Особенности Русской колонизации

 

Стремление к одухотворению пространства и установлению посредством этого прочного контроля над территорией ярко проявлялось в особенностях русской колонизации и территориальной экспансии.

Первостепенную роль в колонизации играли монастыри. Крупнейший русский историк В.О.Ключевский показал, что первоначально —до конца XII в. — монастыри «идут вслед за русско-христианской жизнью, а не ведут ее за собою, не вносят ее в пределы, дотоле ей чуждые. Потому в первые два века христианской жизни Руси мы встречаем наибольшее количество монастырей в центральной полосе тогдашней Русской земли по среднему и верхнему Днепру, по Ловати и Волхову, где наиболее было сгущено русское население и с наименьшими затруднениями распространялось христианство. Из 70 монастырей, известных до конца XII в., на эту полосу приходится до 50».56

Со следующего века, однако, положение меняется коренным образом. Большое распространение среди монастырей получают пустыни, которые становятся важнейшим началом колонизации. Ключевая роль здесь принадлежала обители преподобного Сергия Радонежского. По подсчетам В.О.Ключевского в XIV в. из нее вышло 13 пустынных монастырей-колоний, а в XV в. – 2. «Потом ее ослабевшую деятельность продолжали ее колонии и колонии колоний, преимущественно монастырь преп. Кирилла Белозерского, вышедшего из основанного преп. Сергием подмосковного Симонова монастыря (в конце XIV в.). Вообще в продолжение XIV и XV вв. из Сергиева монастыря или из его колоний образовалось 27 пустынных монастырей, не говоря о 8 городских», – писал Ключевский.57

Общим направлением колонизационного движения пустынных монастырей был беломорский север. Монастыри шли, по словам житий заволжских пустынников, к «студеному морю-окияну». В конце этого пути в начале XV в. преподобными Зосимой и Савватием был основан Соловецкий монастырь. Обитель обеспечила прочное русское присутствие в Северном Поморье.

В своем исследовании «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» В.О.Ключевский писал: «Недоставало деятеля, который выступил бы во имя более высоких и многосторонних интересов, чем те, с какими пришли туда промышленные поселенцы, который, став средоточием для края, мог бы этими интересами сблизить и объединить рассеянные силы финского и русского населения... Такова роль, которая предстояла обители, возникшей на острове Белого моря. В истории этой обители материальная деятельность ее иноков является в таком тесном соединении с нравственной, что одна везде неразлучно сопутствует другой. Своею просветительною деятельностью обитель создавала себе нравственный авторитет, она на скудной почве острова приготовлялась к труду мирного завоевания нетронутых или малотронутых средств Беломорского края».58

 

(Здесь возможна пояснительная вставка: так созидалась Северная Фиваида — конец вектора, который пролегает между 27 — 37 градусами долготы от Фиваиды, через Палестину, Афон, Царьград, Крым, Кавказ, Киев - к Москве, Владимиру, Санкт-Петербургу и Новгороду до Соловков). Полоса между 30 и 40 градусами северной широты и полоса к Северу по долготе — путь Апостола Андрея Первозванного — образуют рисунок, похожий на пояса Державы-Яблока с Крестом на Северном Полюсе.)

 

Собственно говоря, в полном смысле слова русская территориальная экспансия началась лишь с установлением царства, когда Москва в полном объеме ощутила себя Третьим Римом. До этого происходила миграция государственного центра: из Новгорода в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву. Русь как бы искала место в пространстве, наиболее соответствующее статусу центра, место, откуда она могла бы начать свое расширение.

Ключевым моментом в русской экспансии явилось взятие Казани в 1552 г. Явление Казанской иконы Божией Матери, которое произошло вскоре после этого в 1579 г. как бы свидетельствовало о правильности направления колонизации. Божия Матерь явлением Своей чудотворной иконы освятила эту землю. И здесь мы видим примечательное хронологическое совпадение. Именно в это самое время обнаружился крах попыток России выйти к Балтике. Ливонская война, поначалу успешно начатая Москвой, привела к поражению России. Против молодого Московского государства выступила коалиция крупнейших европейских государств.

Попытка Иоанна Грозного заключить союз с Англией не увенчалась успехом: Европа не желала принимать Россию в свою семью. Москва не нашла себе союзников на Западе. Однако одновременно с неудачей на Западе пришел успех на Востоке. В 1581 г. Иоанн Грозный получает буквально дар Небес – известие о покорении Сибири казаками Ермака. Это событие произошло два года спустя после явления Казанской иконы. Именно Казанская икона Божией Матери, как известно, спутешествовала победоносному шествию на Москву народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Быть может именно благодатный покров Богоматери является главным объяснением невероятно быстрого, можно сказать чудесного продвижения русских на восток. Менее чем через сто лет после явления чудотворной иконы в Казани русские вышли к берегам Тихого океана, оставив за собой на бескрайних просторах Сибири церкви, остроги и крепости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: