Большинство божественных дел] ускользает от понимания благодаря неверию

«[Большинство божественных дел] ускользает от понимания благодаря неверию».

«Божественные дела» ‑ это законы космоса, законы мироустройства, которые выше всего. Они ускользают от понимания, т.е. от познания, стремления следовать им, соотносить себя и свою жизнь с законами, которые выше индивидуальных человеческих желаний. Неверие в данном случае – это неверие в силу Закона, который требует познания.

 

92. [12] __ de Pyth. or. 6 p. 397 A.

«Сивилла неистовыми устами произносит угрюмое, неприкрашенное и неподмазанное, и речь ее звучит сквозь тысячелетия, ибо она побуждаема божеством».

Сивилла – ясновидящая, получившая от божества дар предвидения – носительница истинного знания, которое не требует приукрашивания, может быть достаточно грубым, неистовым, но оно звучит сквозь тысячелетия, потому что это голос Правды.

 

Комментарии к ФРАГМЕНТАМ ГЕРАКЛИТА (по порядку нумерации)

 

Перевод с древнегреческого М.А.Дынника // Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: государственное издательство политической литературы. 1955. С.41-52.

 

1. Секст adv. math. VII 132.

«Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его — ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые, Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же, как они свои сны забывают».

Логос — «слово», «речь» самой вечной природы. Об этом важнейший фрагмент Гераклита, переданный Секстом Эмпириком: Логос вечен, но люди не понимают его, также как «забывают сны». Сны есть, Логос для людей также есть, действует, мы с ним имеем дело, соприкасаемся с ним, но как забываем сны, так и забываем, не знаем, не понимаем Логос.

Аналогия: забываем ‑ не понимаем; понимаем – не забываем. Видеть, но забыть ‑ случай сна. Видеть, но не понимать и это то же, что забыть – случай логоса.

Что надо делать, чтобы понимать? – Каждое слово разделить по природе и разъяснить по существу.

Гераклитовский образ мира – это мир как Логос: Логос – это Закон мира, но Логос – это и слово, речь. Т.е. мир Гераклита – это мир как слово или как речь или как Книга. Космос (природа) имеет речь, книгу (речь) природы нельзя прочитать (услышать), т.е. воспринять чувствами – для этого надо знать язык, на котором она «написана», где отдельные вещи суть «слова» этой речи.

Греческое письмо было поначалу сплошным, без деления на слова, отсюда «прочесть» означало правильно выделить слова (вещи): «...я разделяю их согласно природе и высказываю как они есть». Но люди разделили «этот логос» не «по природе», отделив каждое слово и, более того, разделив слова на бессмысленные «слоги», в результате чего люди логос не понимают, прочитывают мир неправильно. Люди сталкиваются с реальностью лицом к лицу, но не видят ее, по сути – видят и слышат ее, но не видят, не понимают, подобно тому, как видят сны, но их забывают. Бодрствуя, мы забываем то, что видим во сне, а во сне забываем то, что знали, видели, бодрствуя. Бытие скрыто, Логос невидим, скрыт, а слышимое и видимое людьми в состоянии бодрствования, т.е. чувственное знание – «забытый сон».

Сон – нереальность, небытие, но он обладает видимостью, т.е. наглядностью, полон чувственных образов. Чувственное знание дает нам знание небытия. Бытие поддается разуму, рациональному знанию – анализу и знанию сущности. Прочтение природы доступно только уму (разуму).

2. [92] Секст VII 133.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow