Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея

«Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея».

Знание и много знания не помешает, но само по себе оно еще не научает быть умным. Многознание ‑ условие необходимое, но не достаточное для того, чтобы «быть умным». Ум не определяется количеством сведений, которыми обладает человек. Ум ‑ глубина разумения, понимание, чего не достает Гераклиту ни у знаменитых Гесиода и Пифагора, ни у элейца Ксенофана и автора исторических описаний милетца Гекатея.

41.[19] __ __ (примык. к 40).

«Мудрость заключается только в одном: признать разум как то, что управляет всем при помощи всего».

Признать Закон, признать Логос, т.е. разум, который тождественен космическому Закону. Но мудрость – особое состояние ума, когда своим умом я охватываю вселенную в ее единстве и выражаю это единство мыслью, потому разум и есть «то, что управляет всем при помощи всего». Из гераклитовского фрагмента можно вывести и последующего разума-демиурга Платона, проектирующего, творящего космос и повелевающего им, и гегелевское тождество бытия и мышления, и много другое в последующем развитии философии.

В этой фразе можно вообще не вспоминать космос, а увидеть характеристику ума «изнутри», определение самопознания и самосознания как условия мудрости: «разум управляет всем» ‑ самим собой тоже; и «при помощи всего» ‑ при помощи разума тоже. Что получилось ‑ замкнутый круг, «петля» [См.: Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Самара, 2001] – «разум управляет разумом при помощи разума» ‑ один из кругов всеобщего круговорота или одна из точек в действии всеобщего космического Закона (Логоса), который управляет всем.

42. [119] __ __


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: