В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем

Образ реки, потока, течения представляет сложнейшую мысль об изменчивости и становлении бытия. «Все по Гераклиту движется наподобие течения» (Платон); «По Гераклиту, всё движется» (Аристотель); «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» [См.: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С.209-210].

Текучая или движущаяся вода, вода- поток, имеющая определенную форму (русло) – это река – буквальное материальное воплощение идеи движения (подвижности, изменчивости). Но изменчивость измеряется временем. Потому река есть воплощение идеи времени. Образ реки – метафора времени.

 

91. [41. 40] __ __ 18 р. 392 В.

«В одну и ту же реку нельзя войти дважды [по Гераклиту, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена] рассеивает и снова собирает ее, [а лучше сказать не снова и не после, но одновременно] она [образуется и погибает] приближается и удаляется».

Марк Аврелий, римский император и философ (121-180 гг. н.э.) писал: «Время есть река возникающего и стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое» [Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика. С.294].

Неуловимость настоящего времени, этой загадочной точки между прошлым и будущим в мировом потоке изменчивости, волновала и волнует человеческую мысль. Мы не может дважды оказаться в одном и том же моменте настоящего, не можем «дважды войти в одну и ту же реку», потому что «всё течет, всё изменяется…»

Аргентинский писатель Х.Л.Борхес (1899-1986) в новелле «Время» замечает, что «мы и поныне ощущаем то древнее смущение, которое когда-то поразило Гераклита. … Почему никто никогда не войдет дважды в одну и ту же реку? Во-первых, потому что воды реки текучи. Во-вторых — и это метафизически затрагивает нас, пробуждая что-то вроде священного ужаса, — потому что мы сами подобны реке, мы также текучи… Время — дар вечности. Вечность позволяет нам жить в последовательностях. У нас есть дни и ночи, часы и минуты, у нас есть память, есть сиюминутные ощущения, и, наконец, у нас есть будущее, будущее, которого мы еще не знаем, но предчувствуем или боимся. Время — река, текущая к нам от своего непостижимого начала, из прошлого в будущее – и это нам понятно. … В нашем жизненном опыте время всегда подобно реке Гераклита…» [ Борхес Х.Л. Собр. соч.: в 4 т. СПб., 2005. Т.3. С.543-544].

Тему времени-потока Борхес продолжает в одном из своих стихотворений:

«Мы – время. Мы – живое воплощенье

той Гераклитовой старинной фразы.

Мы – капли, а не твердые алмазы.

Мы – влага не затона, а теченья.

Мы – воды с мимолетными чертами

эфесца, к ним припавшего. Движенье

колышет и меняет отраженья

на глади, переменчивой, как пламя.

Мы – реки, что дорогою заветной

бегут к морям. Потемки беспросветны.

Минует все. Ничто не повторится

Своей монеты память не чеканит.

Но что-то потайное в нас не канет,

и что-то плачущее не смирится»

[ Борхес Х.Л. Словно реки /Борхес Х.Л., т.4. С.265].

«Течение времени», «поток времени» ‑ субстанциональные метафоры, выражающие качественное свойство времени. Именно такое переживание времени соответствует «здравому смыслу» человека: события или имеют место теперь, в настоящий момент или представляются как прошлые либо будущие. На бытовом уровне и в поэтическом языке этот образ берет свое начало, по-видимому, в клепсидрах, водяных часах. Знаменитые «Мягкие часы» Сальвадора Дали растягиваются, стекают по капле в углу стола ‑ такая своеобразная живописная метафора идеи текучести.

Философский образ-понятие времени-реки, времени-потока изменчивости всего во времени эхом откликается в поэтических отражениях: в русской традиции – это Г.Державин, введший формулу «река времён»:

«Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы».

У О.Э.Мандельштама, который любил «гераклитовы метафоры», появляется образ сухой реки:

«… В сухой реке пустой челнок плывет,

Среди кузнечиков беспамятствует слово»

(«Ласточка», 1920).

Тревожащий и пугающий образ беспамятства – пустой челнок по сухой реке. Иногда «вóды» реки времени Мандельштам сравнивает с сухими листьями:

«… И лодка, волнами шурша,

Как листьями...»

(«Как тень внезапных облаков...», 1910).

Таким образом, сухая река — это и река времени, и река забвения Лета (тоже сухая, лишающая памяти).

У последнего из классиков поэзии ХХ века И.Бродского «река времен» безмолвна, холодна и покрыта ледяным панцирем.

Время бесконечно, но в вечности времени конечно отдельное, например, жизнь. Для Гераклита животворящей силой был огонь – «то затухающий, то воспламеняющийся вновь». Душа, отделяясь от источников животворящего и вселенского огня, «мгновенно проявляет склонность превращаться во влагу». Это значит, что для Гераклита смерть души есть сама вода. Философская метафора или образ-понятие «река времени» включает трагическую ноту ухода, утраты, безвозвратности.

Образ реки с ее меняющимися водами как образ всеобщей изменчивости, временности обращен не только к внешнему по отношению человека миру, но и к осознанию самой текучести Бытия. Наше сознание не может абстрагироваться от времени, поскольку само представляет переход от одного состояния к другому, т.е. сознание есть последовательность или время.

Одна из ведущих для философии метафор, предложенная американским философом У.Джемсом, ‑ сознание как поток [См.: Джемс У. Поток сознания // Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. ‑ С. 56-80]. Каждое состояние сознания является частью личного сознания; в границах личного сознания его состояния изменчивы и всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений. Т.е., пишет Джемс, в сознании происходят непрерывные перемены: ни одно раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко. Движение мысли настолько стремительно, что почти всегда приводит нас к какому-либо заключению еще до того, как мы успеваем затормозить мысль. Конечно, мысль можно приостановить, но тогда она прекращает быть сама собой... Сознание не выглядит разделанным на кусочки... Оно также и не представляет собой какую-либо однородность: оно течет. Поэтому вряд ли подходящей для сознания будет метафора «цепь (или ряд) психических явлений». Всего естественнее к нему применить, считает Джемс,метафору «река» или «поток».

 

6. [32] Аристотель meteor. В 2. 355a 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: