Антикоррупционные меры в связи с конфликтом интересов

 

Международные стандарты и их отражение во внутригосударственном законодательстве. Важнейшим вектором борьбы с коррупцией в зарубежных государствах являются меры, направленные на предотвращение конфликта интересов лиц, осуществляющих деятельность в публично-правовой сфере. К таким лицам относятся прежде всего члены парламента, государственные служащие (лица, замещающие публичные должности), судьи и прокуроры. При исполнении своих публичных функций они должны быть независимы, беспристрастны, объективны. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность должностного лица может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, нанести ущерб интересам государства, общества либо отдельным гражданам. Поэтому контроль над конфликтом интересов является важным условием для эффективного функционирования институтов публичной власти и доверия с ним со стороны общества.

Оценки законодательства о предотвращении конфликта в данной области, проведенные GRECO в 2015 г. <1>, показывают, что во многих европейских государствах в настоящее время не существует специальных правил относительно регулирования вопросов, связанных с конфликтом интересов, с которыми могут столкнуться парламентарии, судьи и прокуроры (т.е. лица, принимающие ответственные государственные решения). В других государствах правовое регулирование в этой области является чрезвычайно сложным либо подвергается частым дополнениям или изменениям, что ведет к подрыву стабильности и ясности законодательного регулирования <2>. Обеспокоенный этой ситуацией президент GRECO Марин Мрчела призвал европейские государства создать четкие и стабильные правила о конфликте интересов для парламентариев, судей и прокуроров, указав на необходимость проявления сильной политической воли для устранения недостатков.

--------------------------------

<1> GRECO Group of States against Corruption 15th General Activity Report (2014) Adopted by GRECO 67 (23 - 27 March 2015). URL: https://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/documents/2015/Greco(2015)1_GAR2014_EN.pdf (дата обращения: 17.05.2017).

<2> Fighting corruption in Europe: regulating conflicts of interest of parliamentarians, judges and prosecutors must be a priority. URL: https://www.coe.int/en/web/greco/-/fighting-corruption-in-europe-regulating-conflicts-of-interest-of-parliamentarians-judges-and-prosecutors-must-be-a-priority [Strasbourg, 18/06/2015] (дата обращения: 15.01.2017).

 

Следует отметить, что к концу 2014 г. GRECO приняла 24 отчета об оценке по предупреждению коррупции, в том числе в отношении парламентариев, судей и прокуроров. В оценках, проведенных до настоящего времени GRECO, часто встречаются указания на отсутствие всеобъемлющего и единого кодекса поведения для парламентариев и в значительном числе стран отсутствие адекватных мер для решения вопроса о "восприимчивости" парламентариев к чрезмерному влиянию со стороны третьих лиц, в том числе лоббистов. Мрчела также указал на необходимость дальнейшего развития системы декларирования активов парламентариев, например, о более точных данных, включая информацию о супругах и членах семьи, а также об усилении прозрачности этих сведений и получении легкого доступа к ним широкой общественности. Однако меры, направленные на развитие и улучшение системы декларирования доходов и расходов, безусловно, не ограничиваются лишь парламентариями и государственными деятелями высшего звена, что подтверждают разнообразные законодательные акты о контроле над государственной администрацией и служащими различных уровней. Такой контроль является одним из элементов, способных удержать государственного служащего от соблазна нарушить закон в собственных интересах. Решение возникающих в связи с этим проблем требует, с одной стороны, предотвращения возникновения конфликта интересов, с другой стороны - создания механизмов выявления, пресечения и наказания за проступок в данной сфере. При этом на государственных служащих обычно возлагается обязанность внесения декларации об имеющем место конфликте интересов или об обстоятельствах, которые могут его вызвать. Контроль над правильностью представления сведений о конфликте интересов осуществляется специальными уполномоченными должностными лицами или органами (советами, комиссиями). Эти базовые положения законодательно закреплены в большинстве государств <1>.

--------------------------------

<1> Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах: Монография / А.Б. Зеленцов, В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко и др.; Отв. ред. В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2015. С. 242.

 

Анализ зарубежного законодательного регулирования последних лет в этой области позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода - в ряде стран законодатель идет по пути включения таких норм в законы о прозрачности деятельности государственной администрации (например, Испания, Италия, Литва, Словения, Франция и др.), в других - издает специальные законодательные акты, регламентирующие интересы членов парламента (Шотландия), государственных должностных лиц (Австралия, Чехия, Латвия). В Сербии, например, такая норма включена в Конституцию 2006 г. <1>, а в государствах - участниках СНГ - в специальные законы о противодействии коррупции.

--------------------------------

<1> Ustav Republike Srbije. URL: http://www.ustavni.sud.rs/page/view/sr-Latn-CS/70-100028/ustav-republike-srbije (дата обращения: 30.05.2017).

 

Как правило, такого рода законы содержат различные ограничения - о дополнительной занятости, занятии коммерческой деятельностью после прекращения службы, о внешних параллельных назначениях. Кроме того, обычно законодательство содержит правило о несовместимости, согласно которому должностное лицо при опасности возникновения конфликта интересов обязано устраниться от исполнения своих обязанностей. Контроль над надлежащим поведением, правильным декларированием доходов и осуществлением иных требований о предотвращении конфликта интересов в зарубежных странах возлагается на уполномоченные органы и должностных лиц <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Коррупция: природа, проявления, противодействие: Монография / Отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. М.: ИД "Юриспруденция", 2012. С. 581 - 600.

 

В России, согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона 2008 г. "О противодействии коррупции" в редакции от 3 апреля 2017 г. <1>, "под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)" <2>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/5d02242ebd04c398d2acf7c53dbc79659b85e8f3 (дата обращения: 25.07.2017).

<2> См. подробнее о проблематике конфликта интересов в России: Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: Науч.-практ. пособие / Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова и др.; Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2016.

 

Словения. Словенский Закон о целостности и противодействии коррупции 2010 г. <1>, действие которого распространяется как на публичный, так и на частный сектор, определяет меры и методы, направленные на укрепление неподкупности, прозрачности деятельности государственных органов в управлении государственными делами; контроль над активами и принятием подарков должностными лицами; предотвращение и устранение конфликта интересов, а также иные вопросы, связанные с противодействием коррупции.

--------------------------------

<1> Zakon o integriteti in preprecevanju korupcije - ZIntPK (Uradni list RS, st. 45/10 z dne 04.06.2010). URL: http://www.pisrs.si/Pis.web/pregledPredpisa?id=ZAKO5523 (дата обращения: 10.03.2017).

 

Целью Закона является поддержание целостности, неподкупности (Integritet), когда ожидаемыми от отдельных лиц и организаций действиями и обязанностями является предупреждение и ликвидация риска того, что орган, должность, полномочие или иная компетенция, предназначенная для принятия решений, используются вопреки закону, юридически допустимым целям или кодексам этики. Согласно ст. 12 Закона под конфликтом интересов понимаются обстоятельства, при которых частный интерес чиновников оказывает влияние на беспристрастное и объективное исполнение им своих должностных обязанностей или создает такое впечатление. "Частный интерес должностного лица" означает материальное или моральное преимущество, предназначенное для членов его семьи и иных физических или юридических лиц, с которыми у чиновника существуют личные, деловые или политические отношения.

Надзор за предотвращением и устранением конфликтов интересов возложен на Комиссию по предупреждению коррупции, являющуюся независимым правительственным органом. Эта комиссия может по своей собственной инициативе, на основании заявления юридических или физических лиц возбуждать дело по подозрению в нарушении правил о конфликте интересов или о получении подарков должностными лицами. Лицо, занимающее государственную должность, должно избегать конфликта интересов (ст. 37 Закона) и при возникновении такой опасности незамедлительно уведомлять в письменной форме своего вышестоящего руководителя либо, если конфликт интересов возник, - должен немедленно прекратить исполнение обязанностей. Вопрос о наличии и разрешении конфликта интересов рассматривается Комиссией по предупреждению коррупции.

Эта же комиссия рассматривает вопросы о получаемых государственными служащими подарках. В Словении допускается в особых случаях получение подарков, стоимость которых не превышает 75 евро, или подарков, общая стоимость которых в год не превышает 150 евро, если они получены от одного и того же человека, которые рассматриваются как "случайные дары низкой стоимости". Однако подарком низкой стоимости не могут считаться денежные средства, ценные бумаги или драгоценные металлы. Запрет на получение таких подарков распространяется не только на государственных служащих, но и на членов их семей, к которым относятся супруги, дети, усыновленные дети, родители, усыновители, братья, сестры и лица, проживающие в доме или во внебрачном сожительстве с чиновником. Протокольные или случайные подарки, превышающие стоимость 75 евро, становятся собственностью Республики Словения, местной общины или организации, в которой чиновник занимает должность.

Федеративная Республика Бразилия. Бразильский Закон N 12.813 от 16 мая 2013 г., посвященный предотвращению конфликта интересов лиц, замещающих должности в органах исполнительной власти <1>, в ст. 3 (пункт I) устанавливает, что конфликт интересов (правда, с оговоркой - "в целях данного Закона") означает "ситуацию, порожденную столкновением общественных и частных интересов, которая может поставить под угрозу коллективный интерес или повлиять ненадлежащим образом на несение государственной службы". Данный Закон распространяется на министров, на государственных служащих, на лиц, занимающих руководящие должности в государственных фондах, иных государственных организациях и предприятиях, на лиц, назначенных правительством на руководящие должности в предприятиях или обществах "смешанной экономики", т.е. с государственным участием в капитале, а также на лиц, работающих в институтах "косвенной администрации", т.е. организациях и учреждениях, не наделенных властными полномочиями, но осуществляющих те или иные государственные функции. При этом Закон распространяется в том числе и на лиц, работавших ранее на указанных выше должностях, в течение шести месяцев после прекращения их работы. Это связано с тем, что такие лица являются носителями "привилегированной информации", под которой в пункте II ст. 3 Закона понимаются сведения секретного характера, а также сведения, не распространяемые среди широкой публики и имеющие существенное значение для принятия решений федеральными органами исполнительной власти и должностными лицами, имеющие значение для экономики и финансов.

--------------------------------

<1> Lei n. 12.813 de 16 de maio de 2013 // Diario Oficial da Uniao. Secao 1. 17 de maio de 2013.

 

В Бразилии в изданном на основе цитировавшегося выше Закона N 12.813 Межминистерском распоряжении N 333 от 19 сентября 2013 г. (подписано министром планирования, бюджета и управления и шефом-министром Генерального контрольного органа Союза) предусмотрены два механизма предотвращения конфликта интересов: во-первых, консультация о потенциальном конфликте интересов в конкретной ситуации и, во-вторых, прошение о разрешении какой-либо конкретной деятельности в частном секторе.

Испания. Испанский Закон о прозрачности, доступе к публичной информации и надлежащем управлении 2013 г. <1>, как говорят его разработчики и сторонники, в первую очередь направлен на изменение менталитета в области государственного управления и на становление гражданского аудита. Он вступил в силу после того, как в Испании разгорелось сразу несколько крупных коррупционных скандалов, в которых были замешаны известные политики и члены королевской семьи (в частности, бывший президент Каталонии Жорди Пужоль и младшая дочь короля Хуана Карлоса инфанта Кристина со своим мужем Иньяки Урдангарином). До самого последнего времени Испания была единственной европейской страной с населением более одного миллиона человек, не имевшей подобного закона, и его отсутствие также способствовало расцвету коррупции среди политиков и чиновников. С его принятием все организации, получающие более 100 тыс. евро в год в виде субсидий из бюджета страны и имеющие более 40% своих доходов благодаря государственной поддержке (политические партии, профсоюзные организации, бизнес-структуры и частные компании), обязаны раскрывать ранее не публиковавшиеся данные - о договорах управления, соглашениях, зарплатах руководителей, управлении грантами и многое другое. Закон предусмотрел создание работающего в круглосуточном режиме специального интернет-портала (Portal de la Transparencia), с помощью которого любой гражданин страны может получить информацию о доходах и расходах политических партий, частных компаний, профсоюзов, получающих государственные субсидии, а также членов правительства, других высокопоставленных чиновников, судей и даже Королевского дома <2>.

--------------------------------

<1> 12887 Ley 19/2013, de 9 de diciembre, de transparencia, acceso a la informacion publica y buen gobierno. URL: http://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2013-12887&p=20131221&tn=2 (дата обращения: 12.12.2016).

<2> Противодействие коррупции: новые вызовы: Монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин [и др.]; Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2017. С. 352 - 353.

 

Следует отметить, что до принятия этого Закона правовые акты Испании не содержали какого-либо упоминания об общем запрете конфликта интересов, основные же правила по этому вопросу содержались в соответствующих регламентах о несовместимости занятия определенных должностей и общем запрете на осуществление деятельности в частном секторе <1>. Также не существовало каких-либо законодательных предписаний, устанавливающих запрет на участие членов испанского парламента - Генеральных Кортесов - в голосовании по вопросам, которые касаются их лично, прямо или косвенно. Не было и точных правил получения подарков в связи с осуществлением депутатского мандата. Что же касается возможности совмещения депутатом парламентской деятельности с другими занятиями, способными вызвать конфликт интересов, то в соответствии с правилами о несовместимости (Incompatibilidades) от парламентариев требуется соблюдение принципа "режима абсолютной преданности" (en regimen de dedicacion absoluta). Тем не менее в исключительных случаях они могут ограниченно участвовать в дополнительной деятельности, предусмотренной законом <2>. Дополнительная деятельность, не совместимая с депутатским мандатом, регулируется Конституцией Испании и Органическим законом об общем избирательном режиме 1985 г. <3>.

--------------------------------

<1> Fourth Evaluation Round. Corruption prevention in respect of members of parliament, judges and prosecutors. Evaluation Report Spain Adoption: 6 December 2013 Public Publication: 15 January 2014 Greco Eval IV Rep (2013) 5E. URL: https://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round4/Eval%20IV/Greco-Eval4(2013)5_Spain_EN.pdf (дата обращения: 10.02.2017).

<2> Несовместимая деятельность подразделяется на две основные категории: несовместимость административного характера и несовместимость строго экономического характера.

<3> Ley Organica 5/1985, de 19 de junio, del Regimen Electoral General. URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Admin/lo5-1985.html (дата обращения: 25.01.2017).

 

Закон 2013 г. (раздел II) устанавливает этические принципы и правила, которыми должны руководствоваться в своей работе члены правительства, высшие должностные лица, иные государственные служащие на местах, а также вводит режим санкций за их несоблюдение. К таким принципам Закон относит "осуществление своей деятельности с полной отдачей и при полном соблюдении правил, регулирующих несовместимость и конфликт интересов" (ст. 26 Закона), однако, как и прежде, дефиниции "конфликта интересов" в Законе не содержится.

Для достижения поставленной цели Закон устанавливает систему штрафов, предполагающую три зоны ответственности - за правонарушения, связанные с конфликтом интересов; правонарушения, совершенные в ходе экономического и бюджетного управления и в дисциплинарной области. Неоднократное совершение правонарушений ведет к наложению санкций, таких как увольнение от занимаемой публичной должности, обязательство по возврату излишне полученных сумм и обязанность возмещать расходы казначейства и пр. Ранее такие же санкции были введены Законом от 10 апреля 2006 г. о конфликтах интересов членов правительства и высших должностных лиц центрального правительства <1>, которым были введены "режим несовместимости" и санкции за его нарушение. Кроме того, к лицам, совершившим серьезные нарушения на государственной службе, может быть применен запрет занимать отдельные государственные должности на срок от 5 до 10 лет.

--------------------------------

<1> Ley 5/2006, de 10 de abril, de regulacion de los conflictos de intereses de los miembros del Gobierno y de los Altos Cargos de la Administracion General del Estado. URL: http://www.boe.es/boe/dias/2006/04/11/pdfs/A13954-13961.pdf (дата обращения: 08.04.2017).

 

Контроль над точным соблюдением данного Закона возложен на вновь учрежденный орган - Совет по прозрачности и надлежащему управлению (Consejo de Transparencia y Buen Gobierno), который в качестве независимого органа наделен полномочиями по внедрению культуры прозрачности в деятельность публичной администрации; по исполнению требований об активном раскрытии информации и является гарантом права на доступ к публичной информации и соблюдения положений об эффективном управлении.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Иной подход в Соединенном Королевстве, где до недавнего времени не имелось отдельного законодательного акта о конфликте интересов в публичной сфере, вопросы же регистрации и декларации интересов членов парламента, а также связанные с преодолением конфликта интересов регулировались Кодексом поведения членов соответствующей палаты парламента. Следует отметить, что в последние годы было издано несколько законов, которые должны сыграть определенную роль в контроле над конфликтом интересов, - это Закон о реформе Палаты лордов 2014 г. <1>, Закон о Палате лордов (исключение и приостановка деятельности членов Палаты) от 3 марта 2015 г. <2>, а также шотландское законодательство о финансовых интересах членов Шотландского парламента <3>.

--------------------------------

<1> House of Lords Reform Act 2014.

<2> House of Lords (Expulsion and Suspension) Act 2015.

<3> Interests of Members of the Scottish Parliament Act 2006, Interests of Members of the Scottish Parliament (Amendment) Act 2016.

 

Австралийский Союз. Федеральный австралийский закон о государственной службе 2008 г. <1> (ст. 102, 185 и 186) также требует от руководителей высшего звена и иных сотрудников государственной службы объявлять о наличии конфликта интересов, который может повлиять на их беспристрастное исполнение должностных обязанностей.

--------------------------------

<1> The Public Service Act 2008. URL: http://www.ethics.qld.gov.au/integrity-in-the-sector/conflicts-of-interest.aspx.

 

Республика Корея. По мнению Комиссии по борьбе с коррупцией и гражданским правам Республики Корея (в самой Республике Корея название этой комиссии на английский язык официально переводится как Anti-Corruption and Civil Rights Commission), весьма важную роль в борьбе с конфликтом интересов корейских государственных служащих и восстановлении доверия общества к государственным институтам надлежит сыграть Закону о ненадлежащем вознаграждении и подношениях 2015 г. <1>, который должен восполнить пробел в законодательном регулировании и охватить те незаконные действия, связанные с мелкими подарками и услугами на основе семейных связей и регионального влияния, которые не подпадают в качестве взяток под действие уголовного закона. Новый Закон распространяется не только на сотрудников различного уровня в государственных органах <2> и их супругов, но также на сотрудников государственных и частных школ (от начальных до высших) и средств массовой информации, подпадающих под действие Закона о судебном рассмотрении дел о причинении вреда сообщениями, опубликованными в печати 2011 г. <3>.

--------------------------------

<1> The Improper Solicitation and Graft Act 2015 No. 13278, Mar. 27. URL: http://www.acrc.go.kr/eng/data/5.%20Improper%20Solicitation%20and%20Graft%20Act.pdf (дата обращения: 03.06.2017).

<2> Национальное Собрание, Конституционный суд, суды, избирательные комиссии, Совет по аудиту и инспекциям, Национальная комиссия по правам человека, центральные административные органы (в том числе организации, подведомственные президенту и премьер-министру), а также органы местного самоуправления.

<3> Act on Press Arbitration and Remedies, etc. for Damage Caused by Press Reports No. 10587, Apr. 14, 2011. URL: http://elaw.klri.re.kr/kor_service/lawView.do?lang=ENG&hseq=24492 (дата обращения: 03.06.2017).

 

Закон (ст. 2) запрещает торговлю влиянием и иные незаконные действия названных лиц, принимающих (соглашающихся принять) "финансовую или иную выгоду", под которой понимается "любой финансовый интерес, такой как деньги, ценные бумаги, недвижимость, товары, ваучеры на услуги, входные билеты, купоны на скидку, пригласительные билеты, билеты на развлекательные мероприятия и права на пользование недвижимостью и т.д.; предложение о развлечениях с едой и питьем, алкогольными напитками и игрой в гольф либо с предоставлением удобств, таких как транспорт и проживание; а также иные материальные и нематериальные финансовые преимущества, такие как отмена долгов, предложение возможности трудоустройства и предоставление прав и интересов". Кроме того, Законом введено ограничение на получение гонораров (выше установленного тарифа) за лекции или иную соответствующую деятельность, не предусмотренную служебными обязанностями соответствующих лиц. На Комиссию по борьбе с коррупцией и гражданским правам также возложена обязанность дальнейшего совершенствования системы запрета ненадлежащего вознаграждения и разработки критериев классификации и определения такого вознаграждения, неприемлемых финансовых и иных преимуществ, стандартов профилактических мер и т.п. Помимо этого, Закон содержит положения о защите лиц, сообщающих о фактах коррупции, вводит уголовные санкции за его нарушение <1>.

--------------------------------

<1> Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: Научно-практическое пособие / В.Ю. Артемов, Н.А. Голованова, С.П. Кубанцев и др.; Отв. ред. А.М. Цирин, Е.И. Спектор. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016. С. 37, 54.

 

Республика Казахстан. Антикоррупционное законодательство государств - участников СНГ также относит предотвращение и разрешение конфликта интересов к механизмам противодействия коррупции. К примеру, согласно ст. 15 и 16 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 г. N 410-V ЗРК "О противодействии коррупции" <1> лица, занимающие ответственную государственную должность, уполномоченные на выполнение государственных функций, и приравненные к ним лица, а также субъекты предпринимательства при осуществлении своей деятельности должны принимать меры по минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем предотвращения и разрешения конфликта интересов.

--------------------------------

<1> Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Сайт]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000410.

 

Туркменистан. Сходное указание на обязанность государственных служащих принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов содержится в ст. 16 Закона Туркменистана от 1 марта 2014 г. "О противодействии коррупции" <1>.

--------------------------------

<1> Turkmenistan [Сайт]. URL: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=6030.

 

Республика Беларусь. Более подробная регламентация порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица приводится в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. N 305-З "О борьбе с коррупцией". Так, в силу ст. 21 Закона государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, а также правомочно в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Однако руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе). О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя государственного органа, иной организации, который в свою очередь обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию. Непредставление государственным должностным лицом уведомления об известном ему конфликте интересов или возможности возникновения такового является основанием для отказа в назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения). Однако перечисленные выше предписания Закона от 15 июля 2015 г. N 305-З "О борьбе с коррупцией" не распространяются на участников уголовного, административного процесса, конституционного, гражданского судопроизводства, судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела.

В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов руководитель государственного органа, иной организации вправе: а) дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; б) отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов; в) перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном актами законодательства, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность; г) поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в том числе временно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения; е) принять иные меры, предусмотренные актами законодательства.

Регистрация интересов. В зарубежных странах на государственных служащих также обычно возлагается обязанность внесения декларации об имеющем место конфликте интересов или об обстоятельствах, которые могут его вызвать. Контроль над правильностью представления сведений о конфликте интересов осуществляется специальными уполномоченными должностными лицами или органами (советами, комиссиями). В ряде иностранных государств интересы соответствующих должностных лиц регистрируются в короткие сроки после занятия должности или, если тот или иной интерес появился в период нахождения в должности, после возникновения каждого из интересов с тем, чтобы избежать конфликта в будущем. С этой целью ведутся реестры в том органе, в котором лицо занимает должность. Например, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии согласно правилам, содержащимся в Кодексе поведения членов Палаты общин <1>, парламентарии обязаны сообщать Палате о своем имущественном положении и финансовых интересах. В течение месяца после избрания они обязаны представить соответствующую декларацию по установленной форме (Registration and Declaration of Interests) <2>. Эти сведения вносятся в Реестр, который подлежит опубликованию для сведения общественности. В период действия мандата член Палаты должен сообщать обо всех изменениях своего финансового положения в течение четырех недель. За соблюдением установленных правил следят парламентский Комитет по стандартам и привилегиям, созданная в 2009 г. независимая Служба по парламентским стандартам и Уполномоченный по стандартам публичной жизни.

--------------------------------

<1> The Code of Conduct for Members of Parliament. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm/code.pdf (дата обращения: 21.05.2017).

<2> Resolutions of the House of 22 May 1974, 12 June 1975 as amended on 19 July 1995, 12 June 1975, 17 December 1985, 6 November 1995 as amended on 14 May 2002, and 13 July 1992. URL: http://nmil.org.uk/Library/Mpscodesofconduct.pdf (дата обращения: 21.05.2017).

 

В некоторых странах издаются акты, довольно подробно регламентирующие различные аспекты регистрации интересов. Примером служат Руководящие принципы регистрации интересов членов Законодательного совета Гонконга <1>.

--------------------------------

<1> См.: Legislative Council of the Hong Kong Administrative Region. Guidelines on Registration of Interests. Hong Kong: Legislative Council, 2006.

 

В Бразилии, согласно упомянутому выше Закону, лица, указанные в нем, обязаны направлять ежегодно в Комиссию по общественной этике (Comissao da Etica Publica) или Генеральный контрольный орган Союза (Controladoria-Geral da Uniao) декларации с информацией о семейном положении, об участии в капитале коммерческих юридических лиц, о своей экономической и профессиональной деятельности с указанием вероятности возникновения конфликта интересов. Кроме того, они должны письменно уведомлять указанные органы о своей деятельности в частном секторе, о предложениях работы, если они собираются такое предложение принять, о контрактах или каком-либо взаимодействии с организациями частного сектора, несмотря на то что такие контракты или взаимодействие законодательно не запрещены.

 




double arrow
Сейчас читают про: