. Режим подачи таких жалоб будет действовать не только в отношении территориальных сил полиции Англии и Уэльса, но и применительно к Национальному агентству по борьбе с преступностью, военной полиции, гражданской полиции ядерной безопасности и британской транспортной полиции.

Следует отметить, что еще с 1 декабря 2013 г. полицейские силы в Англии и Уэльсе начали представлять в Колледж по вопросам полицейской деятельности подробную информацию о сотрудниках полиции, специальных констеблях и сотрудниках полиции из числа гражданского персонала, уволенных или добровольно вышедших в отставку (на пенсию) в связи с дисциплинарным производством о совершении грубого проступка. Данные сведения подлежали включению в специальный реестр лиц, непригодных для службы в полиции (Disapproved Register), публикуемый и регулярно обновляемый Колледжем. Закон 2017 г., который вносит изменения в дисциплинарное производство, предусматривает, что впредь эти правила о списках лиц, непригодных для работы в полиции, будут применяться и к бывшим сотрудникам полицейских сил, а также к специальным констеблям, если совершенные ими нарушения подрывают доверие общественности к полиции и необходимы в общественных интересах.

С изданием этого Закона официальные списки лиц из руководящего состава, уволенных их полиции за неблаговидные поступки, получили окончательное статутное закрепление. Вводится два списка - Список лиц, для которых работа в полиции невозможна, т.е. "Police barred list", и Рекомендуемый к приостановке полномочий список, т.е. "Police advisory list". Первый список включает имена лиц,




double arrow
Сейчас читают про: