Третий Рим лежит во прахе

 

 

В течение XVIII-XIX вв. происходил процесс угасания веры в образованном слое. Отрыв от исторических корней, начавшийся со времени петровских реформ, постепенно разрушал единство общества. Дворянство, которое должно было быть опорой трона, постепенно духовно деградировало. Это проявилось прежде всего в том, что дворяне стремились из служилого сословия стать господствующим.

Вначале дворянство добилось привилегированного положения в обществе. Манифест о вольности дворянству Петра III и Жалованная грамота дворянству Екатерины II обеспечили им такое положение. Но дворянство этим не удовольствовалось и вскоре выставило свои претензии на власть (выступление декабристов).

Ярче всего угасание веры обнаружилось в порождении XIX в. – русской интеллигенции. Этот слой был внешне схож с религиозным орденом, но вместо поклонения Богу поклонялся революции, науке, мужику и т. п. «Религиозность без Бога», как определили в свое время суть феномена интеллигенции Ф.М.Достоевский и В.С.Соловьев, имела страшное разрушительное влияние на общество.

К началу ХХ столетия все слои русского общества вползали в смуту. Дворянство и буржуазия постоянно фрондировали и требовали от Государя «поделиться властью». Бюрократия, состоявшая в основном из дворянства, в большинстве своем утратила понимание сути монархии и стремилась насадить такие порядки, когда, по слову К.Н.Леонтьева, «каждый урядник есть тоже немножко помазанник Божий». Интеллигенция откровенно устремилась в революцию, не желая слушать ни от кого никаких вразумлений. Крестьяне мечтали и готовились к «черному переделу» помещичьих земель. Рабочие с вниманием слушали агитаторов-прелестников из революционных партий. Даже в среде духовенства нередкими были примеры разложения.

Первый натиск революции на Россию в 1905 -1907 гг. был отбит. После этого врагами Святой Руси была избрана другая тактика. Они прекрасно понимали то, что было неясно для многих хотя и благонамеренных, но уже обезверившихся русских людей – Россия держится Царем.

Известный либерал, один из авторов нашумевшего сборника «Вехи» С.Л.Франк уже после революции справедливо, хотя и с запазданием, отмечал: «Замечательной, в сущности общеизвестной, но во всем своем значении неоцененною особенностью русского общественного и государственного строя было то, что в народном сознании и народной вере была непосредственно укреплена только сама верховная власть – власть царя; все же остальное – сословные отношения, местное самоуправление, суд, администрация, крупная промышленность, банки, вся утонченная культура образованных слоев, литература и искусство, университеты, консерватории, академии, – все это держалось лишь косвенно, силой царской власти и не имело непосредственных корней в народном сознании. Глубоко в недрах исторической почвы, в последних религиозных глубинах народной души было укреплено корнями, – казалось незыблемо, – могучее древо монархии; все остальное, что было в России – вся правовая, общественная и духовная культура – произрастало от ее ствола и держалось только им, как листья, цветы и плоды – произведения этой культуры висели над почвою, непосредственно с ней не соприкасаясь и не имея в ней собственных корней».64

Чтобы подрубить этот ствол, держащий Россию, революцией был составлен заговор, в который оказались вовлеченными многочисленные представители правящего слоя. Царская власть пала. Это была победа всех темных сил. «Свалившись в бездну, раскололась Россия, самое имя которой преемники мартовских богоотступников, большевики, уничтожили. Бесы, давно подстерегавшие свою жертву, смогли отпраздновать свой шабаш на залитой кровью земле. Застилая истинный лик Святой Руси, нагло выползала отовсюду страшная образина звероподобного существа, измывающегося, кощунствовавшего над всем, что испокон было дорого и свято», – писал известный церковный историк Н.Д.Тальберг.65

Казалось, что сбылось мрачное видение известного философа В.С.Соловьева, описанное им еще в 1894 году в знаменитом стихотворении «Панмонголизм»:

 

О Русь! Забудь былую славу:

Орел двуглавый сокрушен

И желтым детям на забаву

Даны клочки твоих знамен.

 

Смирится в трепете и страхе,

Кто смог завет любви забыть...

И третий Рим лежит во прахе,

А уж четвертому не быть.

 

Суд Божий над отступившим от Православия русским народом свершился. Но Россия как особое мистическое пространство была спасена. Это стало ясно в день отречения от престола Государя Императора Николая II 2/15 марта 1917 года, ибо в этот день Матерь Божия явила русскому народу Свою Державную икону. Смысл этого события был очевиден: в день вынужденного отречения от престола законного Царя Царица Небесная явила себя в образе Царицы земной.

Епископ Аверкий, объясняя смысл явления чудотворной иконы писал, что «Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над русской землей, об этом свидетельствует замечательное явление последней нашей чудотворной иконы в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года – Божией Матери ДЕРЖАВНОЙ. Эта икона представляет собой Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над русской землей, после того, как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя, Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждет, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу».66

Москва осталась Третьим Римом. Просто до поры наступило время прикровенного бытия Третьего Рима, который, по удачному выражению о. Сергия Булгакова, скрылся под воду, подобно Китежу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: