Концепция морфогенеза и его роли в развитии психической деятельности детей

Изучать интроградные процессы = понять ВПФ.

Преобладание высших отделов = полушарий = органов формирования прижизненно: малый ассортимент врожденных форм поведения, чем у животных. Мозг готов к обучению с первых минут жизни в отличие от животных.

Мозг новорожденного недоразвит. В первичных сенсорных системах г.м. и моторной коре многие признаки: толщина слоя и величина клеток находится на стадии эмбрионального развития и морфофункциональное развитие оказывает влияние на психику ребенка. Если нет миелинового слоя, клетки недоразвиты = обучаться начинает и на 30-й день начинает улыбаться (эмоции = сенсорные и моторные зоны начинают развиваться).

Нам важно: когда встал, пошел = развитие моторной зоны.

На 2-м месяце сенсорное развитие (слышит,…)

Мозг новорожденного по своим размерам и строению отличается от г.м. взрослого человека (и животных тоже). Процесс созревания морфологического постоянно происходит. Морфологическое созревание является одним из условия развития психических функций. Как развивается г.м., так развиваются и психические функции.

Важно также созревание всей НС для развития г.м.

В процессе развития г.м. развивается не только морфология, но и физиология (торможение, возбуждение, индукция).

Определенная структура и зрелость психофизиологического аппарата необходима для развития ВПФ: физиологические процессы + формирование функциональных систем.

Взаимоотношения между морфогенезом (анатомическое созревание г.м.), между функционированием коры и ее развитием двусторонни, т.е. развитие ВПФ и развитие мозга друг на друга влияют (ВПФ на мозг и мозг на развитие ВПФ)

(не востребована какая-либо психическая функция (нет сенсорного влияния на мозг) = мозг не будет созревать (Бехтерев, Ухтомский, Анохин, Выготский, Лурия, Леонтьев…)) = для ВПФ требуется определенная зрелость г.м. и если ВПФ не востребована = не будет зрелости г.м.

Выготский: развитие ребенка пересмотреть надо:

- периодичность

- диспропорция развития функций

- качественная (метаморфозы) превращаемость одних форм в другие (непроизвольная в произвольную память превращается)

- сложное скрещивание внешних и внутренних факторов: социальное влияние = приток информации (внешний фактор) влияет на морфогенез г.м. (рост клеток, анатомическое созревание ускоряется, физиологические процессы развиваются, миелинизация начинается, количество клеток увеличивается)

Пиаже, Дельгадо, Анохин, Ухтомскй также…        Саркисов…

(кн. Ухтомский «Доминанта» (+))

Саркисов: способность понимать приобретается после рождения = очень важен постнатальный период.

2/3 всего мозга занимает кора и в ней происходит: изменение психических процессов,… только н/психологи могут видеть роли этих областей в нарушении психических процессов.

Н/психология должна со специалистами других наук работать: н/хирурги, неврологи, …

Интенсивное созревание проекционных первичных зон создает предпосылки для формирования предметных действий и для развития предметных восприятий на этом этапе развития. (первичные зоны формируются с 1-го дня рождения и заканчивают формирование к концу 1-го года жизни).

Пиаже: - первые 18 месяцев – на становление сенсомоторной координации и формирование личности оказывают влияние

- в дошкольном возрасте начинается созревание интегративных корковых зон = объединение в целостные системы (н-р: предметной деятельности): н-р: игра; формируются ассоциативные вторичные поля.

                                 (к концу 1-го года жизни первичные зоны созревают)

Первичные зоны: тут модально-специфические факторы находятся (этот фактор может лежать в основе несформированности ВПФ).

Первичное поле:

- 17 поле зрительное: воспринимает зрительные сигналы

- темя верхнее – кожно-кинестетические сигналы

- верхняя извилина виска – акустический анализатор – звуковые сигналы, анализ и синтез

- 40 поле – кинестетические сигналы…

= специфические сигналы = разные виды = модальности восприятия находятся в разных первичныъ полях

 Если какая-либо зона не востребоана = зона в г.м. не будет развиваться и эта ВПФ не будет развиваться.

Развитие мозга зависит и от воспритания ребенка, а не только от социальных условий = усиленное функционирование г.м., который находится находится на определенной стадии созревания.

(Касаткина, …)

Влияет т.е. не только на морфогенез г.м., а на морфогенез нервых структур (миелинизацию нервных путей, рост нервных клеток коры, на которую оказывается влияние).

Морфогенез является двусторонним: для ВПФ определенное созревание г.м. + НС созревание (определенная толщина, миелинизация).

2-е и 3-е поля – до 7-12 лет формируются и мелинизация также к тому жет времени

лоб к 10-12 годам (некоторые считают, что к 6-8 годам)

Индивидуальные особенности НС существуют = одно из составляющих в развитии НС.

Созревание г.м.:

Процесс длительный и неравномерный.

Уровни г.м. созревают (диэнцифальная система (промежуточный мозг): талямус – зрительный бугор, гипоталямус…):

- глубинные структуры г.м.: активационные процессы

подкорковый аппарат = восходящее влияние: импульсы по разным областям коры = активация коры

далее

- созревают первичные поля: с рождения – к 1 году – сенсорная и моторная активность

- созревание 2-х (ассоциативных) полей – от 2-5 лет: модально специфические функции созревают

                                 (зрительное восприятие, акустическое восприятие, произвольная память, непроизвольная память, тактильое восприятие)

- третичные поля: основа формирования, развития и нарушения наиболее сложных ВПФ: ТПО (височно-теменно-затылочные оны)

к 8-12 годам созревают: 39 + 40 = 37 и частично 19 поле

верхние теменные отделы + нижние теменные + задние височные зоны

(если нарушение: пространственное восприятие нарушается = письмо, чтение, речь нарушаться может, т.к. в них включается оно

- лобные доли: регулирование, программирование, контролирование и вся организаця протекания ВПФ, воля

синтезирование внешней и внутренней информации + трансформация всей информации = регуляция всех ВПФ

к 8-12 годам созревают (другие считают 6-8 лет)

преобразование информации в двигательные акты, в …

поведение как сложная форма деятельности человека здечь

личностный смысл, планирование жизненное

вообще произвольную форму деятельности ребенка регулирует

объединение действий ребенка в системы: игры, … + сложные комплексы умений и знаний

= так долго лобные доли и созревают.

 

Гетерохрония созревания анатомических структур:

Разные уровни (структуры анатомические) г.м. созревают в разное время и разные поля в разное время созревают:

Сначала 1-е = 2-е = 3-е.одни структуры г.м. = другие

Временная последовательность у всех одна и та же, характерная для человечества

Биологический, социальный и психологический смысл здесь:

в каждом возрастном периоде формируются только необходимые в этом возрасте ВПФ для развития всей психической деятельности ребенка = если не сформировались в этом возрасте = неправильное формирование психической деятельности ребенка

= становится фундаментом для взаимодействия с окружающей социальной и предметной средой (фундамент для более высоких ВПФ)

У ребенка все развивается серез восприятие = если восприятие не сформировалось (особое зрительное восприятие) = “ищите ребенка среди дебилов и олигофренов”(Выготский)

Менее страдают дети при несформированности слуховой модальности, сенсорной, моторной.

Если вундеркинды = развивать все структуры г.м. надо, а не только его способность одну!

Как несформированность как патологии от временной несформированности (просто еще не сформировалось по времпени) отличить?

Нормальный ребенок как выполняет операции, ВПФ которых не сформировались, а он выполняет эти операции?

Ребенок в школу должен приходить в определенным созреванием ВПФ, но не с полностью созревшими ВПФ, т.к. ЗБР должна быть и ему неинтересно будет учиться = плохо учиться будет.

При диагностике ЗБР смотрим = не несформированность (не патология), а индивидуальное развитие г.м. ребенка и его психической сферы.

Если нет ЗБР = патология (по всем модальностям надо пройтись).

= органика может быть, может быть нарушение функционирования (не сформирована).

 

Ребенок появляется с полностью созревшими подкорковыми образованиями (структурами): ретикулярная формация, талямус (зрительный бугор), гипоталямус (под зрительными буграми), толямические ядра, гиппокамп, миндальные ядра, хвостатое тело, …

(они и далее созревают и способствуют формированию ВПФ, связанными с ними: память, движение…)

Это единственные структуры готовые (созревшие), с которыми рождаются дети.

 

          

 

                                                                                                                                                                        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: