Своеволие следует гасить скорее, чем пожар

«Своеволие следует гасить скорее, чем пожар».

Своеволие – значит, не соответствие закону космоса, а следование или подчинение своей воле, что необходимо «гасить скорее, чем пожар».

Но пожар в масштабах космоса – Огонь – смерть одного состояния мира (мира в его многом, мира многих предметов и процессов) и рождение нового мира (нового его состояния).

«Своеволие» ‑ «пожар»: в своевольном человеке «сгорает» всё в его «тупой», все подчиняющей себе воле. «Угасание» космического пожара есть рождение одного как многого. «Погашенное» своеволие, следовательно, есть условие рождения и пробуждения в человеке многих качеств, разнонаправленных, борющихся, но подчиненных, «повинующихся» «воле одного» ‑ космоса, и это Закон [См.: фрагмент 33].

44. [100] __ __

«Народ должен сражаться за закон, как за свои стены».

Закон дан, ему необходимо повиноваться: по сути дела закон для общественной жизни проистекает из космического Закона. Но почему, за то, чему повинуешься, надо сражаться? «Стены» ‑ защита, опора, твое очерченное судьбой (Законом) место. «Сражаться» ‑ потому что, потеряв закон, забыв его – потеряешь защиту, опору, изменишь своей судьбе. Изменить судьбу невозможно, но струсить перед судьбой (Законом) возможно, чем накличешь на себя еще большие несчастья и позор. Закон – это всё и для человека, и для народа, потому-то за него надо «сражаться», «как за свои стены».

45. [71] __ __ 7.

«По какому бы пути ты ни шел, границ психеи ты не найдешь; столь глубок ее логос».

Замечательная метафорическая характеристика души (психеи). Душа у Гераклита вписана в круговорот превращений космического огня – она испаряется из влаги. Но все же не стоит (как все у Гераклита) понимать буквально. «Границ психеи ты не найдешь»: границы у Гераклита есть у Космоса (временнáя – вечность или Эон и пространственная – сфера), но у души границ не найти. Что же душа безгранична, она выше космоса? Нет, пространственные характеристики, применяемые Гераклитом к душе – «границы», «путь», дорога, по которому идешь, «глубина» ‑ характеризуют, с одной стороны, невозможность душу очертить, обнаружить ее определенность в этих указанных параметрах, если понимать их буквально; с другой стороны, именно эта невозможность буквального пространственного обозначения души, позволяет поставить вопрос об особом «пространстве души», о ее специфической, отличной от других вещей качественной определенности – о «глубине ее логоса» ‑ закона души, столь трудно обнаруживаемого, трудно постигаемого, потому характеризующего душу как бесконечную в ее обнаруживаемых «видимых» проявлениях и бесконечную в познании ее и самопознании.

46. [132] __ __


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: