Мозг не формирует психические процессы, он только способствует функционированию ВПФ, т.е. ВПФ = функция мозга, а не его содержание.
Сегодня многие отечественные психологи рассматривают ВПФ: непременное условие: развитие ВПФ в связи с г.м.. Она не наследуется, а приобретается в сотрудничестве с окружающими людьми, в предметной деятельности, …
+ психика человека – функция высших мозговых структур, которые формируются онтогенетически в процессе овладения историческим опытом.
Многие ссылаются на мозг как орган психики.
(Гальперин считал, что нет связи между мозгом и психикой).
Выготский, Леонтьев, Лурия: надо изучать взаимодействие мозга и психики = интеграция социально-биологическая.
Исследования: Хосе Дельгада: рассматривал мозг как материальную основу психических процессов + основа обучения и воспитания человека; мозг – функциональная сущность психических процессов; он не создает психические процессы, но способен к обучению; он ничего не создает, а способен к этому (абстрактное мышление, память, нравственность…).
|
|
Х.Д.:Формирование ВПФ целиком зависит от информации, поступающей извне. В отсутствие соответствующей информации ВПФ не разовьются.
Мозг – физико-химический объект и функционирует как часть организма.
ВПФ – функциональная сущность ее не взвесишь и не почувствуешь.
У человека есть потенциальные возможности организации и формирования речи у человека от рождения (у животных этого нет).
Написал руководство по воспитанию ребенка с учетом взаимодействия мозга и психики.
Наши психологи также считают.
Наши психологи: потенциально для ВПФ существуют возможности от рождения, но нужны соответствующие социальные условия для развития.
Х.Д.: человек – функциональное триединство: (взаимодействие неразрывное и важны в процессе развития ребенка):
достаточно ли: сенсорной информации + поведенческой реакции (=ВПФ) = интроцеребральных (внутримозговое) процессов г.м.
- в момент рождения ребенка сознание не существует
- сознание невозможно без притока сенсорной информации
- информированность человека, личность, поведение – не свойство мозга, а приобретенное = обучать и помогать в обучении надо, сам он ничему не научится
= развитию психических функций надо обучать ребенка: садиться на горшок, плевать, морали … = воспитать ребенка.
Не обучение важно, а воспитание (обучение – естественное состояние человека, а воспитание только взрослый может быть)
Цель воспитания - в создании ВПФ, а не в их выявлении.
Выготский: о биологическом и социальном: сложность этого взаимодействия = трансформация (изменение) (мозг оказывает влияние на тело: выздоровеет или нет) происходит (оказывает влияние на развитие);
|
|
На каждой возрастной ступени развития по-разному проявляется взаимодействие социального и биологического.
Психофизиологического аппарата развитие для психики должно быть!
Основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция = несовпадение, расхождение социального и биологического развития; рассогласование = не совпали, нет слияния как у нормального ребенка.
Трансформация может влиять на развитие психики как (+), так и (-).