«С тем, с чем они имеют наиболее непрерывную связь,— со [всеуправляющим] логосом они враждуют, и то, с чем они встречаются ежедневно, кажется им чуждым».
Но те, кто помнит и знает – они «имеют … непрерывную связь с всеуправляющим логосом, т.е. они познают его, предполагают его действие, и т.д. Но почему они (знающие и помнящие) с логосом враждуют? Потому что познание есть тоже борьба противоположностей: логос всеохватен и надиндивидуален, а человеческий ум конечен и индивидуален; познание бесконечно, а жизнь человеческая конечна; логос неявен, скрыт, его возможно обнаружить проникновением вглубь, путем анализа, на поверхности же дано явное, чувственно данное, в котором можно обнаружить знаки скрытого, но которое само по себе, скорее, обманывает; и т.д. Вот почему те, кто имеет непрерывную связь с логосом, с ним в тоже время враждуют. Заключительные слова – «то, с чем они встречаются ежедневно, кажется им чуждым» ‑ как раз о том, что люди познающие (имеющие связь с логосом) не доверяют повседневным, чувственно данным вещам: ежедневное, отвлекающее и обманывающее, кажется им чуждым.
О трагизме познания и трагической природе мудрости, вернее, любви к ней: враждебность, чуждость – как со стороны космического логоса, к которому ценящие знание и любящие мудрость, тяготеют, но и одиночество в обычном повседневном мире, который «кажется им чуждым».
73. [94] __ __
«Не следует действовать и говорить подобно спящим, [ибо и во сне кажется, что мы действуем и говорим.]»
Гераклит не раз говорит о видимости, о кажимости, об иллюзорности, название которым – сон. Не следует иллюзорное воспринимать за действительное. Не следует поступать согласно знаниям иллюзорного, тогда мы уподобимся спящим, т.е. нам будет казаться, что мы действуем и говорим, но на самом деле будем обманывать других и себя. Сон в данном случае символ того, что легко обманывает, т.е. выдает себя за действительность.
74. [к 97] __ __






