Мозг и психика: их взаимодействие и взаимовлияние

Мозг не формирует психические процессы, он только способствует функционированию ВПФ, т.е. ВПФ = функция мозга, а не его содержание.

Сегодня многие отечественные психологи рассматривают ВПФ: непременное условие: развитие ВПФ в связи с г.м.. Она не наследуется, а приобретается в сотрудничестве с окружающими людьми, в предметной деятельности, …

+ психика человека – функция высших мозговых структур, которые формируются онтогенетически в процессе овладения историческим опытом.

Многие ссылаются на мозг как орган психики.

(Гальперин считал, что нет связи между мозгом и психикой).

Выготский, Леонтьев, Лурия: надо изучать взаимодействие мозга и психики = интеграция социально-биологическая.

Исследования: Хосе Дельгада: рассматривал мозг как материальную основу психических процессов + основа обучения и воспитания человека; мозг – функциональная сущность психических процессов; он не создает психические процессы, но способен к обучению; он ничего не создает, а способен к этому (абстрактное мышление, память, нравственность…).

Х.Д.:Формирование ВПФ целиком зависит от информации, поступающей извне. В отсутствие соответствующей информации ВПФ не разовьются.

      Мозг – физико-химический объект и функционирует как часть организма.

      ВПФ – функциональная сущность ее не взвесишь и не почувствуешь.

      У человека есть потенциальные возможности организации и формирования речи у человека от рождения (у животных этого нет).

       Написал руководство по воспитанию ребенка с учетом взаимодействия мозга и психики.

Наши психологи также считают.

Наши психологи: потенциально для ВПФ существуют возможности от рождения, но нужны соответствующие социальные условия для развития.

Х.Д.: человек – функциональное триединство: (взаимодействие неразрывное и важны в процессе развития ребенка):

достаточно ли: сенсорной информации + поведенческой реакции (=ВПФ) = интроцеребральных (внутримозговое) процессов г.м.

- в момент рождения ребенка сознание не существует

- сознание невозможно без притока сенсорной информации

- информированность человека, личность, поведение – не свойство мозга, а приобретенное = обучать и помогать в обучении надо, сам он ничему не научится

= развитию психических функций надо обучать ребенка: садиться на горшок, плевать, морали … = воспитать ребенка.

       Не обучение важно, а воспитание (обучение – естественное состояние человека, а воспитание только взрослый может быть)

      Цель воспитания - в создании ВПФ, а не в их выявлении.

Выготский: о биологическом и социальном: сложность этого взаимодействия = трансформация (изменение) (мозг оказывает влияние на тело: выздоровеет или нет) происходит (оказывает влияние на развитие);

                 На каждой возрастной ступени развития по-разному проявляется взаимодействие социального и биологического.

                Психофизиологического аппарата развитие для психики должно быть!

                Основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция = несовпадение, расхождение социального и биологического развития; рассогласование = не совпали, нет слияния как у нормального ребенка.

                Трансформация может влиять на развитие психики как (+), так и (-).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: