Для психеи — услада или смерть: [смерть—стать влагою, услада же для них—вступление в жизнь

«Для психеи — услада или смерть: [смерть—стать влагою, услада же для них—вступление в жизнь. В другом же месте он говорит:] Мы живем их смертью, и они живут нашей смертью».

Психеи (души) рождаются из испарений влаги, следовательно, смерть для психей – «стать влагою», а «услада» (радость, удовольствие) ‑ родиться, обрести жизнь. Души (психеи) умирают вместе с людьми (у Гераклита нет веры и идеи в бессмертие душ людей, души связаны с телами, смерть тела есть смерть души). Но умершие поколения людей продолжают себя в родившихся детях: «…они (дети – Н.К.) живут нашей смертью». Но здесь и космологический уровень: психеи живут смертью влаги, а влага (вода) живет смертью психей.

 

126. [39] __ schol. ad. exeg. II p. 126 Herrn.

«Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется».

Одно состояние уступает место другому. Идея всеобщей изменчивости трансформируется в тезис о единстве противоположностей. Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возникновение другого.

 

58. [57, 58] __ __

«И добро, и зло - одно. Действительно, врачи, мучающие больных, режущие и жгущие всячески, требуют еще сверх того платы, хотя ее не заслужили, так как они делают то же самое: добро и болезни».

Гераклит раз за разом, фрагмент за фрагментом обращается к самой важной и сложной, не просто понимаемой, неявной мысли о противоположностях, которые перетекают одна в другую и совмещаются в одном. «Добро и зло – в одном» ‑ чтобы вылечить больного (сделать добро), надо причинить боль («врачи, мучающие больных, режущие и жгущие всячески»), да еще потребовать платы. И боль, и плата за боль – зло. Но – в этом присутствует добро – лечение болезни. Вот почему: «и добро, и зло – одно». Хотя в отношении к врачам у Гераклита сквозит личное – недоверие к ним, их неспособность вылечить его самого от тяжелой болезни. Субъективному недоверию он находит оправдание в устройстве мира, в противоречивости, присущей любому явлению и миру в целом.

 

111. [104b] __ __ 177.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: