§ 2. Основные направления развития современного уголовного законодательства в борьбе с коррупцией 5 страница

--------------------------------

<1> Directive 2005/60/EC (OJ No L 309, 25.11.2005, p. 15) of the European Parliament and of the Council. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32006L0070 (дата обращения: 21.06.2017).

<2> Serious Crime Act 2007, Counter-Terrorism Act 2008, Serious Crime Act 2015.

<3> Приложение 7 (Terrorist financing and money laundering) к Закону о противодействии терроризму 2008 г. (Counter-Terrorism Act) позволяет Казначейству давать указания фирмам, действующим в финансовом секторе, когда существует высокий риск легализации денег. Эти требования распространяются на деятельность фирм на территории Великобритании и на их филиалы за рубежом. URL: http://www.soca.gov.uk/about-soca/the-uk-financial-intelligence-unit/471 (дата обращения: 21.06.2017).

 

Правила 2007 г. предусматривают различные шаги, которые должны быть предприняты участниками сектора финансовых услуг и другими лицами для обнаружения и предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма. Следует отметить, что данные Правила имеют важное значение не только в силу того, что они определяют круг лиц, обязанных выявлять незаконные транзакции, но и ввиду установления этим актом гражданской и уголовной ответственности за несоблюдение установленных предписаний. Правила построены на принципе риск-ориентированного подхода и распространяются на лиц, занимающихся в Соединенном Королевстве определенной предпринимательской деятельностью. В Правилах они названы "соответствующими лицами" (relevant person) - это кредитные организации; финансовые учреждения; аудиторы, специалисты по вопросам несостоятельности, внешние бухгалтеры и налоговые консультанты; независимые специалисты по юридическим вопросам <1>; поставщики трастовых и корпоративных услуг; агенты по операциям с недвижимостью; дилеры, торгующие высокоценными товарами <2> (стоимостью более 15 тыс. евро); казино (ст. 3).

--------------------------------

<1> Независимый профессиональный юрист "означает фирму или индивидуально практикующего юриста, которые в качестве бизнеса предоставляют юридические или нотариальные услуги другим лицам в сфере: финансовых операций или операций с недвижимостью; при покупке и продаже недвижимости или хозяйствующих субъектов; управлении денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом; открытии или ведении банковских и сберегательных счетов или счетов по ценным бумагам; создании, эксплуатации или управлении трастами, компаниями или аналогичными структурами".

<2> К ним относятся, например, торговцы дорогими автомобилями и яхтами, предметами антиквариата и изобразительного искусства, ювелиры, строители, аукционисты и брокеры, хотя они не являются владельцами продаваемых товаров, также относятся к данной категории, если получают высокие денежные выплаты.

 

Согласно Правилам соответствующее лицо обязано исходить из принципа "знай своего клиента" и применять меры должной осмотрительности (due diligence measures <1>) во всех случаях - при установлении постоянных деловых отношений, при осуществлении разовой транзакции, в случае наличия подозрения в отмывании денег; при появлении сомнений в достоверности или адекватности документов, данных или информации, полученных ранее для целей идентификации или проверки. Причем данные о личности клиента (и бенефициарного владельца) должны быть получены по возможности до начала деловых отношений или проведения разовой транзакции.

--------------------------------

<1> Процедура идентификации и комплексной проверки клиента.

 

Особые правила предусмотрены в отношении казино. Так, казино должно установить и проверить личность всех клиентов, которым оно предоставляет свои услуги, до входа в любое такое помещение, или же когда речь идет о дистанционных играх - до предоставления доступа к ним при покупке или обмене фишек казино на сумму 2 000 евро или больше; при оплате казино 2 000 евро или более за пользование игровыми автоматами; или же при оплате такой суммы в связи с использованием оборудования для дистанционной игры.

Правила предусматривают, что соответствующее лицо должно проводить постоянный мониторинг деловых отношений, который означает: 1) проведение тщательного анализа транзакций, совершенных в рамках отношений (в том числе в случае необходимости установление источника средств клиента, оценки деловой деятельности и характера возможных рисков), и 2) хранение документов, данных или информации о клиентах, полученных в целях осуществления due diligence до настоящего времени.

Если соответствующее лицо не в состоянии применить к любому клиенту меры осмотрительности, оно не вправе осуществлять транзакции с банковским счетом клиента, устанавливать деловые отношения или проводить разовые транзакции с клиентом; должно прекратить любые существующие бизнес-отношения с клиентом, а также рассмотреть вопрос о сообщении информации в порядке, предусмотренном ч. 7 Закона о доходах от преступной деятельности 2002 г. или ч. 3 Закона о борьбе с терроризмом 2000 г.

Правила 2007 г. запрещают кредитным организациям устанавливать или осуществлять корреспондентские отношения с банком-оболочкой (shell bank), а также банком, о котором известно, что он допускает использование банка-оболочки. Кредитным или финансовым учреждениям, ведущим бизнес в Соединенном Королевстве, запрещено открывать анонимные счета или анонимную сберегательную книжку на имя любого нового или уже существующего клиента.

С 15 декабря 2007 г. все кредитные и финансовые организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью в Великобритании, начали вести проверку клиентов и провели мониторинг всех существующих на этот момент анонимных счетов и книжек.

Как отмечается в Правилах, в целях предотвращения деятельности, связанной с отмыванием денег, соответствующее лицо должно установить и поддерживать надлежащую политику и процедуры, касающиеся мер, связанных с личностью клиентов и постоянным мониторингом; отчетностью; учетом; внутренним контролем; оценкой рисков и управлением рисками; мониторингом соблюдения установленных процедур.

Особое внимание должно быть направлено:

- на идентификацию и контроль над сложными или необычно крупными транзакциями; операции с необычной динамикой, не имеющие явной экономической или видимой законной цели; и любую другую деятельность, которая, по мнению соответствующего лица, вероятно, по своей природе связана с отмыванием денег;

- принятие в случае необходимости дополнительных мер в целях предотвращения использования продуктов и операций, которые повышают степень анонимности, для отмывания денег;

- определение, является ли клиент политически значимым лицом, и др.

Итальянская Республика. Аналогичные предписания, изданные на основании Директивы ЕС 2005/60, действуют и в других европейских странах. Например, Италия имеет более чем двадцатипятилетний законодательный опыт борьбы с отмыванием денег, хотя и не является ни крупным региональным, ни офшорным финансовым центром. В первую очередь отмывание средств в Италии вызвано распространенностью организованных преступных групп мафиозного типа и притоком из-за рубежа преступных организаций, связанных с наркоторговлей.

Отмывание денег происходит как в регулируемом банковском секторе, так (что бывает значительно чаще) и в небанковской кредитно-финансовой системе - в казино, при денежных переводах и на рынке золота. Лица, отмывающие деньги, используют преимущественно небанковские финансовые учреждения для незаконного вывоза валюты (в первую очередь в долларах США и евро) и последующего отмывания в офшорных компаниях. Поэтому в Италии установлены достаточно жесткие правила контроля над валютными депозитами в банках - начиная с 1990 г. Италия постоянно ведет мониторинг по обнаружению и пресечению попыток легализации преступных денег. Система мониторинга предусматривает, что перевод любой суммы за рубеж сопровождается одновременным декларированием дохода.

Итальянские банки и другие финансовые учреждения обязаны вести учет, необходимый для восстановления крупных сделок, в том числе хранить информацию о месте происхождения переводов денежных средств и связанных с ними сообщений, отправленных в Италию или из Италии. Информация о личности человека, его социальном положении, адресе валютного счета, получателе денежных средств, дате совершения операции, количестве денег до и после совершения операции также представляется в органы финансового контроля. Срок хранения такой информации в банках составляет от 5 до 10 лет.

Все действующие на территории Италии банки должны передавать данные об учетной записи в центральный архив, контролируемый Банком Италии. Изначально этот архив был создан для учета и целей финансового надзора, но оказался полезным и для отслеживания отмытых денег.

Банки должны идентифицировать своих клиентов и сообщать финансовой разведке Италии и Итальянскому управлению по обмену данными с зарубежными странами (по-английски официально именуется Italian Foreign Exchange Office) относительно любых операций с наличностью, если сумма превышает 15 тыс. евро. На банках также лежит обязанность сообщать обо всех подозрительных денежных операциях и другой деятельности, связанной с платежами по международным сделкам. Итальянское законодательство разрешает использование наличных денег или оборотных инструментов на предъявителя для перевода денег на сумму свыше 15 тыс. евро только через уполномоченных посредников или брокеров.

Важным шагом для Италии стало издание Законодательного декрета N 231 от 21 ноября 2007 г. о реализации Директивы 2005/60/ЕС по предотвращению использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма, а также Директивы 2006/70/EC <1>. Этот законодательный акт, в настоящее время являющийся основным документом в сфере борьбы с отмыванием денег в Италии, делает главный акцент на "проникновении в суть клиента", т.е. на процедуре, предназначенной для его оценки как незаменимом факторе для эффективной борьбы с отмыванием денег и активами незаконного происхождения. Закон подразделяет уполномоченных лиц, на которых возлагаются обязанности по работе с клиентами, на следующие категории:

- финансовые посредники и другие лица, работающие с финансовыми активами, в том числе: банки; почта Италии; лица, занимающиеся страхованием; биржевые маклеры; сборщики налогов; итальянские филиалы иностранных банков; депозитные и кредитные фонды; трастовые компании; страховые брокеры; кредитные брокеры;

- специалисты, в том числе: бухгалтеры; бизнес-консультанты; консультанты по трудоустройству; другие лица, участвующие в профессиональной деятельности в области бухгалтерского учета и налогов; нотариусы; адвокаты; аудиторы;

- иные лица, в том числе: коллекторы, взыскивающие долги; лица, занимающиеся хранением и транспортировкой наличных денежных средств и ценных бумаг или ценностей; управляющие казино; провайдеры, предлагающие через Интернет и иные компьютерные или телекоммуникационные сети игры, пари или денежные выигрыши; риелторские агентства.

--------------------------------

<1> Decreto Legislativo 21 novembre 2007, n. 231 Attuazione della Direttiva 2005/60/CE concernente la prevenzione dell'utilizzo del sistema finanziario a scopo di riciclaggio dei proventi di attivita' criminose e di finanziamento del terrorismo nonche' della direttiva 2006/70/CE che ne reca misure di esecuzione. GU n.290 del 14-12-2007 - Suppl. Ordinario n. 268. URL: http://www.camera.it/parlam/leggi/deleghe/07231dl.htm (дата обращения: 18.01.2017).

 

Основные обязанности, возложенные на уполномоченных лиц, заключаются в следующем:

- обязанности по надлежащей проверке клиентов;

- требования к регистрации и сохранению данных о клиентах и проведенных операциях и сделках;

- требования к отчетности;

- соблюдение положений, ограничивающих использование денежных средств и ценных бумаг на предъявителя.

Этим актом установлена определенная градация обязательств сотрудничества, направленных на надлежащую проверку клиентов в отношении различных факторов риска. В частности, законодательный декрет предусматривает, что посредники обязаны исполнить обязанность по надлежащей проверке клиентов, когда:

a) с клиентом установлены непрерывные отношения;

b) осуществляются разовые операции по переводу или обработке платежных средств в сумме 15 тыс. евро и более независимо от того, проводится ли эта сумма целиком или несколькими платежами;

c) существует подозрение в отмывании денег;

d) имеются сомнения в достоверности или точности ранее полученных данных для идентификации клиента.

Таким образом, сотрудничество может быть подразделено на два типа:

- пассивное сотрудничество, направленное на обеспечение полного понимания клиентов и сохранение документов, относящихся к операциям;

- активное сотрудничество, связанное с идентификацией клиентов и подозрениями в отмывании денег.

Надлежащая проверка клиентов считается наиболее важной профилактической мерой, направленной на борьбу с отмыванием денег. Это - идентификация клиента и проверка полученных данных; идентификация и проверка бенефициарного собственника, когда клиент является юридическим лицом или выполняет операцию от имени других лиц. Другие требования касаются сбора информации о цели и характере отношений, установленных клиентом, и непрерывного контроля во время самих отношений.

Не менее важным является направление отчетов, которые подготавливаются по единым техническим стандартам, в компьютерный архив, как и сообщение компетентным органам о наличии разумных оснований подозревать, что речь идет об отмывании денег.

Размер названной суммы меняется в зависимости от категории уполномоченного лица, например, казино обязано проверить клиента, когда речь идет о сумме 2 тыс. евро и более, а оператор, предоставляющий услуги в сфере электронных игр, - при сумме от 1 тыс. евро.

В Италии Законодательным декретом N 231/2007 также были внесены изменения в Законодательный декрет N 231/2001 об административной ответственности юридических лиц, компаний и ассоциаций <1>, которым была введена квазиуголовная ответственность компаний в случае мошеннического поведения со стороны их сотрудников, а также за иные виды преступлений. Так была введена ответственность компаний за прием денег и использование денежных средств, товаров или активов незаконного происхождения. Это означало, что каждая компания, банк, страховая компания представители малого бизнеса, ассоциации и т.д. должны принять соответствующие меры для воспрепятствования их сотрудникам совершить такие преступления. Новые изменения итальянского законодательства 2012 г. <2> предусматривают, что в случае когда уполномоченные лица не могут соблюсти обязательство о надлежащей проверке клиента, они должны вернуть деньги, ценные бумаги и другие финансовые средства клиенту на счет или счета, указанные последним.

--------------------------------

<1> Disciplina della responsabilita' amministrativa delle persone giuridiche, delle societa' e delle associazioni anche prive di personalita' giuridica, a norma dell'articolo 11 della legge 29 settembre 2000, n. 300. URL: http://www.camera.it/parlam/leggi/deleghe/01231dl.htm (дата обращения: 03.04.2017).

<2> Decreto Legislativo 19 settembre 2012, n. 169 Ulteriori modifiche ed integrazioni al decreto legislativo 13 agosto 2010, n. 141, recante attuazione della Direttiva 2008/48/CE, relative ai contratti di credito ai consumatori, nonche' modifiche del titolo V del testo unico bancario in merito alla disciplina dei soggetti operanti nel settore finanziario, degli agenti in attivita' finanziaria e dei mediatori creditizi. Gazzetta Ufficiale il decreto legislativo 19 settembre 2012, n. 169. URL: http://www.gazzettaufficiale.it/atto/serie_generale/caricaDettaglioAtto/originario;jsessionid=A9x6K-EWTA7Gx58xqeakWA__.ntc-as5-guri2b?atto.dataPubblicazioneGazzetta=2012-10-02&atto.codiceRedazionale=012G0190&elenco30giorni=false (дата обращения: 05.04.2017).

 

Малайзия. В Малайзии основными законодательными актами в сфере борьбы с отмыванием денег являются: во-первых, Закон о противодействии отмыванию денег, финансированию терроризма и доходам от незаконной деятельности 2001 г., который действует с изменениями 2006 и 2014 гг. <1>; во-вторых, Закон о Малайзийской антикоррупционной комиссии 2009 г. (Malaysian Anti-Corruption Commission Act 2009 - MACCA); в-третьих, Правила о ПОД/ФТ (обязанность сообщений) 2007 г. (Anti-Money Laundering and Anti-Terrorism Financing (Reporting Obligations) Regulations); в-четвертых, Стандартные руководящие принципы Банка Негара Малайзии о ПОД/ФТ (BNM Standard Guidelines on AML/CFT), а также различные нормы, содержащиеся в банковском законодательстве <2>.

--------------------------------

<1> Напомним, что в сентябре 2014 г. в Закон 2001 г. были внесены важные изменения, коснувшиеся в том числе и его названия, так как он был значительно расширен и действие этого акта было распространено на доходы от незаконной деятельности (unlawful activity). В контексте Закона 2001 г. "незаконная деятельность" является синонимом серьезного преступления, указанного во Втором приложении к Закону (это почти 290 составов преступлений, ответственность за которые предусмотрена более чем 40 законами - Уголовным кодексом, Законом об опасных наркотических средствах, Законом о похищении; Законом о запрете торговли людьми и борьбе с контрабандой мигрантов; Законом о банковских и финансовых учреждениях; Законом о компаниях; Законом о страховании и др.), или серьезного преступления, преследуемого по законодательству иностранного государства. Кроме того, незаконной признается деятельность, которая имеет такой характер или осуществляется при таких обстоятельствах, что она привела или ведет к совершению серьезного преступления, преследуемого по законодательству иностранного государства, независимо от того, что такого рода деятельность полностью или частично осуществляется внутри или за пределами Малайзии.

<2> Islamic Banking Act 1983, the Takaful Act 1984, the Banking and Financial Institutions Act 1989, the Insurance Act 1996, the Securities Commission or the Labuan Offshore Financial Services Authority; Development Financial Institutions Act 2002.

 

Изменения 2014 г. были направлены в первую очередь на защиту целостности финансовой системы с учетом противодействия угрозам ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма). По мнению малайзийских юристов, внесенные поправки обеспечивают: большую ясность в отношении обязательств подотчетных учреждений по сообщениям о подозрительных сделках; усиление мер в связи с декларациями при трансграничной перевозке денежных средств и оборотных документов на предъявителя; укрепление следственных полномочий прокуратуры по делам о ПОД/ФТ; эффективные и сдерживающие санкции и штрафы за нарушения законодательства о ПОД/ФТ <1>. В результате были сильно увеличены санкции за нарушение предписаний о противодействии ПОД/ФТ, например, штрафы возросли в три раза - до 3 млн малайзийских ринггитов, увеличен и максимальный срок тюремного заключения для физических лиц. Хотя следует признать, что и до введения новых пределов уголовных санкций отмывание денег наказывалось весьма строго <2>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.praktis.com.my/Practical-Tools/Bar-Council-Circulars/Practice-Related-Matters/Anti-Money-Laundering-and-Anti-Terrorism-Financing/Coming-into-Force-of-Anti-Money-Laundering-and-Ant.

<2> Например, в Малайзии в июне 2014 г. бывший директор компании Asia Ceramic Marketing Sdn Bhd был приговорен к тюремному заключению в общей сложности сроком на 1942 года и штрафу в размере 494 тыс. долларов США по 481 пунктам обвинения в отмывании денег и незаконном изъятии вкладов в период с июня 2008 г. по октябрь 2009 г. Поскольку все приговоры в соответствии с решением суда будут отбываться одновременно, осужденный будет находиться в тюрьме примерно 10 лет. URL: http://www.fcpablog.com/blog/2014/6/18/malaysian-money-launderer-sentenced-to-1942-years.html (дата обращения: 16.06.2017).

 

В свете возросших штрафов специалисты в области ПОД/ФТ рекомендовали компаниям провести тщательную проверку их контрагентов, в том числе клиентов и поставщиков. Особое внимание уделяется происхождению, местоположению и размещению активов и бизнеса, а также их происхождению, поскольку по Закону 2001 г. при несоблюдении правил любое лицо (директор, контролер, должностное лицо, партнер или лица, связанные с управлением компанией) может быть привлечено к ответственности за преступление, совершенное юридическим лицом. Компании должны, следовательно, стремиться ввести в действие соответствующие программы контроля, применяемые к сотрудникам на всех уровнях <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://globalcompliancenews.com/malaysia-new-order-on-anti-money-laundering-20141125/ (дата обращения: 17.06.2017).

 

Дополнения также коснулись вопросов финансирования терроризма, в том числе и с использованием отмытых денег, в связи с этим все подотчетные организации обязаны впредь безотлагательно замораживать активы <1> любых лиц, подозреваемых в подобных действиях.

--------------------------------

<1> Финансовые активы, экономические преимущества и экономические ресурсы любого рода, депозиты финансовых учреждений, ценные бумаги, проценты, дивиденды и т.д., а также документы, подтверждающие интерес в денежных средствах или финансовых ресурсах, полученных от имущества или предприятия, находящегося прямо или косвенно в собственности либо под контролем указанного лица.

 

В своем современном виде Закон 2001 г., имеющий экстерриториальный характер, налагает на подотчетные учреждения обязанность незамедлительно сообщать компетентным органам о какой-либо операции, предположительно связанной с отмыванием.

К подотчетным организациям отнесены различные финансовые учреждения:

- лицензированный банк, лицензированный страховщик и инвестиционный банк (в соответствии с Законом о финансовых услугах 2013 г. <1>);

- лицензированный международный исламский банк, лицензированный международный такафул-оператор <2>, лицензированный исламский банк и лицензионный такафул-оператор (в соответствии с Законом об исламских финансовых услугах 2013 г. <3>);

- иные учреждения (действующие в соответствии с Законом о развитии финансовых институтов 2002 г. <4>);

- центральный депозитарий (в соответствии с Законом об индустрии ценных бумаг (центральные депозитарии) 1991 г. <5>) и др.

--------------------------------

<1> Financial Services Act 2013.

<2> Такафул (по-арабски, под чем подразумевается предоставление взаимных гарантий) - вид исламского страхования, соответствующий нормам шариата, основанный на принципе справедливого распределения доходов и убытков между оператором и участниками. В его основе лежит модель мударабы (мудараба - по-арабски), т.е. распределение финансовых затрат, рисков и ответственности.

<3> Islamic Financial Services Act 2013.

<4> Development Financial Institutions Act 2002.

<5> Securities Industry (Central Depositories) Act 1991.

 

Следует отметить, что начиная с 30 сентября 2004 г. адвокаты и солиситоры также отнесены к категории лиц, на которых возложена обязанность (аналогично финансовым учреждениям) сообщать компетентным органам о подозрительных сделках. Кроме того, магистратский суд на основании поданного заявления о расследовании преступления, связанного с отмыванием денег, наделен полномочием издания приказа, обязывающего адвоката раскрывать имеющуюся у него информацию в отношении любой операции, касающейся какого-либо имущества, подлежащего аресту в соответствии с законом. Распространяются такие правила и на аудиторов.

Помимо Закона 2001 г. обязанности подотчетных организаций определяют Правила о ПОД/ФТ (обязанность сообщений) 2007 г., которые предусматривают, что:

- подотчетное учреждение осуществляет меры по идентификации личности своих клиентов (due diligence measures), в том числе когда есть подозрение в отмывании денег или имеются сомнения относительно достоверности или адекватности информации о личности владельца счета, который он получил ранее;

- подотчетное учреждение обязано проверить с помощью надежных средств или из любого независимого источника документы, данные или информацию: о любом лице, которое якобы уполномочено действовать от имени владельца счета, и идентифицировать его личность; и о фактическом владельце, от имени которого открывается счет или проводится операция, а также личность этого человека.

Как известно, отмывание денег наносит огромный ущерб экономике любой страны, поскольку тормозит ее экономический рост, ослабляет отдельные банки и представляет угрозу для репутации всего финансового сектора государства. Учитывая это, противодействие отмыванию денег является одним из ключевых инструментов для поддержания работоспособности и стабильности финансового сектора, но реальное противодействие использованию банковской системы для отмывания денег может быть достигнуто лишь при активном участии органов банковского надзора.

Рассмотрим, каким образом малайзийская банковская система участвует в борьбе с отмыванием денег.

Весьма важную роль в формировании надлежащего режима противодействия отмыванию денег играют Банк Негара Малайзии (Bank Negara Malaysia - BNM), наделенный Законом 2001 г. статусом регулятора в этой области, и издаваемые им циркуляры и инструкции. Этим Банком была разработана система всеобъемлющего надзора за соответствием деятельности банка нормам в области противодействия отмыванию денег. В основе этой системы лежат пять основных элементов, предназначенных для оценки адекватности и эффективности правил, процедур, систем и механизмов контроля за противодействием отмыванию денег в финансовых учреждениях.

Вот эти основные элементы:

- Контроль, осуществляемый советом директоров и руководством учреждения, который включает в себя:

- рассмотрение и утверждение политики банка в области противодействия ПОД/ФТ;

- периодические проверки корпоративной программы противодействия ПОД/ФТ;

- оценка рисков, возникающих в связи с новыми продуктами и услугами.

- Правила и процедуры, направленные на:

- определение личности владельца счета, отслеживание операций, ведение учетной документации и т.д.;

- выявление сомнительных операций и отчет о них;

- назначение сотрудников по вопросам норм противодействия ПОД/ФТ и определение их функций и обязанностей;

- подготовку инструкции по ведению операций с точки зрения противодействия ПОД/ФТ, одобренных советом директоров.

- Кадровые ресурсы и подготовка, включающие в себя:

- регулярное непрерывное обучение всего персонала;

- информирование персонала о мерах противодействия ПОД/ФТ, предпринимаемых банком;

- регулярные проверки личных сведений о сотрудниках с целью подтверждения их благонадежности.

- Системы управления информацией, предусматривающие:

- своевременное распределение инициатив в области противодействия ПОД/ФТ между исполнителями;

- своевременное информирование сотрудников о смене инициатив в области противодействия ПОД/ФТ.

- Внутренний аудит, который предполагает:

- независимый аудит с целью оценки действий банка;

- проведение регулярных аудиторских проверок;

- своевременное исправление выявленных недостатков.

Исходя из названных принципов, Банк Негара Малайзии разработал Стандартные руководящие принципы по ПОД/ФТ (далее - Стандартные принципы), соблюдение которых обязательно для подотчетных организаций. Так, в соответствии с п. 5.1.2 Стандартных принципов каждое подотчетное учреждение должно проводить надлежащую проверку клиентов в случае:

- установления деловых отношений с любым клиентом;

- получения наличных денежных сумм или проведения разовой операции, которая превышает сумму, указанную Банком в соответствии с его руководящими принципами или в соответствующем циркуляре;

- возникновения каких-либо подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма;

- появления любых сомнений относительно достоверности или точности ранее полученных сведений.

Для надлежащей проверки клиентов подотчетное учреждение должно, по меньшей мере: идентифицировать и проверить клиента; идентифицировать и проверить бенефициарного владельца и контролировать такую операцию; получить информацию о цели и предполагаемом характере деловых отношений/операции; и обеспечить дальнейший контроль за обновлением и актуальностью такой информации (п. 5.1.3).

Кроме того, если речь идет о клиентах более высокого риска, подотчетные учреждения обязаны проводить расширенную проверку. Такая проверка предполагает получение более подробной информации от клиента, в частности о цели операции и источнике средств; а также получение одобрения со стороны руководства подотчетного учреждения до установления деловых отношений с клиентом. К клиентам повышенного риска относятся: состоятельные физические лица; клиенты-нерезиденты; клиенты из разных стран, известных своими высокими показателями преступности (например, в области производства наркотиков, торговли людьми, контрабанды); клиенты из стран или юрисдикций с неадекватным законодательством о ПОД/ФТ; политически значимые лица и т.д.




double arrow
Сейчас читают про: