Жертва вечерняя. Что такое десятина)

Жертва вечерняя

 

Труд в поте лица своего в течение шести дней седмицы — одна из первейших заповедей, данных Господом человеку. Так и обычай посвящать Богу определенную и лучшую часть от трудов своих восходит ко временам Адама и его благочестивых сыновей — первомученика Авеля и праведного Сифа. Многое ли изменилось в смысле и строе жизни человеческой с той поры? По сути, основное осталось прежним, неизменным. Падшее в Адаме человечество чаяло искупления и Спасителя, и заповеданная, законная жертва Богу от трудов была опорой этой высокой надежды. Во Христе Иисусе человечество обрело путь спасения, и земное шествование по этому пути для верующего христианина неизменно связанно не только с трудами для пропитания и благоденствия, но и с постоянной жертвой от этих трудов.

В ветхозаветной Церкви, в ее богоустановленных законах было строго определено жертвовать на богослужение десятую часть от своих трудов и прибылей, откуда и пошло само название “ десятина ” — начаток, десятая часть, плод. Всякая десятина... принадлежит Господу (Лев. 27, 30). Отделяй десятину от всего произведения семян твоих (Втор. 14, 22). В те времена для всех верных десятина была обязательной жертвой. Но Церковь Христова преобразила этот закон, объявив жертву Богу исключительно добровольной, идущей от сердца верующего труженика.

Потом Западная Церковь, отпавшая в схизму, вернулась к ветхозаветному порядку, когда государственная власть, власть княжеская осуществляла сбор десятины для своего клира и высшего духовенства. Насильственный сбор десятины приводил даже к народным волнениям и междоусобицам. В протестантских конфессиях, где финансовое богатство, процветание стало ложно означать благоволение Божие к человеку, воцарился настоящий культ десятины. Особенно он ярок в различных сектах, многие из которых стали фактически коммерческими предприятиями, паразитирующими на религиозных чувствах своих адептов. Но у них материальное содержание “жертвы” полностью вытесняет ее духовный смысл.

И только Православная Церковь сохранила добровольность христианской жертвы в духе Евангельской любви, в духе апостолов Христовых. Десятина, сохранив свое численное имя, перестала носить характер процентного размера отчисления на Церковь, на Богослужение. Сам человек определял — отдать ли ему в Церковь все имение Христа ради, либо малую толику от будничного труда. У нас степень жертвенности определяется нашей совестью, и мы одним только примером можем побуждать других следовать по спасительному пути служения Церкви и ближнему своим материальным достатком, своей собственностью.

Первый же пример в русской истории был подан Святым Равноапостольным Великим Князем Владимиром, когда он по обету за спасение от неминуемой смерти повелел в 991 году от Р.Х. построить в Киеве первую на Руси каменную соборную церковь, посвященную Богородице. Сердечным произволением Святой Князь распорядился “от имения своего и от град своих” десятую часть дохода отряжать на строительство храма и его содержание, от чего церковь эта стала именоваться Десятинною — прозвание знакомое всякому школьнику, начинающему изучать историю нашего Отечества.

Промыслительно, что Десятинная церковь была воздвигнута именно на том самом месте, где за несколько лет до Крещения Руси киевляне-язычники, убили двух христиан — отца и сына, Феодора и Иоанна. Кровь святых первомучеников российских стала добрым зерном, павшим в нашу землю и принесшим обильный плод великокняжеского покаяния, выразившегося в создании великолепного храма. Более того — мученичество христиан побудило и народ Киева к покаянной жертве, поскольку русские христиане считали своим долгом следовать ктиторскому, благотворительному подвигу своего Князя. Все киевляне, кто сколько мог, несли плоды трудов своих ради украшения новой святыни. Со строительства Десятинного храма, которое завершилось на исходе десятого века — в 996 году (более тысячи лет прошло с тех пор!) и началось строительство Святой Руси как Дома Пресвятой Богородицы.

Поэтому создание на царские и народные средства Храма Христа Спасителя в Москве в прошлом веке и воссоздание его усилиями множества ктиторов в наши дни — на пороге третьего тысячелетия от Рождества Христова — имеет в России глубокую традицию, освященную седой древностью.

Увы, сейчас благотворительность, ктиторское служение в массовом сознании опошляется чужеродным понятием и явлением “спонсорства”, чуждый нам западный дух вместе с хаммерами, максквелами и соросами пытается подменить нашу исконно православную идеологию ктиторской десятины, органично связанную с христианской жертвой. Запад аппелирует к некой абстрактной моральной выгоде, когда предприниматель ради рекламы, ради создания своего положительного “имиджа” (по-русски — “образа”) в своей среде и перед народом, ради налоговых льгот или чтобы заткнуть рот конкурентам, “отстегивает” крохотульку от своих многомиллионных, а то и миллиардных доходов, которые, зачастую, складываются из общенародного достояния. Он и не думает тогда о душе. Именно такие сотни и тысячи долларов перевешивает в храме Божием скромная лепта вдовицы, которая может составлять целое состояние человеческой жизни.

Мы в нашей газете намерены последовательно возрождать идеологию материально безкорыстного ктиторства, идеологию сугубо христианской благотворительности, идеологию православной десятины Христа ради. Внимательный читатель обязательно обратит внимание и на письмо игуменьи Иоанны — настоятельницы Самарского Иверского монастыря, и на рассказ игумена Агафона “Три молебна”, и на чудесную историю неугасимой свечи перед иконой Божией Матери, именуемой “Ктиторская”. Вот как нашему внутреннему взору приоткрывается духовный смысл христианской десятины, духовная, мистическая природа этого удивительного явления.

Братья и сестры, давайте же возгревать в своих сердцах огонь христианской жертвенности. Только с теплом и светом этого огня мы сможем возродить Россию православной в ее подлинном достоинстве Дома Пресвятой Богородицы, Нового Иерусалима, Третьего Рима! Дух жертвенности, дух безкорыстного служения ближнему и Церкви Божией мы должны воспитывать в наших детях и внуках с младых ногтей, тогда Россия преобразится и никакие стихии современного мира ее не одолеют.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: