Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 

 

Конспект фронтального логопедического занятия:

Дифференциация звуков [ч*], [ш*]. Закрепление правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ для обучающихся 1-го класса.

 

 

                                                                 Подготовила учитель-логопед  

1 квалификационной категории 

МБОУ «Школы № 11»

                                                                                          Меньшова Ольга Алексеевна                                        

                                                                

                                                         

 

 

Рязань 2021

Конспект фронтального логопедического занятия:

«Дифференциация звуков [ч*],[ш*]. Закрепление правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ для обучающихся 1-го класса».

 

Цель: закрепить у детей умения различать звуки [ч*], [ш*] устно и на письме.

 Задачи:

1) Образовательные: учить различать и выделять звуки [ч*], [ш*] в слогах, в словах и предложениях; закреплять навыки правильного написания слогов ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

2) Развивающие: развивать фонематический анализ и синтез; активизировать словарный запас; развивать внимание, воображение и речевую активность.

3) Воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятиям.

Словарная работа: щенок, щётка, ящик, щука, ящик, очки, луч, вещи, бабочка, туча, роща, дача, молчу, ищу, кричу, свеча, часы, кричу, задача, чаща.

Оборудование и материалы:

- презентация к уроку;

- цветик-семицветик с заданиями;

- мягкий мячик;

- рабочие тетради у учеников;

- карточки со слогами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ для каждого ребенка в желтых конвертах;

- комплект для игры «Сложи слова» в красных конвертах для каждого ученика.

Ход занятия:

Ребята, здравствуйте! Сегодня мы снова отправимся в путешествие по Стране Звуков и Букв. Чтобы войти в неё, нужно выполнить задание: давайте попробуем определить - к каким звукам и буквам мы пойдём сегодня в гости. Послушайте стихотворения. Назовите, какие звуки и буквы часто встречаются в  стихотворениях:

 

                                      Я ежонка помню чётко:

                                                   Он колючий, словно щётка.

 

                                      За щёчками хомячка

                                     Три зёрнышка ячменя.

 

(звуки [ч*], [ш*], буквы Ч Щ)

Щекастый хомячок принес  на наш урок Цветик – семицветик. Это путеводитель в сказочную страну. Нас сегодня ждет занимательное занятие. Вперед!

(1-2 минуты)

Начнем с зеленого лепестка.

Зеленый лепесток «Буква и звук».

Вспомним, чем звук отличается от буквы. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и читаем)

1.1 Ребята, послушайте слова – щенок, щётка, ящик. Какой одинаковый звук слышится в этих словах? (Звук [Ш*])

А теперь давайте изменим эти слова так, чтобы они обозначали маленькие предметы.

- Щеночек, щёточка, ящичек.

Что изменилось в звуковом составе этих слов?

-Слышится еще один звук [Ч].     (3 минуты)

1.2 Посмотрим на доску:  мы видим слова- щука, ящик, очки, луч, вещи, бабочка.

Их нужно записать в два столбика: в первый с буквой Ч, во второй с Щ.

Открываем рабочие тетради, записываем сегодняшнее число. Делим страничку на два столбика. И приступаем к работе.

Два ребенка работают у электронной доски: один выбирает слова буквой Ч, второй – со Щ. Потом вместе проверяем правильность выполнения задания.

(9-10 минут)

А теперь нас ждет следующее задание. Что мы видим на втором лепестке?

Желтый лепесток. «Слоги».

2.1 Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, ЧУ или ЩУ.

Учитель бросает мягкий мячик ученику и говорит слово, ребенок должен произнести слово полностью.

Ту…  И…      Да…

 

Мол… Ро…           Кри…            (11 минут)

А теперь нужно немного отдохнуть:

2.2 «Зрительная гимнастика»

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ПИСЬМО НОСОМ» (снимает напряжение в области глаз).

- Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, напишите в воздухе слоги ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Глаза закрыты. Какие буквы пишутся в этих слогах?: ЧА-ЩА пишется с буквой А, ЧУ-ЩУ пишется с буквой У.

Поморгали, открыли глаза. (12-13 минут)

 

2.3 Обратим внимание на доску:

задание называется: "Закончи словечко"

Закончи слова, которые записаны на доске, выкладывая подходящие слоги в цепочку. Карточки со слогами мы достанем из желтых конвертов.

На доске записано: Ро…, све…, ча…, кри…, зада….

Проверка выполненного задания: получившаяся цепочка- ща,ча, ща, чу, ча.

Какие вы молодцы! (15 минут)

А теперь  посморим, что написано на красном  лепестке.

Красный лепесток «Слово».

3 «Сложи слова».

На парте у каждого ученика лежит красный конверт. Достаем из него карточки. Составляем и выкладываем слова.

СЫ ЧА КА ЩУ    ЧА-ЩА

Дети выкладывают слова из слогов.  Один ученик работает у доски. Когда слово сложено правильно – появляется картинка.

Учитель проверяет правильность выполненного задания.

Давайте запишем эти слова в тетрадку.  (18-19 минут)

Как вы все правильно и быстро делаете. Пора снова немного отдохнуть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: