Про самомнение он говорил, что это] — священная болезнь

«[Про самомнение он говорил, что это] — священная болезнь».

Самомнение – болезнь? Мнение о себе или самопознание, результатом которого является самомнение – почему болезнь? Болезнь противоположна здоровью. Самопознание – это познание и своей природы. Самопознание включает в себя противоположные знания о себе, их борьбу, поэтому самопознание болезненно как болезненна борьба, «война». Но это болезнь священна, так как в ней (в самопознании) содержится Закон космоса, противоречивость, которая определяет процесс самопознания и его результат – самомнение.

47. [48] __ __ 73.

«Ο значительнейших вещах не будем судить слишком быстро».

Знание существенного («значительного») или знание Закона не дано сразу, не лежит на поверхности, не дано чувственному, быстрому познанию. Познание «значительного» требует ума, разумного (рационального) познания, которое опосредованно, ищет скрытое, требует проникновения в глубь, поиска причин и их анализа.

48. [66] Etym. gen. βίος.

«Имя луку — жизнь, а дело его — смерть».

Знаменитый гераклитовский образ – ЛУК, который можно рассмотреть как визуальную метафору мира в целом, каждого отдельного процесса, каждой вещи и нашего мышления о мире и вещах.

ЛУК – прежде всего предмет, вещь. Как вещь, лук обладает такими особенностями, которые очень просто, наглядно демонстрируют, как полагает Гераклит, мироустройство.

Лук – это ручное оружие для метания стрел, боевое орудие, которое представляет собой изогнутую, пружинящую дугу, два конца которой стянуты тетивой; натяжение тетивы стрелой и запуск (метание, отпуск) стрелы из этого положения обеспечивает ей движение, полет к намеченной цели.

Лук – наглядное демонстративное совмещение в одном незамысловатом предмете противоположных свойств, сторон, начал:

1) два противоположных конца дуги соединены нитью, тетивой;

2) натяжение тетивы между двумя концами дуги – потенциальная энергия, которая преобразуется в кинетическую энергию при отпуске стрелы;

3) полет стрелы (движение, изменение) становится возможным, когда тетива из измененного, натянутого стрелой состояния, возвращается в прежнее спокойное, но сохраняющее скрытое напряжение состояние. Условия полета стрелы – наличие противоречия между динамикой стрелы и покоем, статикой лука и, наоборот, динамикой тетивы и неподвижностью, фиксацией стрелы, которая должна вот-вот улететь в цель; между статичностью стрелы и динамичностью тетивы (состояние прицеливания);

4) горизонталь тетивы и перпендикулярность ей стрелы;

5) дуга и стрела – целое дуги визуально делит надвое прицеленная стрела.

Законом мира, по Гераклиту является противоречие, борьба противоположных начал в рамках одного целого, в рамках единства.

«Имя луку – жизнь» ‑ «по-видимому, слово βίός употреблялось древними омонимически, означая «лук» и «жизнь». … Оружие это получило свое название то ли от силы (βία) натяжения, поскольку, чтобы натянуть лук, требуется сила, то ли потому, что с его помощью древние добывали себе средства к жизни (βίόν), используя его на охоте; древние добывали себе средства к жизни, стреляя из лука пернатых и четвероногих» [Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С.209].

Но если прочитать это высказывание Гераклита в контексте всех его высказываний и, прежде всего, высказываний о «войне – отце всего», то «имя лука – жизнь» означает: лук – это воплощенное противоречие, это – жизнь, так как все, что существует, по Гераклиту, есть борьба противоположных начал. В этом смысле лук есть жизнь (сам предмет есть буквальное соединение в одном противоположных начал) и лук есть предметная метафора жизни, модель соединения в одном противоположных начал.

Но жизнь есть смерть: «дело лука – смерть» ‑ выпущенная стрела уничтожит чью-то жизнь.

Лук – не просто модель мироздания, наглядный, убедительный образец противоречивого единства. Лук можно рассмотреть как метафору нашего мышления, пытающегося собой охватить весь мир, т.е. мыслью представить целостность. Как это возможно сделать? – Соединить противоположности, попытаться мыслью удержать эти противоположности, т.е. «натянуть между ними тетиву». Мир многопланов и многообразен, бесконечен и включает много уровней, и т.д. Естественно, мы сводим нашей мыслью все многообразие к определенным его характеристикам, которым возможно найти противоположные, исключающие предыдущие. Единство мира в нашем мышлении ‑ удержание нашей мыслью разных противоположных характеристик мира (мысль – «натянутая тетива»).

Но лук может быть рассмотрен как визуальная метафора самой метафоры как формы мышления: на примере лука можно продемонстрировать механизм метафоры ‑ соединения, совмещения двух сторон, двух явлений, двух состояний. Метафора удачна, когда натяжение обладает упругостью, может своей скрытой энергией помочь «улететь стреле». Летящая стрела ‑ прозрение, открытие, которое в результате совмещения, соединения разных явлений, мы получаем.

Противоположности едины, неотрывны друг от друга. И эту неотрывность Гераклит пытается разъяснить и на трудных, непонятных, и на простых примерах.

49. [113 ] Гален de diff. puls. VIII 77ЗК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: