«Одно и то же в нас—живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это».
В данный момент становления присутствует противоположное: живое в своем становлении уже включает мертвое, так как в процессе изменения живое приближается в каждый миг к неживому, т.е. к своему концу как живого. Живое есть соединение бодрствования и сна; и т.д. Изменение есть процесс превращения в свою противоположность, взаимопереход противоположностей.
20. [86] __ __ III 14.
«Родившись, они стремятся жить и, тем самым, умереть, лучше же сказать—успокоиться, и оставляют детей, порожденных для смерти».
Экзистенциалистская формула, предложенная в философии через 2,5 тысячи лет после Гераклита: жизнь есть движение к смерти. Гераклит формулирует нечто подобное, как всегда «заостряя» («натягивая тетиву») ‑ «стремятся жить», значит «умереть», после себя оставляют детей, рождают детей для …смерти. Напряжение мысли возрастает при введении во фразу «детей», которых люди рождают ‑ ни больше, ни меньше – на погибель (каково?!).
Но таков Закон: жизнь и смерть – две противоположности, не существующие одна без другой и состояние жизни предполагает смерть, а смерть есть ограничение или обозначение жизни как целого, а, значит, нет «успокоенности», есть вечное становление, в котором вызревает «наипрекраснейшая гармония», в которой происходит взаимообмен жизни и смерти.
Но в этой гармонии есть и трагический привкус. Красота (гармония) и трагедия у Гераклита соединены в Законе Космоса.
Эту же мысль, но уже предельно лаконично, в виде законченного афоризма, представляет фрагмент
62. [67] __ __
«Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают».
Люди продолжают себя в детях, тем самым, продолжая жить и после своей смерти, т.е. «смертные – бессмертны». Но продолжая жить в последующих поколениях, люди не обретают индивидуальной бесконечной жизни, т.е. «бессмертные – смертны».
77. [72] Нумений fr. 35 (у Порфирия).