§ 2. Основные направления развития современного уголовного законодательства в борьбе с коррупцией 6 страница

Стандартные принципы также предусматривает, что подотчетное учреждение не должно начинать деловые отношения или совершать любые операции либо в случае уже существующих деловых связей должно прекратить такие отношения, если клиент не соответствует предъявляемым требованиям, и подать отчет о подозрительной операции в подразделение финансовой разведки. Сведения о совершении операции сохраняются в течение шести лет и более.

Следует отметить, что принцип "знай своего клиента" в Малайзии сочетается с усиленными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам банков. Так, Ассоциацией торговых банков Малайзии была разработана программа борьбы с ПОД/ФТ, согласно которой они должны ввести программу соблюдения требований регулирующих органов в этой области, а также сотрудничать с подразделением финансовой разведки и соответствующими правоохранительными службами. Данная программа рекомендует банкам внедрить внутренние механизмы, направленные на борьбу и выявление фактов отмывания денег, проводить независимый аудит, чтобы обеспечить соблюдение требований регулирующих органов, а также осуществлять периодические проверки благонадежности, которые включают в себя изучение личной, трудовой и финансовой информации о сотрудниках учреждения <1>.

--------------------------------

<1> Здесь и далее: Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: Практ. руководство для банковских специалистов / Пьер-Лоран Шатен и др.; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2011.

 

Строгим стандартам соблюдения норм ПОД/ФТ должны соответствовать и сотрудники офшорного малайзийского финансового центра Лабуана. Управление офшорных финансовых услуг Лабуана (LOFSA), являющееся регулирующим органом территории Лабуан и органом банковского надзора Малайзии, уделяет особое внимание личным сведениям о сотрудниках по вопросам соблюдения норм, собирает информацию об их квалификации (включая предыдущее место работы), общем стаже работы в банках, объеме времени, проводимого ими на текущем месте работы, и посещении подготовительных курсов, а также об опыте борьбы с отмыванием денег и другими финансовыми злоупотреблениями.

По мнению LOFSA, внешний аудит имеет большое значение при анализе внутренних механизмов контроля банка и при установлении соответствия деятельности банка требованиям государственных органов в части борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма. Согласно инструкциям LOFSA, адресованным аудиторам внутренних проверок, они обязаны контролировать соблюдение банковскими учреждениями всех требований в сфере борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма.

Банк Негара Малайзии периодически проводит выездные проверки для оценки риска в подотчетных организациях. Вначале назначается несколько менеджеров для проведения документарной проверки и сбора всей необходимой информации о том или ином банке. Затем на основании проделанной работы они составляют инструкции по проведению выездной проверки с указанием областей повышенного риска, которым следует уделить особое внимание при проверке. Менеджеры получают данные из самых различных источников, в том числе от отделений Банка Негара Малайзии, внутренних и внешних аудиторов банка и т.д. После анализа всей информации создается матрица контроля риска, на которой отмечены зоны повышенного риска, которые не контролируются банком надлежащим образом и требуют тщательной проверки. Руководствуясь полученным профилем риска проверяемого банка, надзорные органы определяют диапазон выездной проверки и необходимый уровень квалификации проверяющих инспекторов. Помимо этого, назначается периодичность проверок (не реже чем каждые 12 - 18 месяцев).

После выездной или документарной проверки Банк Негара Малайзии подробно сообщает банкам свое мнение об их работе и дает рекомендации по устранению основных недостатков, связанных с противодействием ПОД/ФТ. Организуется несколько встреч с советом директоров банка, комитетом по аудиту и высшим руководством банка. После процесса консультаций банк внедряет корректирующие программы, которые строго контролируются Банком Негара. Банк должен ежеквартально отчитываться о своих успехах в борьбе с недостатками. Если информации, предоставляемой банком, недостаточно, запрашивается дополнительная информация и иногда по необходимости проводится последующая выездная проверка.

Важным элементом выездной проверки являются встречи с сотрудником банка, занимающимся вопросами соблюдения требований регулирующих органов в области противодействия ПОД/ФТ, поскольку это помогает инспекторам понять, каким образом вопросы соблюдения законодательных норм интегрированы в общую систему обеспечения соответствия требованиям регулирующих органов, которая действует в банке. Соответствие банковских операций нормам законодательства зависит от работы вышеназванного сотрудника, который стоит первым на линии защиты банка от преступлений, связанных с отмыванием денег.

Каждый банк должен назначить на должность сотрудника по вопросам соблюдения норм о противодействии отмыванию денег квалифицированного специалиста, кандидатуру которого одобрит совет директоров. Такой сотрудник отчитывается перед высшим руководством или советом директоров банка, работает независимо и действует на уровне руководства. В большинстве случаев эти сотрудники изучают и оценивают вопросы соблюдения норм и наличие проблем в рамках банка. Они координируют планирование и внедрение программ соответствия требованиям регулирующих органов, а также отвечают за разработку правил и процедур для применения и внедрения программ.

Сотрудники по вопросам соблюдения норм противодействия ПОД/ФТ должны быть компетентными в отношении существующих в этом отношении требований, а также соответствующих законов и постановлений, поскольку они несут ответственность за соблюдение банком законов и нормативных правовых актов, действующих в области противодействия ПОД/ФТ.

Кроме того, эти сотрудники должны продемонстрировать знание и понимание этических и моральных принципов, соответствующих задаче и ценностям отдельных банков. Они должны располагать необходимыми ресурсами для эффективной реализации программ противодействия ПОД/ФТ и управления ими, а также должны при необходимости получать доступ к идентификационным данным о клиентах, а также к другим сведениям о клиентах и сделках, быть достаточно осведомленными о соответствующих банковских операциях, услугах, клиентах и географических зонах деятельности банковского учреждения, разбираться в рисках ПОД/ФТ, связанных с деятельностью банка и географией его деятельности. Роль инспекторских групп заключается в проверке сотрудников по вопросам соответствия всем этим критериям.

 




double arrow
Сейчас читают про: