Те, кто, слушая, не понимает, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «присутствуя, они отсутствуют»

Те, кто, слушая, не понимает, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «присутствуя, они отсутствуют».

Этот фрагмент – о непосредственном чувственном восприятии, которое само по себе еще не дает знания Правды, не дает понимания. Непосредственное восприятие чего-либо, конкретно-чувственный контакт не есть гарантия понимания, которое дано уму.

47. [48] __ __ 73.

«Ο значительнейших вещах не будем судить слишком быстро».

Знание существенного («значительного») или знание Закона не дано сразу, не лежит на поверхности, не дано чувственному, быстрому познанию. Познание «значительного» требует ума, разумного (рационального) познания, которое опосредованно, ищет скрытое, требует проникновения в глубь, поиска причин и их анализа.

 

101 а. [15] Полибий XII 27.

Глаза—более точные свидетели, чем уши.

В чувственном восприятии европейская традиция со времен Гераклита отдавала предпочтение зрению, больше среди прочих чувств, доверяя ему.

107. [4] Секст Эмпирик VII 126.

«Плохие свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые психеи».

Глаза и уши — плохие свидетели для людей с грубой душой – душой небодрствующей, все забывающей и не способной к познанию.

Грубые психеи у тех людей, которые не способны к познанию, поэтому таким людям, их «глазам и ушам» не следует доверять. Но вот вопрос: «грубая психея» ‑ это навсегда? Или «грубую психею» возможно изменить, развить, совершенствовать?

Ответ Гераклит дает в фрагменте

116. [106] __ __ V 6.

«Всем людям, свойственно познавать самих себя и мыслить».

 

18.[7] __ __ II 17.

«Если он не ожидает неожиданного, то не найдет сокровенного и трудно находимого».

«Неожиданное» ‑ то, что за пределами естественного, привычного хода вещей; «неожиданное» ‑ это не просто новое, это внезапное, а потому выбивающееся из привычного и не объяснимого по уже известным правилам. Но само главное – «ожидать неожиданного», говоря современным научным языком ‑ иметь установку на неожиданное, готовность к тому, что познание может включать непросто новое, а чудесное, и т.д. Без этой установки невозможно, считает Гераклит, познать или найти «сокровенное», т.е. то, что не имеет пока возможность быть высказанным, к чему устремляется наша душа и что особенно «трудно находимо». «Ожидать неожиданного» ‑ условие познания, то самое, которое позднее Аристотель назвал удивлением. Способность удивляться – необходимейшая способность в процессе познания.

В тоже время «неожиданным» является то, что по-житейски кажется невозможным, например, несовместимость в одном противоположных состояний, на чем настаивал Гераклит.

27. [122] __ __ __ 146.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: