У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое—справедливым

«У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое—справедливым».

Бог выше добра и зла, справедливости или несправедливости, т.е. с «космической высоты», с точки зрения космоса или мироустройства добро и зло, прекрасное и безобразное, свет и тьма и т.д. – в русле основного Закона, т.е. «войны всего», борьбы противоположностей. Человек отдает предпочтение чему-то, но космос принимает все как дополняющее и исключающее, как борьбу этих противоположностей, лежащей в основе всеобщего процесса изменения.

 

 

V. Идея и образы изменчивости ‑ 12 [41. 42]; 49a [81]; 91 [41. 40]; 6 [32]; 52[79]; 125 [84]; 122 [9]

12. [41. 42]. Арий Дидим у Евсевия. Р. Е. XV 20

(Д 471,1).

«На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды. Психеи же испаряются из влаги».

Данный фрагмент включает кроме метафорического образа текучести, изменчивости, образ круговорота, в который включены не только три, порожденные огнем стихии, но и души (психеи), которые «испаряются из влаги». Возможно истолкование данного фрагмента как продолжения натурфилософской традиции милетцев, в частности, Фалеса: вода – та материальная стихия, которая обеспечивает взаимосвязь всего, в том числе и рождение новых душ. Но буквальному толкованию гераклитовские фразы сопротивляются: здесь не просто вода, а вода движущаяся по руслу, т.е. река, символизирующая вечный поток (становление) рождения и смерти, который происходит в царстве Закона (русло реки). Горизонтальному движению реки противопоставлен (перпендикулярен) процесс рождения душ («испарения из влаги»). Образ реки и испарения из ее влаги – образ многомерного, разнонаправленного в своих изменениях и качественно неоднородного в своих превращениях (рождаются Психеи) мира. Вода у Гераклита возникает в процесс охлаждения воздуха, течет по земле (земляное русло) и из реки вода отдает свою часть воздуху, превращается в воздух. Многообразие мира порождено взаимосвязью его материальных элементов (земли, воды и воздуха), за которыми скрыт источник и цель всех превращений – огонь (жар, энергия).

 

49a. [81] Геракл alleg. 24 (после 62).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: