Основатели американской республики были убеждены, что не должно быть государственной религии, но в то же время нисколько не сомневались в важности духовного начала для повседневной жизни

“Основатели американской республики были убеждены, что не должно быть государственной религии, но в то же время нисколько не сомневались в важности духовного начала для повседневной жизни. Америка представляет собой плюралистическое общество, и конституция США предусматривает четкие разграничения между церковью и государством. Институт военных капелланов существует для того, чтобы обеспечить свободу вероисповедания, а не для вербовки новых верующих или прозелитизма. При этом военные капелланы назначаются президентом Соединенных Штатов по представлению соответствующей конфессии или церковной общины. Они несут службу не в интересах армейских частей или подразделений, а в интересах каждого отдельного солдата, чьи духовные потребности ничуть не меньше потребностей физических. Капелланы имеют воинские звания, их продвижение по службе регулируется и заработок выплачивается армией” (Бюллетень от 31 августа 1995 г.).

И что характерно, американцы, которые требуют отчетности за расходование каждого бюджетного цента из кармана налогоплательщика, мирятся с тем фактом, что на их деньги осуществляется духовно-воспитательная работа в их Армии. За годы либеральных реформ в России, опираясь на существующую мировую практику, можно было бы развернуть более масштабную деятельность по духовному укреплению наших Вооруженных Сил. Многие возможности в этом направлении, по-моему, были упущены именно из-за ложного истолкования правового аспекта проблемы.

Теперь “Независимая газета” панически утверждает:

“Промедление с созданием института военного духовенства может привести к катастрофе” (“НГ-религии” 28 августа 1997 г.).

Я говорю, что многие возможности были упущены, но не утверждаю, что они потеряны навсегда. Многие юридические проблемы взаимодействия между Российской Армией и Русской Православной Церкви в условиях становления новых для России демократических правовых норм на переходном этапе могут быть разрешены через посредство православной общественности, думаю, в первую очередь с помощью таких объединений, как наше Общероссийское общественное движение “Россия Православная”. Наше Движение при его создании получило большую нравственную поддержку и от Президента, и от обеих палат Федерального Собрания, и от правительства в целом, и от Министерства обороны в частности. Огромное значение для развертывания деятельности нашего Движения имела духовная, молитвенная поддержка Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Изначально в программу деятельности “России Православной” был включен раздел по взаимодействию с Вооруженными Силами России, по духовно-просветительской работе в Армии.

Одно из важнейших направлений этой работы мы видим в создании негосударственных Факультетов Православной культуры при крупнейших высших военных учебных заведениях. Первый обнадеживающий опыт был осуществлен в Академии Ракетных Войск Стратегического Назначения имени Петра Великого. Ваш покорный слуга является членом попечительского совета этого факультета. По этому весьма удачному образцу мы предложили создать аналогичные факультеты и нашли отклик у руководства в Академии ВВС имени Жуковского (Москва), в Академии ПВО имени маршала Г.К.Жукова (Тверь).

Другое, не менее важное направление — это участие в создании храмов при воинских частях. Так, наше Движение участвовало в создании Храма Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского на территории части ПВО под городом Воскресенском Московской области, мы участвуем в украшении новой церкви во имя Святого Преподобного Илии Муромца Киево-Печерского — легендарного святорусского богатыря на территории части РВСН.

Такими частными усилиями постепенно выстраивается духовная среда для морально-нравственного возрастания личного состава нашей Армии как среди офицеров, так и среди рядовых. Поэтому не может не радовать такая статистика:

“Сегодня православные храмы имеются на территории 88 воинских частей” (“Сегодня” 15 августа 1997 г.)

Много это или мало? Конечно, для масштабов всероссийских неизмеримо мало, если вспомнить, что в прежней России были сотни и сотни полковых храмов и часовен, была особая культура, свой изобразительный строй, выделявший эти православные святилища из ряда обычных приходских церквей. Достаточно вспомнить санкт-петербургский Храм Измайловского полка с самым большим церковным куполом в России или сказочный храм Конвоя Его Императорского Величества в Царском Селе — знаменитый Феодоровский собор. Я уже не говорю о храме Всероссийской воинской славы — о Храме Христа Спасителя. А культура скромных походных храмов, размещавшихся в обыкновенном армейском шатре? Этот уровень православной культуры еще только предстоит возрождать в современности.

Но радует вот что. Распространенным явление стало освящение боевой техники православными священниками — будь то подводный атомоход “Даниил Московский” или новейший вертолет К-52. К нам возвращается сознание необходимости крепить обороноспособность государства не только политическими и материальными, но и духовными средствами.

Сейчас происходит формирование новой генерации генералов и офицеров Российской Армии, психология которых отнюдь не скована недавними советскими идеологическими догмами, но напротив, обогащена исконными воинскими обычаями и традициями прежней Царской Армии, хотя эти военные отнюдь не отказываются от положительного, героического опыта вооруженных сил Советского Союза.

Я хочу привести характерный пример такого самосознания для современного военного человека, хотя, как бы и не по ведомству Министерства обороны. Генерал Андрей Николаевич Николаев — до недавнего времени директор Федеральной пограничной службы РФ на встрече с Его Святейшеством Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II еще весной 1995 года говорил:

“Православная Церковь и погранвойска — это одни из главнейших элементов державности... Вера и Родина — это синонимы: без Веры не может быть Родины, без Родины — Веры... Поскольку личный состав погранвойск сейчас на 75-78% набран из русских, а в офицерском составе их число доходит до 89-90%, Православие все же играет особую роль” (“Сегодня” 17 марта 1995 г.).

Ярким примером в этом для всей нашей Армии является Министр обороны маршал Сергеев. Ведь именно при его личной поддержке начал создаваться и факультет Православной культуры при Академии Петра Великого и Храм Преподобного Илии Муромца в части РВСН.

Мы, участники Движения «Россия Православная» твердо верим, что Российская Армия и Флот выдержат все нападки чужеземной духовной экспансии сегодня. И мы думаем о дне завтрашнем. Думаем о достойном воспитании наших детей, нашей молодежи. С этой целью нами осуществляется программа духовного и гражданского спасения детства, которая носит пока условное название — «Россия Молодая». Особою роль в этой программе занимает военно-патриотическое воспитание, развитие культурное и физическое. Без физически здорового образа жизни — без спорта на строго православной основе, без туризма преображенного в паломничество по святым местам Руси мы вряд ли сможем вырастить будущие поколения российских воинов.

Да, наше Отечество сейчас переживает не лучшие годы. Дело даже не в унижении на политической арене, дело даже не в экономическом упадке или уродстве царящих нравов. Самый страшный упадок — это падения духа, духа Веры, воинского духа. Но Россия жива. Вижу много деятельных людей, которые всерьез озабочены положением нашей Отчизны, вижу эти настроения у молодежи. От них — подростков и молодежи во многом зависит грядущее нашей России. Верю, что ее ждет возрождение и славное будущее, которое будет завоевано крепостью православного духа. Крепость духа — в исповедании веры Православной, в исповедании своей национальной самобытности.

Возьмем русское воинское знамя. Это ведь тоже исповедание веры, веры в Бога, веры в победу и торжество Истины. Знамя это свидетельствование перед миром о силе воинского духа. Это настоящее духовное оружие. И это оружие для врага бывает страшнее, чем, пушки, сабли, ракеты, пулеметы и казачьи пики. Это оружие есть свидетельствование, что на нашей стороне — Силы Небесные. Именно поэтому на знаменах нашего Движения изображается Православный Крест и Спас Нерукотворный. Воинская сила и мужество нам нужны не для кровопролития, но ради охранения мира. Именно слабый духом человек норовит своего ближнего ставить на колени, становится террористом-подпольщиком. Сильный духом норовит ближнего поднять с колен, да не только ближнего, а всю Державу. Я верю, что слова приснопамятного Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая о солдатах и офицерах Великой Отечественной войны, что это были «люди, в каждом из которых есть черты, сходные с чертами характера Дмитрия Донского”, в полной мере можно будет отнести и к следующим поколениям русского воинства.

Москва, 30 января 1998 года от Р.Х.


В окопах атеистов не бывает

 

Из года в год вот уже 1010 лет — со времен Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Русь-Россия вместе со всею Соборной Церковью каждую весну ликует и празднует победу над смертью, победу на адом — Воскресение Христово. Праздником праздников именуют Пасху верующие, сорок дней до самого Вознесения Господня приветствуют друг друга: “Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!”. А преподобный Серафим Саровский в напоминание о Пасхе и весь год по Воскресным дням приветствовал своих духовных чад: “Христос Восрес, радость моя!”

Именно на Пасху православный христианин особо остро и ясно осознает смысл своего духовного звания. Все мы, уповая на Отеческое Божие милосердие, мечтаем быть в жизни будущего века счастливыми гражданами Царствия Небесного, горожанами Небесного Иерусалима. По свидетельству Святителя Филарета, Митрополита Московского только верные граждане России, верные насельники земного Дома Пресвятой Богородицы, только верные сыны Матери-Церкви удостаиваются такого высокого гражданства. В этом и смысл нашего патриотизма, в этом и смысл нашей нелицемерной любви к Отечеству земному, которая преображается любовью к Отечеству небесному.

Первый день Пасхи 1945 года пришелся на 6 мая — на День Великомученика и Победоносца Георгия, который издревле почитался небесным покровителем Русского Воинства. К этому дню победно завершились последние сражения Великой Отечественной войны и по праву именно этот день должен был бы отмечаться как День Победы. Но исторически сложилось так, что победный орудийный салют возле стен Кремля прогремел 9 мая на Светлой Седмице в среду, и с тех пор повелось праздновать Победу в этот день. А с недавних пор 9 мая официально стал и Церковным праздником, по всем храмам России служатся Божественные Литургии в память о всех воинах, отдавших свои жизни за наше Отечество.

Казалось бы, какое дело религии в современной светской стране до государственного праздника? Но Россия не простая страна, для которой защита территориальной целостности — забота только цивильного значения. Феномен Святой Руси, значение Русской Земли объяснял нам Святой Праведный Иоанн Кронштадтский: земля наша — подножие Престола Господня. Именно поэтому многие русские люди, которые за годы советской власти в силу официальной богоборческой политики отошли от веры предков, отдавая свои жизни за Отчизну, проливая свою кровь в боях с захватчиками, полностью этим искупали свой грех богоотступничества. Руская Православная Церковь на протяжении всей истории воспитывала в своих верных чадах сугубый патриотизм, священную любовь к своему земному Отечеству. Именно на Пасху русский православный человек особо остро и ясно осознает смысл служения родному Отечеству, а в звании гражданина Третьего Рима и в своем служении всему мироустройству на принципах справедливости и правды. Вот основа нашего имперского, поистине вселенского патриотизма.

В Воскресенье 22 июня 1941 года, в День Всех Святых, в Земле Росийской просиявших, в немногочисленных открытых храмах России уже звучал вдохновенный призыв к защите Родины Русского Первоиерарха Митрополита Сергия (Страгородского).

Духовным свидетельством преображения духовного состояния нашего народа в тяжелейших испытаниях войны явилось то, что сотнями, а потом тысячами стали открываться православные храмы и некоторые монастыри, закрытые неистовыми атеистами за годы после революции. Теперь уже общеизвестно, что на церковные пожертвования ради освобождения нашего Отечества были созданы эскадрилья боевых самолетов “Александр Невский” и танковая колонна “Димитрий Донской”. Владыка Николай (Ярушевич), митрополит Крутицкий и Коломенский писал об этом событии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: