«[Следует различать два вида жертв: одни [жертвы] приносятся людьми совершенно чистыми, как это изредка может иметь место у какого-либо одного человека, по словам Гераклита, или же немногими мужами, которых легко перечесть. Другие [жертвы]—материальные и т. д.]».
Критическое отношение Гераклита к жертвоприношениям продолжено в данном фрагменте. Гераклит оправдывает только один вид жертвоприношений – жертвоприношения, совершаемые по наивности (чистоте). Но это большая редкость для современников Гераклита. Гераклит категорически не принимает материальный характер жертвоприношений, поскольку только материальное само по себе (и, по-видимому, усиливающееся в жертвоприношениях) говорит о возможностях материальных человека (о его достатке), но не о силе его веры.
14. [124 125] Климент Protr. 22.
«[Кому же пророчествует Гераклит Эфесский?] Ночным бродягам, магам, вакханкам, менадам и мистикам. [Им он угрожает наказанием после смерти, им он предрекает огонь]. Ведь не священным образом совершаются посвящения в принятые у людей мистерии».
15. [127] __ __ 34 р. 26,6.
«Если бы не в честь Диониса они совершали шествия и пели фаллический гимн, они бы поступали бесстыднейшим образом. Дионис же, ради которого они неистовствуют в вакханалиях, тождественен Аиду».
Гераклит опять пишет о противоречии видимого как «бесстыднешего» действа в честь богов (мистерии – шествия и гимны) и самой веры в богов. В принятых ритуалах, особенно в честь бога Диониса, в разного рода мистических действиях и мистериях нет ничего священного или слишком далеки они от священного, настолько, что Гераклит «предрекает им огонь», Аид, смерть. Огонь в данном случае – неизбежная гибель мира (и его обновление), в котором существуют и боги и которые умирают вместе с миром и обновляются вместе с ним.
86. [116]__ __ 38.






