Православное учение. О высшем предназначении России

ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ

Сформировавшее российское геополитическое мышление Русское централизованное государство возникло, как известно, в конце XV века. С присоединением Новгородской земли в 1478 г. и Тверского княжества в 1485 г. практически закончилось объединение земель вокруг Москвы. В 1480 г. пало монгольское иго – Московское государство стало независимым. С принятием в 1497 г. единого свода законов – Судебника, государство получило внутреннюю стройность и целостность. Так произошло внутренне и внешнее оформление и устроение русской государственности.

Это событие состоялось в переломный момент мировой истории. В конце пятнадцатого века истекало 7000 лет от сотворения мира. Ощущение надвигающегося «конца света» было у современников очень острым. На 1492 год, последний по существовавшему летосчислению год этого мира, не составлялись даже Пасхалии. События происходившие в мире, казалось, только подтверждали надвигающийся конец. В Новгороде, а затем и в Москве пустила корни ересь жидовствующих. Самым же главным грозным предзнаменованием «конца света» стало падение Константинополя.

Почти одновременно с обретением независимости и возвышением нового мощного православного государства пала столица Византийской империи. В 1453 г. центр православного мира, «Второй Рим» был захвачен турками. Император Византии, считавшийся покровителем всех православных христиан, погиб при штурме города. (Весьма символично, что последним византийским императором был Константин Палеолог. С Константина начался и Константином закончился Константинополь).

Эта одновременность двух событий не могла быть случайной. Как справедливо писал в свое время Н.Данилевский, синхронность подобного рода событий невозможно объяснить иначе, как разумностью мироправления, они – яркое свидетельство наличия Божественного Промысла в истории.37 Падение мировой державы могло означать одно из двух: либо наступают последние времена, либо державное преемство должно перейти к Третьему Риму, новой столице православного мира, оплоту мирового порядка, удерживающему человечество от сползания в пучину хаоса и беззакония.

Такое понимание основывалось на известных таинственных словах Апостола Павла в его послании к Солунянам: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2: 7). Наиболее авторитетное и распространенное толкование этих апостольских слов дал в свое время один из великих Отцов Церкви Св. Иоанн Златоуст. Он разъяснял, что под «удерживающим» Апостол имел в виду Римскую империю. Святитель писал:

«Когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо. Потому что до тех пор пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю – и человеческую, и Божескую – власть».38

Среди древнейших атрибутов-символов Царской власти — Венца, Скипетра, Барм, Государственного Меча и Щита, каждый из которых имеет глубокое мистическое значение, существует Держава, которую Царь-Император охватывал десницей, правой рукой.

Что из себя представляет Держава или иначе Царское Яблоко? Золотой шар, опоясанный обручем по ширине, и сверху перехваченный полуобручем по вертикали, увенчивает Державу Крест.

“Вместе со Скипетром Яблоко служит видимым образом самодержавия, данного государю от Вышняго над людьми, к управлению их и ко устроению всякого желаемого им благополучия”.39

Зачастую Держава изображается на иконах Спас-Вседержитель как символ вселенской власти Царя царей и образах Царицы Небесной Пресвятой Богородицы, как например на образ Божией Матери, именуемом “Державная”.

История происхождения яблока-державы, как символического образа одного из свойств власти, теряется в глубокой древности. Но уже тогда держава изображала собой земной шар. Ведь еще во времена Пифагора (6 век до Р.Х.) античные ученые астрономы и космогонисты доказали шарообразность Земли, наблюдаяя ее тень на Луне и оценивая свойства земного горизонта. Земной шар упомниется и в Священном Писании:

Голова... удерживала власть на земном шаре (3 Ездр. 11, 32).

Все реалистическое понимание мира древности органично вошло и в православную космогонию Византии. Реалистическое же мировоззрение отобразилось символе имперской земной власти, в православной иконографии.

После падения Первого Рима миродержавное преемство перешло к Риму второму – Константинополю. Теперь наступала череда служения «третьего Рима» – Москвы. Нужно отметить, что еще до того, как старцем Филофеем была четко сформулирована идея «Москва – Третий Рим», понимание этого существовало в политической практике Московского княжества. О том свидетельствует брак Великого Князя Ивана Васильевича с византийской царевной Софьей Палеолог в 1472 г. и утверждение в качестве государственной символики византийского орла. Все это показывало, что Москва становится наследницей миссии Православной Империи.

Так формировалось понимание особого предназначения Москвы и русского народа. Однако начало этому было положено митрополитом Киевским Иларионом (+ ок. 1053) еще в середине XI века в Киевско-Новгородском государстве. В знаменитом «Слове о законе и благодати» он подчеркивал преобразующее для судьбы русского народа значение принятия христианства:

«Ибо вера благодатная по всей земле простерлась, и до нашего народа русского дошла. И Закона озеро пересохло, евангельский же источник наводнился, и, всю землю покрыв, до нас разлился. Вот уж и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит. Христа славят, а иудеев клянут. Народы приведены, а иудеи отринуты».39

Святитель восхваляет даже «старого Игоря» и «славного Святослава», которые хоть и были язычниками, но достойны прославления, «ибо не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли».40 А на Св. Равноапостольном Князе Владимире сбылось, по слову Владыки Илариона «благословение Господа Иисуса, реченное к Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29)...Ибо, ведавшие Закон и пророков, распяли Его. Ты ж, ни Закона, ни пророков не почитавший, распятому поклонился».41 Св. Иларион как бы прозревал в этих событиях подготовку русского народа к неведомому великому служению.

Учение о «Москве – третьем Риме», о миродержавном предназначении России сформулировал в своих посланиях старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей. В послании Великому Князю Василию Ивановичу он написал знаменитые слова: «Един ты во всей поднебесной Христианам царь.... Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася во твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти...».42

Такое же понимание предназначения России старец Филофей высказал и в послании к дьяку Михаилу Мисюрю Мунехину: «Вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть росеское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. Христианския царства потопишася от неверных, токмо единаго нашего государя царство благодатью Христовой стоит».43

Понимание особого служения Москвы нашло адекватное воплощение в венчании на царство Иоанна Грозного, состоявшемся в 1547 году. Этим деянием как нельзя лучше подчеркивалось державное преемство России в отношении Византийской империи. Надо отметить, что и сам первый русский царь ясно понимал преемственность русского служения. Так он писал, что «победоносная хоругвь и крест Честной» даны Господом Иисусом Христом сначала «первому во благочестии» императору Константину. Затем «искра благочестия дойде и до Русского Царства». «Самодержавие Божьим изволением», по мысли Иоанна Грозного (+ 1584), началось от Владимира Святого, Владимира Мономаха и через ряд государей «даже дойде и до нас смиренных скипетродержавие Русского Царства».44

Учение о предназначении Москвы быть третьим и последним Римом не является «плодом умствований русских книжников и богословов». Оно стало по сути частью православной политической доктрины. Москву Третьим Римом величал, например, Вселенский Патриарх Иеремия II (+ 1595) в послании царю Федору Ивановичу. Он обращал внимание русского государя на то, что «Древний Рим пал Аполлинариевой ересью, а второй Рим, Константинополь, находится в обладании внуков агарянских, безбожных турок: твое же великое Российское царство, III Рим, превзошло всех благочестием, и все благочестивыя царства собрались в твое царство, и ты один под небесами именуешься христианским царем во всей вселенной у всех христиан».45

В иные времена, в девятнадцатом столетии, когда отход европейских народов от христианства стал просто очевидным, один из величайших русских Святителей Митрополит Московский Филарет (+ 1868 г.) недвусмысленно называл Россию хранительницей Света посреди мрака, все более покрывающего землю. Святитель Филарет так писал о предназначении России: «Когда темнеет во дворе, усиливается свет в доме. Береги, Россия, и возжигай сильнее твой домашний свет: потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тьма покрывает землю и мрак на языки. Шаташася языцы и люди поучишася тщетным. Перестав утверждать государственные постановления на слове и власти Того, Кем царие царствуют, они уже не умели ни чтить, ни хранить царей. Престолы там стали не тверды; народы объюродели. Не то чтоб совсем не стало разумевающих; но дерзновенное безумие взяло верх и попирает малодушную мудрость, не укрепившую себя премудростью Божией».46

Об особом предназначении России очень проникновенно свидетельствовал Св. праведный Иоанн Кронштадтский (+ 1908 г.), который застал начало нового смутного времени. Всероссийский Батюшка пытался образумить вползавшее в смуту русское общество, вернуть народу историческую память и духовное зрение. Он писал: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры... Восстань же русский человек!...Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России!...»47

Великий Кронштадтский Пастырь дал изумительный геополитический образ России, несущей крест своего мирового служения: Россия – подножие Престола Господня! В его известных пророческих словах – квинтэссенция православного понимания предназначения России: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая, – по старому образцу; крепкая своею верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».48

Иконографически образ России как подножия Престола Господня выражен в знаменитой иконе “Спас в Силах”, превнесена она была в Русскую Церковь еще во времена преподобного Сергия Радонежского византийским иконописцем Феофаном Греком. С той поры эта икона, богословски символизирующая Церковь Будущего Века, становится на длительный период одной из главных в русских иконостасах. На долгие годы утвердился обычай помещать эту икону над Царскими Вратами, чего не было в канонах Византийской Церкви.

И в наше время справедливость и соответствие православному вероучению доктрины об особом предназначении России подтверждается авторитетными богословами и людьми праведной жизни. Так человек удивительной судьбы, известный богослов иеромонах Серафим Роуз (+ 1982 г.) в лекции «Будущее России и конец мира», прочитанной в 1981 г., собрав многочисленные свидетельства святых, старцев и известных иерархов, показал, что последним событиям мировой истории будет предшествовать краткий период восстановления России, когда она принесет миру то последнее и окончательное слово, о котором проникновенно писал еще Достоевский. Это будет – «всемирное слово о покаянии, которое начнется с России», говорил о.Серафим.49

Совсем недавно взгляд на русскую историю, как историю определенного Богом для нашего народа особого служения, продемонстрировал в своих трудах приснопамятный Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (+ 1995 г.). В одной из своих работ он писал: «Русскому народу определено Богом особенное служение, составляющее смысл русской жизни во всех ее проявлениях. Это служение заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповрежденности нравственное и догматическое вероучение, принесенное на землю Господом Иисусом Христом. Этим русский народ призван послужить и всем другим народам земли, давая им возможность вплоть до последних мгновений истории обратиться к спасительному, неискаженному христианскому вероучению... История русского народа есть история его призвания к этому служению, история осознания и добровольного вступления в служение, история борьбы народа с искушениями, соблазнами и гонениями, грозившими извратить идею служения или воспрепятствовать ему».50

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: