Не следует действовать, как [дети родителей], т. е. , говоря попросту, — как мы переняли]

«[Не следует действовать, как [дети родителей], т.е., говоря попросту, — как мы переняли]».

О подражании: как часто мы обманываемся видимостью (фрагмент 73 [94] – действуем и говорим, подобно спящим), но реальность, даже самая достойная (родители для детей) не есть гарантия достойного поведения и мудрости, если мы ей всего лишь подражаем. Подражание не есть истинное, т.к. оно оставляет нас детьми, т.е. не самостоятельными, не ищущими, не познающими.

75. [90] __ VI 42.

«[Спящих, предполагаю я, Гераклит называет] работниками и сотрудниками того, что происходит в космосе».

Речь идет опять о сне, о спящих, которые являются стражами и живых, и мертвых, так как сон есть пограничье между жизнью и смертью: для живых – это имитация смерти, некое ее подобие, промежуточной состояние, похожее на смерть, но не смерть. Для мертвых – это живое, подобие мертвого, но живое, значит, бодрствующее. Тогда получается, что спящие «перед находящимися там», за гранью жизни, т.е. в «царстве мертвых», «восстают», т.е. для неживых они «восставшие» (немертвые) люди пограничья ‑ «стражи живых и мертвых».

76. [25] Максим Тирский XII 4 р. 489 {после В 60. 62).

«Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля—воды [смертью].

Огня смерть—воздуха рожденье и воздуха смерть—воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, [из смерти] воздуха — огонь, и наоборот».

Смерть одного есть условие рождения другого – космический Закон: жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь.

Но в этом фрагменте ‑ детализация космологического процесса «угасания» огня, когда охлаждение мирового жара (смерть огня) порождает воздух («воздух живет огня смертью»), охлаждение горячего воздуха приводит к возникновению воды («вода живет воздуха смертью»), а смерть воды (высыхание, затвердение) рождает землю («земля—воды [смертью]»). Вторая часть фрагмента – повторение этапов: как смерть есть жизнь воздуха, как смерть воздуха есть жизнь воды, как смерть земли есть вновь рождение воды, как смерть воды есть жизнь воздуха, как смерть воздуха есть жизнь огня. И наоборот. И так – вечно, «мерами», т.е. процессы изменения ритмично сменяют друг друга, как «мерами» происходит «сгорание» всего в мировом пожаре, так и «угасание» мирового огня, т.е. «огня смерть – воздуха рожденье и воздуха смерть – воды рождения…» И опять все снова и снова.

77. [72] Нумений fr. 35 (у Порфирия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: