Востока и запада пределы: Медведица и против Медведицы—гора сверкающего Зевса

«Востока и запада пределы: Медведица и против Медведицы—гора сверкающего Зевса».

Но противоположности (борьба между ними) не только определяют вечное становление космоса, но и пространственно космос устроен тоже как противоположное, противостоящее друг другу: восток и запад, небо (Медведица на нем) и земля («гора сверкающего Зевса»).

 

57. [35] __ IX 10.

«Учитель весьма многих [вещей или людей] — Гезиод, его считают знающим весьма много, — его, который не разумел, что день и ночь — одно».

Фрагмент, характеризующий процесс становления, в основе которого лежит борьба противоположностей, соединение в одном противоположного себе: день есть ночь, а ночь есть день. Непонимание этого, что не лежит на поверхности, что не явно, а дается размышлением, присуще, считает Гераклит подчас людям, которые слывут учителями, но которые таковыми быть не могут, так как они не понимают главного.

 

76. [25] Максим Тирский XII 4 р. 489 {после В 60. 62). «Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля—воды [смертью].

Огня смерть—воздуха рожденье и воздуха смерть—воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, [из смерти] воздуха — огонь, и наоборот».

Смерть одного есть условие рождения другого – космический Закон: жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь.

Но в этом фрагменте ‑ детализация космологического процесса «угасания» огня, когда охлаждение мирового жара (смерть огня) порождает воздух («воздух живет огня смертью»), охлаждение горячего воздуха приводит к возникновению воды («вода живет воздуха смертью»), а смерть воды (высыхание, затвердение) рождает землю («земля—воды [смертью]»). Вторая часть фрагмента – повторение этапов: как смерть есть жизнь воздуха, как смерть воздуха есть жизнь воды, как смерть земли есть вновь рождение воды, как смерть воды есть жизнь воздуха, как смерть воздуха есть жизнь огня. И наоборот. И так – вечно, «мерами», т.е. процессы изменения ритмично сменяют друг друга, как «мерами» происходит «сгорание» всего в мировом пожаре, так и «угасание» мирового огня, т.е. «огня смерть – воздуха рожденье и воздуха смерть – воды рождения…» И опять все снова и снова.

 

88. [78] __ consad Apoll. 10 p. 106 E.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: