Православные христиане могут и должны участвовать в жизни общества, в том числе в политических процессах и управлении государством

Давайте, внимательно и медленно вчитаемся в слова Святейшего Патриарха как в строгую триаду, построенную по законам классической логики.

Тезис: “Православные христиане могут... участвовать в жизни общества,... в политических процессах и управлении государством”. Что означает слово “могут”? Это ответ на мнимо-“благочестивое” воздержание от политики как таковой. То есть участие христианина в политических процессах не является препятствием для спасения его души.

Рассмотрим антитезис первого положения.

“Православные христиане... должны участвовать в жизни общества,... в политических процессах и управлении государством”.

Христианский долг означает спасительную обязанность, то есть следование по пути, который ведет к спасению души для жизни вечной. Но категоричность этого логического посыла разъясняется таким образом: “Да, они могут, повинуясь внутреннему призванию...”

Что такой “внутреннее призвание” для христианина? Мистический внутренний “голос”? Нет. Страстное желание из тайников души? Конечно, нет! Ибо такого рода “источники” чреваты “прелестью”, то есть дьявольским соблазном, когда человек предает свою волю некой идее фикс, некой навязчивой мысли. Внутреннее призвание есть голос христианской совести, многократно духовно проверенный в жизненных испытаниях и искушениях, пропущенный через горнило покаяния, через таинство исповеди у церковно авторитетного духовника, духовно проверенный и подтвержденный извне — единоверцами, членами Матери-Церкви, как священнослужителями, так и ответственными мiрянами. Право на такое особое служение ближним должно быть подтверждено самими ближними именно в силу ответственности этого служения. Право это должно быть церковно освидетельствовано и подтверждено. Голос христианской совести это осознанная необходимость.

Каков же критерий этого свидетельства? Наш Патриарх, синтезируя тезис и антитезис, говорит, что осуществлять политическую деятельность “следует исключительно в духе заботы о мире в обществе, мире в государстве, мире в Церкви".

В русле этого мудрого суждения Первоиерарха Русской Православной Церкви, хотел бы поделиться своим представлением о христианской политике, которое у меня сформировалось на основании изучения Библии, чтения Святых Отцов, на основании исторического знания и в некоторой степени на основании личных наблюдений и собственного опыта.

Христианская политика это одна из канонических верных форм служения ближнему, служения Отечеству, служения Матери-Церкви, служения Богу.

Христианская политика есть искусство и одновременно наука делать только необходимое для общей пользы, для ближних.

Почему искусство? Только законы высокого искусства, благочестивого художества, законы постижения мiра через образы и подобия как метода выражения высоких чувств веры, надежды и любви позволяют духовно оценивать любую жизненную ситуацию, стяжать волю и дух для принятия решения, совершать гражданский поступок, совершать движение по спасительному пути, то есть совершать христианский подвиг.

Христианская политика это искусство не быть равнодушным, теплохладным, искусство различения добра и зла.

Почему наука? Только истинное знание жизни, подлинный опыт, духовно испытанное понимание различных законов бытия, осмысление этих знаний через Закон Божий, через Священное Писание и Священное Предание позволяет осуществлять полезную деятельность на твердом основании краеугольного Камня Истины, то есть во Христе. Только так определяется стратегия движения, стратегия христианского подвига к Жизни Вечной.

Христианская политика это наука различения добра и зла.

Почему только необходимое? Христианская деятельность чужда в своих целях абстрактного добра, избыточного преуспевания, искусительной пресыщенности. Еще за полвека до появления в России каких бы то ни было политических партий, до открытой пропаганды идей коммунизма и социализма, до агитации за соблазнительное строительство рая на земле, преподобный Серафим Саровский пророчески предупреждал русский народ об опасности “бытоулучшительных партий”.

Задача христианина не выдумывать новое добро и потом безумно стремиться к нему (“коммунизм”, “права человека”, “социализм с человеческим лицом”, “сокращение вооружений”, “новое мышление”, “рыночная экономика”, “новый мiровой порядок”), а различать уже существующее добро как дар Господень и посильно приумножать его подобно тем талантам, которые преумножил благоразумный раб Божий в Евангельской притче.

Задача христианина пресекать реальное зло, конкретное беззаконие, несправедливость по реальной же необходимости этого зла для движения по пути спасения. Христианин не может бороться с абстрактным злом, примерами которого лукаво и демагогически манипулируют нехристианские политики, политиканы. Они создают ложные мишени для слепого народного гнева: “загнивающий капитализм”, “застой”, “партократия”, “бюрократия”, “номенклатура”, “дедовщина”, “фашизм”, “шовинизм”, “унитаризм”, “привилегии”, “инфляция”, “невыплата заработной платы”. Политиканы огульно наделяют всех своих политических соперников подобными ругательными качествами и стремятся народной неприязнью расправиться с ними. Их политика заключается в разнуздании разрушительных для государства социальных стихий, классовых и корпоративных страстей. Даже светская философия вслед за богословием свидетельствует, что истина конкретна. Так же конкретно и всякое зло. Оно поддается трезвому выявлению, расследованию и пресечению, как в малых так и общегосударственных масштабах.

Христианская политика это свод особых средств и приемов для умаления и связания зла в этом мiре.

Христианская политика есть употребление гражданских и властных полномочий для обуздания социальных, корпоративных, классовых и клановых страстей и разногласий.

Христианская политика есть инструмент приумножения мира и согласия в обществе и государстве.

Христианская политика глубоко патриотична.

Христианская политика есть постоянное стремление к церковно-державной симфонии.

Христианская политика в стратегии движения есть воссоздании самодержавной функции православного симфоничного государства — а именно Православной России — облагораживать высоким примером справедливости весь сущий Божий мiр.

Христианская политика в своем наивысшем проявлении есть любовь к Богу, любовь к Церкви, любовь к Отечеству, любовь к ближнему.

Православный мiрянин, по моему глубокому убеждению, необходимо должен заботится о воссоздании христианских начал в политической жизни нашей Родины. Это его вероисповеднический долг. Современные условия народовластия, условия политически свободного выбора, гарантированного нашим Основным Законом, просто обязывают каждого ответственного российского гражданина выбирать не из нескольких зол наименьшее, но выбирать только добро — во славу Божию!

9 августа 1998 года от Р.Х.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: