Перед находящимися там они восстают и, бодрствуя, становятся стражами живых и мертвых

«Перед находящимися там они восстают и, бодрствуя, становятся стражами живых и мертвых».

Непонятный фрагмент: этот фрагмент следует за фрагментом, утверждающим, что бессмертные – смертны, а смертные – бессмертны. О чем же идет в данном фрагменте речь? Кто «восстает» перед находящимися там? И кто это – «находящиеся там»? Находящиеся там – умершие? А восстают – живые? – Нет, непонятно: почему вдруг они (живые), бодрствуя (не спя), становятся стражами живых и мертвых?

Может быть, Гераклит таким образом высказывает идею воскресения?

А, может быть, речь идет опять о сне, о спящих, которые являются стражами и живых, и мертвых, так как сон есть пограничье между жизнью и смертью: для живых – это имитация смерти, некое ее подобие, промежуточной состояние, похожее на смерть, но не смерть. Для мертвых – это живое, подобие мертвого, но живое, значит, бодрствующее. Тогда получается, что спящие «перед находящимися там», за гранью жизни, т.е. в «царстве мертвых», «восстают», т.е. для неживых они «восставшие» (немертвые) люди пограничья ‑ «стражи живых и мертвых». Может быть, так?

В подтверждении последнего толкования – фрагмент

75. [90] __ VI 42.

«[Спящих, предполагаю я, Гераклит называет] работниками и сотрудниками того, что происходит в космосе».

7. [37] ‑ de sensu 5.443α 23.

«Если бы все существующее превратилось в дым, ноздрями его можно было бы распознать».

7-ой фрагмент Гераклита перекликается с 1-м: чувственное познание имеет дело с иллюзией, небытием, но не с бытием. Здесь есть два уровня прочтения: буквальный ‑ дым (невидимое) может быть распознано чувственным органом (носом, «ноздрями»); метафорический – «всё превратится в дым», т.е. исчезнет, станет ничем, превратиться в свою противоположность, небытие, которое, оказывается, имеет свой способ «распознания» ‑ чувствами («ноздрями»). На метафорическом уровне прочтения многозначное «дым» сопряжено с чувственным знанием или распознанием, которое может быть «перевернуто» таким образом: чувственное знание есть знание иллюзорного, того, что скрывает сущность, скрывает подлинное бытие, знание всего лишь «дымовой завесы» бытия. Чувственное познание не столько распознает всё, сколько распознает всё как «дым», видимость.

34. [3] __ ____


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: