Православное представление. О пространстве

ПРАВОСЛАВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Обычно в учении о Москве – Третьем Риме обращают внимание на эсхатологический аспект: Третий Рим есть Рим Последний — до «конца времен». Однако помимо временного в этом учении четко обозначен и пространственный аспект: Третий Рим обустраивался на земле «во образ» Небесного Иерусалима (От. 21: 16-21).

Пространство для православного человека имеет прежде всего сакральное измерение, его географические признаки второстепенны. Пространство есть место, предназначенное для спасения души, а потому должно быть духовно оформлено. Такое понимание проявлялось во всем: в композиции городов, в местах строительства и внешнем облике церквей и монастырей, в построении крепостных стен, в обустройстве и проведении границы.

Весьма показательна в этом отношении дискуссия о границах, происходившая среди английских ученых и политиков в начале нынешнего века. Они пытались ответить на вопросы: что такое граница и где она должна проходить. Одни утверждали, что граница должна разделять племена и народы и должна проходить по рубежам ареалов их расселения.

Другие доказывали, что этносы живут так распыленно, что провести между ними четкие границы невозможно. Граница должна быть удобной для маркировки и поэтому она должна проходить либо по естестественным географическим объектам (реки, цепи гор и т.д.), либо по линиям меридианов и параллелей. Третьи полагали, что все это не важно, ибо граница должна быть прежде всего удобной для ведения военных действий. Поэтому, она должна быть выгодной в стратегическом отношении.

В русской православной традиции граница и крепостная стена мыслились как образ Божественной силы, защищающей верных от нашествия врагов. Наша история показывает, что русский народ более надеялся не на мощь крепостных стен и укрепленность границы, а на помощь Божию и заступничество Божией Матери, невидимо охранявшей «град верных». Наша история хранит великое множество свидетельств чудесного избавления Руси от нашествий врагов заступничеством Богородицы. Один из самых ярких – так называемое «стояние на реке Угре» в 1480 г., ознаменовавшее окончательное свержение татарского ига. Ордынцы так и не осмелились перейти реку, которую русские называли «поясом Богородицы».

Сакрализация пространства, превращение его в среду, помогающую делу спасения души можно четко проследить в русском градостроительстве. Композиция древнерусских городов есть ничто иное, как домостроительство спасения. К такому заключению, в частности, пришли специалисты в области истории и теории архитектуры, которые под руководством М.П.Кудрявцева обследовали крупнейшие старинные русские города. Они сделали следующие выводы:

1. Все русские города в процессе своего развития стремятся к кругу. А круг – символ вечности, в частности – вечного Царства Небесного. (Рим - вечный Город).

2. В тех городах, где главным является собор в честь Спасителя или Божией Матери, градостроительная композиция определяется фигурой креста. А там, где соборным храмом города является храм в честь Святой Троицы – определяющей фигурой оказывается треугольник.

3. Организующим началом градостроительных композиций русских городов после крещения Руси, их доминантой являются храмы (или храмы и монастыри).

4. Расположение и наименование храмов и монастырей относительно священного, или геометрического, центра города не является случайным; оно подчинено определенным богословским представлениям и в определенных случаях – представлениям о «граде небесном», Новом Иерусалиме.

5. Образы Нового Иерусалима в разной степени отчетливости и в разных интерпретациях встречаются только в столицах всей Русской Земли, а также в городах, князья которых претендовали на великокняжеский титул и где были центры соответствующих церковных епархий.

6. Однако любой новый русский город, строившийся после Х века, «притягивал на себя» образ креста и связанные с этим определенные богословские представления.

7. Образы Нового Иерусалима в крупнейших и важнейших центрах Русской Земли были лишь «мерцанием идеи, ее вспышками до окончательного сияния в Москве», как выразился М.П.Кудрявцев.51

Русские города, особенно столичные, строились по образу святых христианский градов – Константинополя и Иерусалима. Во образ Софии Константинопольской были построены Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Ярослав Мудрый соорудил в XI в. новую крепостную стенув Киеве, где главные ворота как и в Царьграде получили наименование Золотых. В свою очередь константинопольские Золотые ворота были созданы по образу Золотых ворот Иерусалима, через которые совершил Свой торжественный вход в Иерусалим Спаситель. Век спустя после киевских Золотые ворота были сооружены и во Владимире-на-Клязьме.

Еще один элемент уподобления русских городов Иерусалиму – Поклонные горы. Они были у Новгорода, Киева, Владимира, Москвы и других крупных городов. «Следовательно, – считает протоиерей Лев Лебедев, – древнерусский город воспринимался людьми не просто как жилой центр, центр торговли и ремесла,... но как святыня, святой город, объект молитвенного поклонения, подобно Иерусалиму». 52

Своей полноты созидание земного града по образу и подобию Небесного Иерусалима нашло в московском градостроительстве. Как показано в исследованиях М.П.Кудрявцева, высота Спасской башни кремля (Спасские ворота считались самыми священными, Золотами воротами Кремля) соответствует высоте стен Иерусалима Небесного (Откр. 21: 17) и равняется 144 локтям. И число входов в Кремль соответствует 12 воротам Небесного Иерусалима.

Но к еще более удивительным выводам в своих исследованиях “Град ограждения” и “Кремленоград” пришел современный исследователь, сотрудник аналитической службы ООД “Россия Православная” В.В. Архипов, который обнаружил «пространственное совпадение очертаний Кремля с границей, очерчивающей места явлений Богоматери на территории Московского царства».53 Матерь Божия как бы подтверждала явлениями Своих чудотворных икон правильность пространственной структуры Московского Кремля и композиции Москвии-государства как Третьего Рима. 

В наиболее чистом виде образ града небесного, Нового Иерусалима находил воплощение в свободных от городской суеты монастырях. Монастыри по форме своей были малыми городами: имели крепостные стены, святые ворота в них, лобное место, поклонную гору в окрестности. На Руси монастыри были чрезвычайно широко распространены и были подлинными образами града небесного, напоминая стекавшемуся в них православному люду о конечной цели человеческого бытия – о Новом Иерусалиме (Апокалипсис, 21 глава).

Духовное оформление пространства мы можем наблюдать не только в градостроительстве и в создании монастырей, но и в крестьянских селах. Пространственный центр села – как правило, храм. При создании нового поселения церковь строилась в первую очередь. Часто села возникали вокруг монастырей. Никакой практической выгоды в этом не было. Выгода была одна – спасение души, ибо, по слову преподобного Иоанна Лествичника, «монахи подражают ангелам, мирские должны подражать монахам». На всех въездах в село устанавливались кресты, которые освящали (крестили) землю вокруг. Отсюда земли вокруг села получили в языке точное наименование – окрестность.

Русская земля сознательно устраивалась нашими предками по образу и подобию Святой земли и грядущего Небесного Иерусалима. Неслучайно и называлась она Святой Русью. Христианский храм объемлет всю Вселенную, являет собой образ Вселенной. В созидательной, домостоительной деятельности наших православных предков мы видим попытку превратить в храм всю Русскую землю. Таков смысл деятельности Святейшего Патриарха Никона по созданию Нового Иерусалима под Москвой. Перенос Святой Земли в Московское государство должен был подчеркнуть новое качество России. Освятить все пространство земли Русской, сделав ее необоримой преградой для врагов – такова конечная цель этой деятельности.

Мотив “переноса” основных мистически значимых православных святынь постоянен в жизни Русского Государства: Иерусалимской Голгофе соотвествует Лобное место на Красной площади Москвы. Ученики преподобного Сергия Радонежского и их последователи распространили монашеское благочестие на Север от Москвы в пустынные дебри Ярославщины, Вологодчины, Архангелогородчины и назвали это пространство в честь египетской Фиваиды — Северной Фиваидой. Свой Иордан был практически в каждом русском селе. Монахи бережно пересаживали на нашу землю и тысячелетнюю культуру Афона — не случайно Святогорский монастыри и просто Святые горы в монастырях встречаются в России и на Юге и на Севере многократно, Северным Афоном именовали Валаам, а Новый Афон был устроен в Абхазии. Этим достигалась с одной стороны прямая связь со святынями-первообразами, а с другой строны — мистическая автаркия, духовная независимость России от стран с древними христианскими святынями.

Понимание России как пространства, отмеченного особым смотрительством Божиим, как Святой Руси нашло отражение, кстати, и в нашей поэзии. Великому русскому поэту и мыслителю-геополитику Ф.И.Тютчеву принадлежат знаменитые строки:

 

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

 

Другое наименование России – Дом Пресвятыя Богородицы – связано не только с особым почитанием русским народом Божией Матери, но и с особой милостью, которую Она изливала на наше Отечество. Покров Богородицы над Россией неоднократно спасал нас от бед и напастей в лютые годины испытаний.

Когда обнаружилось угасание веры в русском народе, когда многие русские люди восхотели выйти из этого спасительного Дома и построить себе дом по собственной воле и своему разумению, преподобный Серафим Саровский построил у себя в Дивеево малый Дом Пресвятыя Богородицы, как образ последнего ковчега спасения. «Кто у меня в Дивееве живет, не для чего ему никуда ходить, ни в Иерусалим, ни в Киев, пройди по канавке-то с четочками, прочти полтораста Богородиц, – тут у меня Иерусалим и Киев», – говорил Преподобный.54 Причем он подчеркивал, что канавку свою создавал он не по своему усмотрению: «ни одного камешка по своей воле не поставил»; «эту самую землю-то ведь Сама Царица Небесная избрала и нам исходатайствовала».55

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: